Юмористу общеобразовательное 01

Питон22
Дисклеймер:
Что бы ни вообразили жалобщики, что бы ни заявляли о троллинге, буллинге и прочих обидах и нарушениях,  ничего личного, только литературная критика.

Всё цитаты приведены в полном соответствии со ст. 1274 ГК РФ и правилами сайта исключительно в научно-познавательных целях.

В своём произведении «ОтПенаХ 88 - «Издержки развитОго социализма»  (http://stihi.ru/2022/07/22/4473), Григорий Липец  описал  особенности высшего образования СССР.
Позволю себе рассмотреть это произведение, отнесённое при публикации к «ироническим стихам»  с технической, художественной и  фактологической сторон.

Если не указано иного, цитируется произведение Липеца.

Для начала о технической составляющей рифмованной части.

Навыки, которыми, несомненно, обладает Григорий, позволили избежать  грамматической рифмы и не сбиться с ритма.
Для  этого, правда,  потребовалась «добивка» – слово «блин» –  и не самая благозвучная рифма «дундук-наук».
Насколько вообще оправдано привнесение приниженной лексики, особенно для добивки до размера?
Ну, разве, что другие приёмы недоступны.

Рифмопара «поздно-пользу»,  с моей точки зрения,  весьма сомнительна, но если покопаться в теории стихосложения,  можно подобрать этому сочетанию подходящий термин.
Та же «псевдорифма»,  которая имеет в названии нужное групповое слово, пусть даже в сочетании с «псевдо».

Есть ещё один  технически сомнительный приём – переход от  третьего лица к первому.
Да, понимаю, в данном случае так проще, но лично для меня оправданность такого «изыска» весьма сомнительна.

Вывод: назвать безупречной стихотворную  технику, явленную Григорием,   было бы несправедливым.

А что с прозаическим разъяснением? Как с ним дела?

Бытует мнение, что если поэт не способен в стихотворении без дополнительных разъяснений донести свою мысль до читателя, то не следует обнародовать ни стих, ни разъяснение.
Многие считают, что Зинаида Гиппиус именно об этом сказала: «если нужно объяснять, то не нужно объяснять».
А если к сомнению в нужности пояснения  добавить его техническую небезупречность?

«Огромную роль были призваны сыграть…» (с)
Не уверен, что фраза «Призваны сыграть огромную роль» сформулирована  корректно.

«Так что пусть представители молодёжи ценят, сколько мозговых клеток у них освободилось за отсутствием вышеописанного».  (с)
Какое чудесное сочетание канцеляризма (представители молодёжи + за  отсутствием вышеописанного) с назидательностью (пусть ценят) и невнятностью (освободилось некое количество мозговых клеток)!
Какой из этого  неописуемо специфический коктейль получился!

О художественности, как о составляющей рассматриваемого произведения, говорить не приходится.
Нужна ли для иронии (произведение, напомню,  размещено в рубрике «иронические стихи») художественность?
Когда-то считалось, что да.
Я приверженец старых воззрений, может, поэтому хотелось увидеть хоть один использованный автором  приём, который бы позволил этой рифмованной агитке,  подогнанной под строку известной песни, претендовать на художественность.

Возможно, тема, затронутая в публикации, настолько животрепещуща и актуальна, что  делает все остальные составляющие прозаического пояснения неактуальными?

Давайте разбираться.

СССР прекратил своё существование в декабре  1991 года, сиречь тридцать с половиной лет назад.
Столько же, как минимум, лет (даже если предположить, что начавшаяся шестью годами ранее  «гласность и демократия» никак не повлияла на программы ВУЗов), никто историей  КПСС, марксистско-ленинской философией и научным коммунизмом  студентов не грузит.
Более того, нынешняя молодёжь представления не имеет не о содержании даже, о самом  существовании упомянутых Григорием предметов.

Возникает вопрос: а, собственно, не промахнулся ли Григорий, направляя остриё своей иронии на «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? (*)

«Если ты не подкован идеологически, то ты как бы не совсем советский человек» (с), утверждает Григорий.
К чему это сказано? В СССР всё было так плохо и Григорию есть с чем сравнить?

В образовательных учреждениях всех ступеней образования (от детсадовского до ВУЗовского)  США и Канады имеются обязательные предметы, изучение которых не может длиться менее определённого времени.
И среди этих предметов… патриотическое воспитание!

«Значительные усилия  прилагают властные структуры,  чтобы в качестве одного из аспектов патриотизма… определить прямую связь между любовью к родине и одобрением (в том числе и действием) всех военных акций, проводимых вооружёнными силами и спецслужбами».  (**)
 
Что характерно, ни в США, ни в Канаде эти усилия с 1991 не прекратились, скорее наоборот.
Выходит, квод лицет Йови, нон лицет бови?

Эпилог.

ЗдОрово,  что все российские студенты отстрадались тридцать лет назад.,
ЗдОрово, что есть авторы, до сих пор сочувствующие их былым страданиям.
Североамериканским студентам мои  соболезнования.

––––––––––––-
(*) А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила».
(**) Томилина, С. Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США.  Москва,  Буки-Веди, 2016. — С. 174-178. ( https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10630/ )

Прошу прощения за допущенный сбой в ссылке на произведение Липеца.
Сейчас ошибка исправлена.
Спасибо внимательным читателям.