О сфинксах, пророчествах и родительских отношениях

Вера Иванова 2
Не стану пересказывать историю бедолаги Эдипа, убившего отца своего и себя в конце, а маму свою(кхе-кхе).
Легенду все знают, любят, помнят.
 Да и как забудешь, когда все мы - чьи-то дети и родители и повязаны комплексами Эдипа-Электры с младых ногтей. Да и супружеские отношения чётко укладываются в модель родительских инстинктов, где муж и жена делят между собой роли опекунов или опекаемых.
* кто не читал классику - Яндекс в помощь.
Однако примечательно в этой истории другое - персонажи прорицателей и сфинкса.
Вот не наплети предсказатель на уши лапши царю Лаю про младенца Эдипа, рос бы мальчуган дома в полном довольстве, и ничего плохого не случилось бы.
А так ... Какой то хитрый умник извёл под корень царский род без яда и кинжала, просто вбросив, как говорят сейчас, программный вирус.
В этой связи уместно вспомнить о судьбе хироманта из рассказа О. Уайльда "Преступление лорда Артура Сэвила". Там "вирус" накрыл самого прорицателя, и поделом.
Но вернёмся к Эдипу, где одной из ключевых фигур в мифе оказывается вроде бы  эпизодическая морда редкого животного - сфинкса.
Сфинкс, с греческого на русский - душитель,- переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» - «живой образ».
Образ - это тоже программа. Создать по образу и подобию, это как построить по чертежу, распечатать с файла, вырастить из семени.
Только образ сфинкса - ни что иное, как образ вируса: тело льва - у египтян, или собаки - у греков и голова мужчины или женщины, - чёрте что и сбоку бантик.
И задача у сфинкса: коварство, загадки, путаница, лабиринт, удавка,- то есть искажение информации.
Архетипически прорицатели и сфинксы близки по своим задачам: запугать, запутать, погубить или обобрать того, кто повёлся.
Правда, бывают и добрые пророчества, но это уже зависит от настроения и того, насколько хорошо кормят пророка, и ещё – не засланный ли это казачок с усыпляющей бдительность "дезой".
Случаются и беззлобные полоумные бредоносцы, говорящие общими двусмысленными фразами, и тут уже сами "клиенты", конфликтующие с логикой и здравым смыслом и  придавленные неизвестностью грядущего, домысливают по пушкинской схеме:"Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!".
А в целом, всё построено на вечных спутниках человека - страхах, главный из которых - неожиданность.
К примеру, у сфинги(женский вариант сфинкса) - женская голова. Вроде, идёшь такой, ничего плохого от тётеньки не ожидаешь, а она тебя - цап-царап, очень страшно, и сообразить не успеваешь. Называется этот типаж "страшная мать" - выражает страх человека перед внезапной утратой чувства защищённости. Ну, например, когда такая добрая и тёплая мама вдруг хмурится, кричит, хватается за ремень – это открытие и шок для ребёнка. Только что всё было хорошо, и вдруг – упс!.. – всё плохо.
Эдип встретился именно со сфингой.
Только он был к тому времени уже заморочен дельфийским оракулом, и ему уже был свет не мил на столько, что пугаться - недосуг, поэтому сфингу победил, после чего оказался в объятиях "доброй мамы"-жены... лучше бы не оказывался, ибо всё обернулось плохо, но не потому, что пророк напророчил, а потому, что ему поверили и стали мыслить и действовать в рамках заданного алгоритма....

Так к чему это я? Да к тому, что сфинксы и прорицатели нас окружают повсюду, на каждом шагу: дома, на работе, в магазине, в интернете, по "телеку", и всё потому что мы - сами себе сфинксы.
И частенько за добрым кроется злое, и наоборот, и верить, не подумав, всякому слову, а зачем и с какой корысти кто что брякнул - чревато.
Нас постоянно призывают верить, но по большому счёту, нет ничего хуже веры.

"Ох, уж эти сказки! Ох, уж эти сказочники!"..