Евгения Таратута, автор книг об Этель Войнич

Зера Черкесова Новеллы
Таратута Е. История двух книг. М., 1987.
Не раз перечитывала эту книгу из домашней библиотеки. Но всегда вторую часть:об Этель Лилиан Войнич.
А вот теперь читаю на досуге первую часть:о Сергее Степняке-Кравчинском, некогда известнейшем политическом писателе, коим зачитывались, но ныне совершенно забыт.
Возможно, что и Этель Войнич забыта в 21 веке вторично.
Решила узнать об авторе. Википедия представила это имя:Евге;ния Алекса;ндровна Тарату;та (17 мая 1912, Париж — 3 октября 2005, Москва) — советская и российская писательница и литературовед, кандидат филологических наук.

Именно она вместе с советским дипломатом в США открыли советскому читателю долгое время неведомое имя на обложке "Овода":Этель Войнич. Оказывается, это история:кто была она, какой интересный путь в среде русских революционеров у этой девушки из английской семьи, дочери видного ученого, одного из создателей современного программирования, автор так называемой булевой алгебры. Его дети, дочери, тоже стали учеными, а Лили - писателем и композитором. И оказалось, что все это время она жила в США, куда эмигрировала с супругом, Михаилом Войничем, но впоследствии жила с помощницей Анной О Нилл в Нью-Йорке, не подозревая о своей, не имеющей аналогов в мировой литературе, славе писателя! Автора "Овода". Будучи уверена, что последнее издание "Овода" вышло в 1913году, когда к 60-ым годам 20в. ее роман был переведен на многие языки, экранизирован, издан многомиллионными тиражами! Одна из самых знаменитых книг столетия! А автор прозябала в бедности и безвестности в Америке.

Этот факт ярко иллюстрирует суть "Железного Занавеса".
И все же в конце концов она узнала о своей славе и мешки писем из СССР повалили к ней. Она читала их на полу-забытом русском...

Евгения Таратута переписывалась с Этель Лилиан Войнич, посылала книги, переводы "Овода" и другие дары, но к её великому сожалению, встретиться с писательницей не довелось. Получала она и гонорары из СССР за её издания, что к её маленькой пенсии было существенной прибавкой. Так что неисповедимы судьбы книг, как и людей.

А вот судьба Евгении Таратуты, советского литературоведа, не менее интересна и исторически-типична для своего места и времени. Вот что сообщает Википедия:"Родилась в семье живших в эмиграции революционеров-анархистов. Отец — Александр Григорьевич Таратута (Овсей Меер Гершкович) (1879-1937?), создатель ряда анархических групп, мать — Агния Маркова. После Февральской революции 1917 года семья вернулась в Россию.

В 1932 г. окончила филологический факультет МГУ....В 1934 году был арестован отец и расстрелян в 1937 году, семья выслана в Сибирь. Там работала в Тобольском зооветтехникуме.

Вернувшись в Москву из ссылки, работала в редакции детского журнала «Мурзилка» (1940—1941), на Всесоюзном радио в редакции детского вещания (1943), консультантом в Президиуме АН СССР (1941—1949), с 1949 года работала в ИМЛИ.

... Реабилитирована и освобождена в апреле 1954 года, восстановлена на работе в ИМЛИ.

С середины 1950-х годов занималась творчеством Этель Лилиан Войнич, разыскала совершенно забытую писательницу в США, подготовила к публикации в СССР её собрание сочинений. Автор нескольких книг о жизни и творчестве С. М. Степняка-Кравчинского. Мемуарист, автор воспоминаний о Корнее Чуковском, Василии Гроссмане, Норе Галь и других".

конец цитаты.

Литература

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р-Т. — М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Сочинения

Таратута Е. Этель Лилиан Войнич. Судьба писателя. М., 1960
Таратута Е. По следам "Овода". М., 1962.
Таратута Е. Русский друг Энгельса. М., 1967.
Таратута Е. Драгоценные автографы. М., 1986.
Таратута Е. История двух книг. М., 1987.

