Конкурс - Имена. Андрей Вознесенский

Маллар Ме
 Дорогие наши постоянные участники и гости! Рады приветствовать всех!

                После незначительного перерыва продолжаем наш проект "Имена".

  Много ли среди профессиональных литераторов известных или просто талантливых поэтов (известность - капризная дама)? А среди известных поэтов - профессионалов? Давайте познакомимся поближе с одним из таких известных непрофессионалов!
____________

      Итак, друзья, встречайте, в это сложное, непростое, время у нас в гостях поэт:

                Андрей Вознесенский

  Андрей Вознесенский – советский поэт-классик XX века. Яркий представитель поколения шестидесятников, получивший широкую известность во время хрущевской оттепели, он писал не только стихи, но и публицистику. Андрей Вознесенский проявил себя как поэт-песенник. Его творчество не слишком одобряли власти, несмотря на такое отношение, Андрей Андреевич стал лауреатом Государственной премии СССР. Лирика Вознесенского пользуется особенным спросом у благодарных читателей.

   Андрей Вознесенский – коренной москвич. Он родился 12 мая 1933 года, был вторым ребенком в семье, старшую сестренку звали Наташей. Его отец, инженер-гидротехник, занимался строительством мощных гидроэлектростанций – Братской и Ингурской. Впоследствии инженер Вознесенский стал профессором, главой Института водных проблем.

   Первые годы своей жизни мальчик жил в Киржаче (Владимирская область), родном городе мамы, Антонины Сергеевны. Когда началась война, Андрей вместе с мамой оказался в эвакуации, в городе Кургане. В то время мальчику уже исполнилось восемь лет, он был учеником младших классов. Уже в то время Андрей воспринимает Курган как захолустный городишко, называет его настоящей «дырой», но отмечает, что в этой «дыре» к ним с матерью относились с большим теплом. После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Мальчик рано начал писать стихи, в подростковом возрасте он отважился показать эти творения своему кумиру – Борису Пастернаку. Маститый поэт оценил стихотворения юного коллеги чрезвычайно высоко. Вознесенский и Пастернак подружились, влияние Бориса Леонидовича на молодого поэта было огромным.

  Именно Пастернак настоял на том, чтобы Андрей стал студентом архитектурного института. Казалось бы, он предлагал юноше совершенно немыслимый компромисс, человеку с гуманитарным складом ума тягостно учиться в подобном ВУЗе. Но Борис Леонидович опасался, что в литературном ВУЗе преподаватели быстро загубят поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании, написав по поводу этого события яркие строки: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..». Поэт на самом деле навсегда, и очень радостно расстался с архитектурой, он ни дня не работал по специальности.

     Творческая биография поэта Вознесенского развивалась очень быстро. Уже в 1958 году любители поэзии впервые познакомились с его стихами. Они казались необычными, эффектными, насыщенными яркими метафорами. Читать Вознесенского непросто, в каждой его строке есть подтекст. Его стихи были новаторскими, на творчество молодого поэта оказывает большое влияние не только Пастернак, но и Маяковский, футурист Кирсанов. В 1960 году выходит первый сборник поэзии Андрея Вознесенского. Молодой человек назвал его «Мозаикой». В своих произведениях поэт позволяет себе критиковать власть, политический строй. После выхода таких стихов он становится неугодным, произведения Вознесенского называют «неформатом», ставят их в один ряд с творчеством Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Пострадал и редактор, давший распоряжение на издание сборника молодого бунтаря. Он рассчитался за публикацию крамольных стихов своей должностью, а сам тираж с большим трудом удалось сберечь от уничтожения.  Так была встречена первая книга поэта, но властям не удалось запугать молодого неформала. Через несколько месяцев выходит следующий сборник стихов Вознесенского, который он назвал «Параболой». Книга выходит огромным тиражом, и тут же превращается в библиографическую редкость. Далеко не все желающие смогли приобрести стихи молодого поэта. Его стали приглашать на закрытые вечера, где собирались опальные поэты и читали свои произведения. Коллеги, воспевающие существующий строй, делают Вознесенского персонажем стихотворных карикатур.

       Всемогущий генсек Никита Хрущев не собирается мириться с поэтом - оппозиционером, он намерен навсегда изгнать Вознесенского из страны.  Но он уступил просьбе Джона Кеннеди, которая утихомирила воинственного политика. Брат президента Соединенных Штатов, Роберт Кеннеди, очень тепло относился к творчеству Вознесенского, и даже переводил его произведения на английский язык. Американский президент не остановился на достигнутом результате, он добился еще одной преференции для Вознесенского. По распоряжению Хрущева поэта стали выпускать за границу. В США Андрей Андреевич познакомился с драматургом Артуром Миллером, поэтом Алленом Гинзбергом, Мэрилин Монро. Голливудской кинодиве поэт посвятит стихотворение. Со своими стихами Вознесенский объездил всю Европу, где к его творчеству относились очень тепло.

