Шедевры Эрмитажа Красная комната

Вадим Константинов 2
                Если бы требовалось
                сравнить творчество Матисса
                с какой-то вещью, следовало бы
                выбрать апельсин...как и он,
                творчество Матисса-плод
                сверкающего света!..
                Апполинер




               
                ***
                "Волшебник
                Цвета!.."

                "Живописец
                Счастья!"
            
                Таких
                Эпитетов
                Вполне достоин
                Он!..

                К всему
                Живому
                Неотъемлемо
                Причастен...

                И потому уже
                Бессмертьем               
                Наделён!..
                21.03.2013.


                Не то, чтобы меня
                Он очень волновал...

                Но ощущалось в нём
                Духовное начало...

                И шёл я каждый раз
                К нему чрез полный
                Зал...

                И всякий раз тот зал
                Был для Матисса
                Мал...

                И на картине всё
                От страсти клокотало!..
                15.10.2019.


                Здесь красный цвет
                Над всеми остальными
                Главенствовал...

                Парил...

                Преобладал...

                И горделиво нёс,
                Матисса имя...

                Как красный стяг...

                Сам эрмитажный
                Зал!..
                04.07.2022.





Французский фовист Анри Матисс в 1908 году написал очередное полотно по заказу Сергея Щукина.

Фовизм как новое художественное направление существовал недолго, но успел проявить себя достаточно ярко в полотнах живописцев. Этот стиль исполнения изображения смешивал в себе несколько составляющих и рождал насыщенные авангардные картины. Чтобы понять фовизм, достаточно взглянуть на «Красную комнату» Матисса.
 
Средством выражения и передачи своего внутреннего состояния художник избрал цвет. Как известно по названию картины, главный цвет на ней – красный. И скатерть, и стена выполнены в одном цветовом решении. Более того, даже орнамент на этих поверхностях одинаков – темно-синие восточные растительные узоры. Зелень за окном ничуть не гасит поражающе яркий алый оттенок полотна. Мелкие цветы и расцветающие белые ветви деревьев вносят гармоничность и спокойствие в эту ошеломляющую цветом картину.

Пространственное построение отличается примитивизмом. В картине ощущается лишь намек на объемность и многомерность. Плоско написанные фигура женщины и деревья за окном сочетаются со стульями, столом, посудой и одноэтажным домом вдали, изображенными с учетом перспективы.

Фовизм ставил своей задачей показать восторженную радость от созерцания жизни. И Матиссу в «Красной комнате» удалось воплотить эту идею как нельзя лучше. Картина декоративная, энергичная, оптимистичная.

Резкие перепады цвета, элементы древнего искусства и примитивизм превосходно сочетаются и создают концентрированную картину самобытного таланта французского мастера. Цветет интерьер изумительной палитрой и фрукты с напитками на столе зовут наслаждаться дарами жизни.

Сперва работа называлась «Гармония в голубом», но художник впоследствии преобразил краски на холсте, получив в результате полюбившийся многим шедевр.