Да, прошла перепитии своего века. Репрессии коснулись и её семьи, и её саму.
 Однако она лишь ненамного не дожила до почтенных лет Этель-Лилиан Войнич и оставила мемуары, которые хочется прочесть. Есть что рассказать будущему - человеку, родившемуся до революции, и надолго пережившему советский строй.
Мариэтта Сергеевна Шагинян также прожила почти столетие, до заката Советской эпохи, а вот Евгения Таратута прожила до сравнительного недавнего времени, захватив солидный кусок пост-советского времени. Этель Войнич немного не дотянула до столетия. Видно, писательство способствует долголетию. Даже при таких обстоятельствах, как у перечисленных писательниц, отнюдь не самых благополучных, полных лишений и тягот.


Я, автор этих строк, с интересом прочла книгу "История двух книг" и не могу согласиться с Евгенией Александровной в том, что возвращение к теме "Овода" в других книгах было не настолько удачным у Этель Войнич, может быть, не настолько ярким, и уж совсем не настолько известным, но по-своему не менее интересным для не широкого, но заинтересованного читателя. Это уже друггой стиль в литературе, менее юношески-романтичный, но перо зрелого мастера и стиль литературы 20 века, если на "Оводе", написанном 25-летней Этель Лилиан Буль(впоследствии Войнич) лежит яркая печать революционной романтики и романтизма 19 века. То поздние книги Этель уже гораздо сложнее, психологически и изощрёнеее композиционно. Это уже на готового к такой литературе читателя. "Овод" же - легенда мировой литературы и ярчайшая отметина багажа искусства Соцреализма, хотя и написан был до революции.

Как и остальные три тома 4-томного Собрания сочинений Этель Лилиан Войнич, прочитанных мной еще в студенчестве и не раз частями перечитанных произведений. Особенно замечательна "Оливия Лэтам", во многом автобиографичная повесть. А также "Сними обувь твою", роман о предках Овода. Разумеется, это художественное произведение, но наполненное достоверностью искусства, мотивами психоанализа.

Хотелось бы послушать музыкальные произведения Этель Лилиан Войнич, которые наверное никогда не исполнялись, а Е.Таратута совсем не осветила эту грань своей героини, как литературовед, что упущение. Ведь писала же Мариэтта Шагинян, также как литературовед, подробно о музыке. Если пишешь о ком-то- то надо бы осветить как можно полнее все грани личности.

Тем более, что Этель Войнич как композитора себя считала не менее, чем как писателя, и даже на многие годы считая себя только композитором, в годы писательского забвения(как ей представлялось из-за океана), о чем писала Е.Таратута.
Реально ли достать в Интернете ноты её оратории "Вавилон" и др. сочинений?

По-своему замечательна история её супруга, польского революционера, а потом книгоиздателя Михаила Войнича. Существует так называемый "манускрипт Войнича" - загадочная книга на неведомом языке, никем до сих пор непереведенная ни на один язык. Эту книгу Войничу, как собирателю книжных редкостей и издателю, предложил некий посетитель и исчез.

А воспоминания о Норе Галь и др. следовало бы полистать. И откликнуться продолжением. Да и другие книги хотелось бы.
 
А в план просмотров - две экранизации "Овода". Одна с музыкой Д. Д.Шостаковича, дивный романс из него част  в заявках радиослушателей. Есть опера "Овод", балет, спектакли. Всё это под спудом забвения. Однако будем помнить о чудесной истории "Овода" - ничто не исчезает во Вселенной. Творения человеческого духа безсмертны.

Продолжение следует.

О Этель Войнич см мою публикацию:
http://stihi.ru/2019/06/29/6849
Об Оводе и других произведениях Этель Войнич
Зера Черкесова 2

Фото:Е.А. Таратута. Источник:Википедия.

29 июня 2022г.
18ч.01 м.

29 июня - сегодня день рождения Саманты Смит. Голубя мира из США. 
Символичное совпадение. Из разряда неслучайных. Как неслучайно всё в мироздании.

Писала под музыку - фортепианные пьесы Ричарда Клайдермана, прекрасная музыка. Переложения многих известных мелодий.

Писатели часто пишут под музыку, это отдельная тема, и к ней еще вернемся.

http://stihi.ru/2022/06/30/4835
Воспоминания Е. Таратута о Чуковском и моя система


29.06.2022 18:14
https://zera-cherkesov.livejournal.com/265342.html