   В 1962 году поэт выпускает очередной сборник стихов, назвав его «Треугольная груша». Власти крайне недовольны его творчеством, Вознесенского критикуют, унижают, в газетах появляются разгромные статьи по поводу его личности и творчества. Но обычным советским читателям нравятся стихи Андрея Андреевича, они точны и правдивы. Произведения этого поэта выпускаются в «самиздате», их перепечатывают, передают друг другу «из-под полы». И это вдохновляет литератора на новые трудовые подвиги.

   Вознесенский работает очень много. Каждый год он радует своих поклонников новой книгой великолепных стихов. Особенно привлекают читателей его стихотворения о любви. Вознесенский – настоящий романтик, самое высокое человеческое чувство он воспевает в стихотворениях «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Эмоции, которые рождаются в его произведениях о любви, крайне полярны. Они возносятся к вселенской любви, либо падают вниз, к полюсу всеобъемлющего трагизма. Пиком творчества Вознесенского критики считают его либретто, которое стало основой для создания ленкомовской рок-оперы «Юнона и Авось» (1981). Композиции «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили и производят на слушателей незабываемые впечатления. С первых дней показов спектакля в зале был аншлаг. Однако в скором времени в иностранной прессе появились статьи, которые осложнили судьбу рок-оперы. Театральную труппу с этой постановкой долго не выпускали за границу, достать пластинку с рок-оперой можно было только путем невероятных усилий.

     В своей любовной лирике автор использует странные, и даже как будто бессмысленные эпитеты. Но именно эти слова очень точно передают высокие чувства, которые обуревают поэта, и вызывают трепетный отклик в душах читателей и слушателей. «Юнона и Авось» — не первое театральное воплощение высокой поэзии Андрея Вознесенского. Поэтический цикл «Антимиры» в театре на Таганке тоже шел с аншлагами. Музыку к этой постановке писали Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий. Поэт писал и масштабные произведения, он оставил своим читателям восемь поэм, среди которых особо значимыми признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо». Свое произведение «Андрей Полисадов» он посвятил прадеду, который был архимандритом в Муроме. В 1993 году в журнале «Дружба народов» была опубликована последняя поэма Вознесенского. Этот безразмерный молитвенный сонет получил название «Россия воскресе». Кроме стихотворений, поэт писал мемуары и публицистику, есть у него и большое прозаическое произведение – «Прорабы духа».

    Вместе со своей семьей поэт поселился в Переделкино, недалеко от дачи своего наставника, Бориса Пастернака. В доме-музее Пастернака есть уникальная вещь – портрет Бориса Леонидовича, сделанный руками Вознесенского. Поэт, преклонявшийся перед творчеством старшего товарища, сделал его портрет в седьмом классе на уроке труда. Дважды в год благодарный ученик посещал дачу мэтра, в день его рождения и в день кончины. Он ни разу не пропустил эти даты.

                Личная жизнь

    Первой женой поэта стала Белла Ахмадулина, покинувшая ради него Евгения Евтушенко. Их союз был недолгим. Вторая жена, Зоя Богуславская, известный литератор, ради Андрея Вознесенского пошла на развод со своим супругом. Ее увлечение поэтом оказалось настолько сильным, что женщина не побоялась разрушить благополучный брак. От второго мужа у Зои остался сын, совместных детей с поэтом у нее не было.

 Именно эта женщина стала настоящей хранительницей очага семьи Вознесенских. Их брак с поэтом длился 46 лет, муж скончался на руках у любящей жены. Вполне возможно, что их союз не был безоблачным.

  Есть версия, что Вознесенский пережил сильное увлечение Татьяной Лавровой, которой он посвятил бессмертные строки «Я тебя никогда не забуду». В одной из своих книг Василий Аксенов описывает этот роман.

     Причина смерти...

    Когда поэту было 62 года, доктора обнаружили у него первые признаки болезни Паркинсона. Со временем у Вознесенского стали слабеть мышцы конечностей и горла. Впоследствии он пережил три инсульта, в 2006 и 2010 годах. Третий удар стал последним, в это время литератор находился в своем доме в Переделкино.

    Даже перед самой кончиной, он, потерявший голос, тихонько нашептывал Зое Борисовне свое новое стихотворение. Прах большого русского поэта покоится на Новодевичьем кладбище. Рядом с этим местом – могилы его родителей.

    Андрей Вознесенский до конца жизни продолжал писать стихи и видеомы. 

   Оставленное наследие поэта

    Андрей Вознесенский экспериментировал в области художественной формы. Он создавал "видеомы", в которых стихи совмещались с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями. Он считал, что такая визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным.

Из интервью корреспонденту "Известия" Наталье Кочетковой:
 "Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое еще могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму "Мастера", стихотворение "Я - Гойя". Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. Своей первой видеомой я считаю плакат, нарисованный к столетию Пастернака, где он распят, как Христос. Тогда это выглядело довольно непривычно, издательство даже испугалось ставить свое название на постере.   Никакое другое искусство не находится столь близко к поэзии, как изобразительное, и чаще всего те образы и метафоры, которые не могут до конца выразиться словами, выражаются в этом."

