На мысли К. Г. Юнга о 2-й Мировой войне

Игорь Соколов 2
(Из интервью К. Г. Юнга радиостанции Би-Би-Си 3-го ноября 1946 г.)

«События последнего десятилетия приводят к мысли, что их причиной являлись специфические психические расстройства.Как вам, вероятно, известно, я одновременно оперирую психологией как сознания, так и бессознательного, что подразумевает и анализ сновидений. Сновидения являются продуктом бессознательной психической активности
Ещё в 1918 году я обнаружил специфические нарушения в сфере бессознательного моих германских пациентов, которые нельзя было объяснить только их индивидуальной психологией… Нарушения в сфере коллективного бессознательного присутствовали у каждого из них, пусть и в разной степени… Наблюдавшиеся мной архетипы являлись выражением первобытных инстинктов, насилия и жестокости.
Как стало понятно в следующие годы, это состояние ни в коем случае нельзя признать чисто Тевтонским феноменом. Атака примитивных психических сил имела более или менее всеобъемлющий характер. Специфика заключалась в самом немецком менталитете, который имел большую чувствительность по причине явной склонности немцев к коллективной психологии.Поражение (в 1-й Мировой) и социальные потрясения усилили массовый инстинкт, так что весьма вероятно, что немцы стали первой жертвой среди европейских наций — жертвой массовой истерии, возникшей по причине пробуждения и подъёма сил, до того таящихся глубоко в бессознательном, но готовых прорвать любые нравственные заслоны.
Эти силы должны были сыграть роль компенсации. Если такое компенсаторное движение не интегрирует в сознание индивида, то это приводит, в лучшем случае, к неврозу, а то и к психозу, и то же самое справедливо для коллектива.
Совершенно ясно, что появление подобного компенсаторного движения связано с тем, что нечто не в порядке или патологически увеличено, ибо только дефективное сознание может вызывать противодействие со стороны бессознательно го. Как я уже упоминал, волна, поднявшаяся из глубины бессознательного после 1-й Мировой войны, отобразилась в индивидуальных сновидениях в форме мифологических, коллективных символов, выражавших жестокость, насилие и первобытные инстинкты, короче говоря, силы тьмы. Когда подобные эмблемы и символы становятся актуальными для большого числа индивидов, они притягивают таких людей друг к другу словно магнитом, и так формируется толпа.
Лидер для неё обязательно найдётся — личность, которая будет иметь наименьшую сопротивляемость, как и чувство ответственности, и, по причине своих низменных склонностей, наибольшую волю к власти. Он даст свободу проявления всему тому, что готово взорваться, и толпа последует за ним, подобно сметающей всё снежной лавине.

Тьма сил лавиной хлынули наружу -
Истерия и психоз живой толпы -
Выражал собой поруганную душу -
Готовую с ума весь мир свести!