   В первую годовщину его смерти Зоя Богуславская и ее сын Леонид Богуславский основали Благотворительный фонд имени поэта Андрея Вознесенского и учредили премию «Парабола» для «художников любого вида искусства». В 2018 году в Москве на Большой Ордынке открылся Культурный центр Андрея Вознесенского с интерактивными мультимедийными экспозициями, посвящёнными произведениям поэта.
________________________________________
 

  Итак, на столе ведущей авторский сборник избранных стихов и прозы "Аксиома самоиска" Андрея Вознесенского. СП "ИКПА" 1990 год. (ИКПА - совместное советско-финское предпритие)

В сборнике стихи располагаются на страницах:

Раздел "Автоответчик" .........................    7 - 27, 50 - 148 страницы
Раздел "Скульптор свечей" .....................   237 - 302 страницы
Раздел "Оглянись вперёд".......................   339 - 367 страницы
                373 - 504 страницы
Раздел "Деревянная вода" ...............    507 - 555 страницы         
_____________________________


На странице до 40 строк!!! Текст каждого произведения идёт с начала страницы!

Для участия в конкурсе необходимо:

1) написать рецензию с заявкой, где указать страницу (будьте внимательны, страницы указаны в списке!), номер строки по счёту снизу или сверху (например, "с 7 снизу" или "с 5 сверху") можно заказать ДО 4 строк (из полученных можно использовать любое количество, даже одну), но идущих подряд.

  Две цитаты с одной страницы разным авторам не выдаются. Смотрите внимательно - страниц в сборнике достаточно, а участников - не более 20! Каждому участнику полагается цитата с отдельной страницы!
 
 Ведущая приводит вам заказанные строки в замечании к вашей рецензии. Замена строк возможна и неограниченное количество раз! Но, внимание!!! ПО УСЛОВИЯМ КОНКУРСА:

 ПРИ КАЖДОЙ ЗАМЕНЕ ЦИТАТЫ, если она не понравилась и не вдохновляет, ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ ВЫЧИТАТЬСЯ ИЗ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ПО 2 БАЛЛА!
ЦИТАТЫ НА ВКУС ВЕДУЩЕЙ ВЫДАВАТЬСЯ НЕ БУДУТ! ВСЕ УЧАСТВУЮТ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ!

2) Из указанных строк любое количество (1-4) процитировать в любом порядке в своём произведении. Произведение принимается объёмом от 6-32(+2 строки)! Можно также использовать цитату в качестве эпиграфа. Желательно соблюдать предложенный стихотворный размер, но не обязательно. Строки из цитаты могут быть включены в текст стихотворения в произвольном порядке.

3) написанное на конкурс произведение опубликовать на своей авторской странице и заявку оформить в виде строки в замечании под своей рецензией с заявкой на строки строго по образцу:

Имя автора "название" ссылка на публикацию.

4) принимается одна заявка от одного автора. Всего на конкурс принимается не более 20 произведений! От 20 участников 20 заявок. Замену цитат  можно запрашивать неограниченное количество раз.

После 20 заявок от 20 участников приём будет закрыт, но останется время для написания стихов.         Будьте внимательны!

1 участник - 1 стихотворение!  Каждую из цитат можно заменить с потерей итоговых баллов (минус 2 балла)!

*
   Если на странице в поэтическом сборнике окажется меньше строк, чем номера заявленных, будут взяты последние 1-4 строки, как закажет участник.

 Приём заявок и новых произведений до 10 АВГУСТА 2022, включительно!!!

  Затем будет объявлено голосование. А после подведены итоги по выявлению лучшего стихотворения по строкам поэта.

А это вам для настроения, дорогие поэты из поэзии известного поэта:

Почему два великих поэта,
проповедники вечной любви,
не мигают, как два пистолета?
Рифмы дружат, а люди — увы…

Почему два великих народа
холодеют на грани войны,
под непрочным шатром кислорода?
Люди дружат, а страны — увы…

Две страны, две ладони тяжелые,
предназначенные любви,
охватившие в ужасе голову
черт-те что натворившей Земли!

***

   СНАЧАЛА

Достигли ли почестей постных,
рука ли гашетку нажала —
в любое мгновенье не поздно,
начните сначала!

«Двенадцать» часы ваши пробили,
но новые есть обороты.
ваш поезд расшибся. Попробуйте
летать самолетом!

Вы к морю выходите запросто,
спине вашей зябко и плоско,
как будто отхвачено заступом
и брошено к берегу пошлое.

Не те вы учили алфавиты,
не те вас кимвалы манили,
иными их быть не заставите —
ищите иные!

Так Пушкин порвал бы, услышав,
что не ядовиты анчары,
великое четверостишье
и начал сначала!

Начните с бесславья, с безденежья.
Злорадствует пусть и ревнует
былая твоя и нездешняя —
ищите иную.

А прежняя будет товарищем.
Не ссорьтесь. Она вам родная.
Безумие с ней расставаться,
однако

вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно —
как лошадь, ее пристрелите.
Не выжить. Не надо обмана.
----------------------------

Всем удачи и вдохновения на пути открытия творчества имён известных, и не очень, поэтов, достойных внимания, наших современников и творящих поэтическое слово в далёкие и не очень времена!

ВАКАНСИЙ НА ЗАЯВКУ: 0.

Ведущая и автор проекта "Имена" Татьяна Игнатова.