В душе волшебный свет

Ярослав Романенко-Бурлуцкий
«В ДУШЕ ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ».
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И ВЕРЕ В АВТОРСКОЙ ПОЭЗИИ

Когда из сердца уходит любовь, на душе становится невыразимо пусто, как будто мысленно поселяешься в огромном безлюдном мегаполисе, где можно найти все материальные блага цивилизации, но невозможно отыскать простого человеческого тепла и доброты. Любовь наполняет смыслом все наше существование, она окрыляет, дает желание жить, придает сил. И вот, когда вдруг теряешь способность любить, весь мир как будто рушится вокруг тебя, все внешнее теряет свой смысл, а краски бытия блекнут и стираются под напором сухой прагматичной обыденности. Нередко под непосильным бременем собственной гордости, изнемогая от груза непрощенных обид, мы отталкиваем от себя самым дорогих и близких людей, раним их мелкими придирками по всякому незначительному поводу или же медленно и жестоко мучим постоянным невниманием. Подпитывая чрезмерное себялюбие, убиваем любовь, опустошаем душу, а затем начинаем сами задыхаться от этой пустоты внутри.

Нелепый мир, немые отношенья,
Все обесценилось, любовь - лишь суета,
Себя не вижу в мутном отраженье,
Постель, как и душа, всегда пуста...

Причин быть лучше я почти не вижу,
С кем сводит жизнь причину не дают;
Ты далеко, и встречу не предвижу,
В квартире прибранной не нахожу уют.

Но человек создан для того, чтобы научиться любить, и потому необходимо укрепиться в стремлении мысленно обнять своим сердцем весь мир, воспарить в мыслях над пошлостью и низменностью животных страстей, ожесточающих душу пороков. Святитель Игнатий Брянчанинов как-то сказал: «Господь для того держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования». И речь, конечно же, идет не просто о любви между людьми – между мужчиной и женщиной, или между друзьями и близкими, но о такой всепроникающей духовной божественной любви, которая способна преобразить все наше существо, помочь нам ежедневно и ежечасно меняться к лучшему, прикасаясь в порыве веры к самому источнику любви – к Богу. Однако, несомненно и то, что наше умение любить проверяется бескорыстным отношением к ближним, а особенно к тем, кто слабее и беззащитнее нас самих, кто нуждается в нашей помощи и поддержке, живом участии. И очень больно спустя годы сознавать, что недолюбил, не сберег, не сохранил искренних чувств даже по отношению к самым близким людям. Увы, раскаяние порой приходит уже слишком поздно.

На сердце рана, все мечты стираю,
Но об одной мне не забыть вовек;
Под грузом мыслей лишь изнемогаю:
Как был отвергнут близкий человек.

С тобой, я знаю, все совсем иначе,
Была ты самой лучшей из причин,
И неизменно приносила нам удачу,
А я был самым худшим из мужчин!

В обычной земной жизни каждый человек черпает вдохновение в каких-то избранных сферах, подвластных ему самому лишь отчасти. Как правило, это некие чувственные переживания, природные стихии, или же общественное служение, - возрождающие в душе и теле человека его первозданные силы, дающие заряд энергии для творчества и житейских свершений. Это может быть определенная волонтерская помощь во благо других, социальное служение ближним; или же постижение природы, активный познавательный отдых в диких краях. Нередко, служение людям и стремление к уединению на лоне природы гармонично сочетаются, дополняя друг друга и давая человеку ощущение полноты жизни. Так случилось, что в моей судьбе главными источниками вдохновения с юности стали выступать одновременно: любовь к женщине, рождающая поэтические строки; и безудержное восхищение морской стихией, парусным спортом, которым мне довелось заниматься в мою бытность преподавателем ВУЗа. Однако ничто земное не может быть постоянным, и морская стихия по отношению ко мне оказалась более верным и преданным спутником, чем возлюбленная женщина. Тем не менее, я не отчаиваюсь, и, возложив свое упование на Бога, часто привожу на ум слова Франца Кафки: «Все, что ты любишь, скорее всего потеряется, но в конце концов любовь вернется другим способом».

Два вдохновения, две истинные музы
Мне два крыла растили за спиной,
В одном – плеск волн, дельфины и медузы,
Другое – поцелуев ласк кружило чередой.

И были верными, но до поры, до срока
Любовь и женщина; и море, и рассвет…
Пока не преподали мне урока:
Одно крыло обрублено, остался только след.

Многое пришлось пережить, неся свой крест, бесчисленное число ошибок было сделано на пройденном отрезке дороги под небесами. Вот почему хотелось бы сказать напутственное слово детям, оставить глубоко прочувствованное предостережение. Постоянно желая вершить великие дела, можно перестать делать даже малое добро. Очень легко в погоне за земным, отойти от небесного, и не заметить как черствеет душа, укрепляется гордыня и эгоизм, а вместе с ними рождается надменная жестокость. Когда уделяешь слишком много внимания преходящим ценностям материального порядка, людской славе и почету, не замечаешь как теряешь самого себя - а именно то лучшее и самобытное в душе, что родом из детства, и пронизано искренностью, добротой и сердечностью неизбалованного ребенка. Когда придаешь слишком большое значение человеческому мнению, готовься к разочарованию, а когда зацикливаешься на личных взаимоотношениях с конкретными людьми, готовься к расставанию. Ничто на земле не бывает постоянным и навечным, все проходит, все изменяется. Истинные ценности всегда нематериальны, они духовны по своей природе: ощущение счастья, умение любить, спокойствие души... А их настоящий источник находится за пределами этого мира, и этот источник - Бог. Один мудрец сказал: «Ничего в этой жизни не имеет такого большого значения, как твои личные взаимоотношения с Богом!». А Бог есть всепроникающая и всеобъемлющая любовь!

Пускай на долю выпало и злое,
И через трудности пройти, увы, пришлось,
Но это все давно уже былое, –
Желаю, чтобы лучшее сбылось.

Но главное – любви и веры в Бога,
Его участия в твоем большом пути,
Иди лишь с Ним, по шагу, понемногу,
И я желаю в Рай тебе прийти!

Чем старше становишься, тем меньше времени и забот уделяешь земному, материальному, бренному. Все проходит, жизнь скоротечна, а впереди вечность… И ты все более ярко и отчетливо осознаешь, что любовь и вера, доброта и терпение, творчество и свободный полет мысли куда важнее, чем избыточный комфорт или бесконечная череда материальных приобретений под лозунгом: «…больше, престижнее, дороже». И то детское чувство радости от простых вещей и волнительных событий, что вспыхивало когда-то по любому, даже самому незначительному поводу, вспыхивает с новой силой, когда заставляешь себя, наконец, отвлечься от бытовой рутины житейских хлопот. Учишься заново радоваться солнечному дню и улыбке прохожих, вкусному ужину, неожиданному звонку закадычного друга… И, вот теперь снова, как в детстве, приходишь в неописуемый восторг, собираясь на ночную пасхальную службу, на которой в унисоне душ и сердец сможешь вновь вместе со всеми воскликнуть теплое и радостное: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Встречаю Пасху раннюю,
В душе волшебный свет,
И в ризу белоснежную
Как будто я одет.

От мира преисподнего
До самых до Небес...
Ликуем и сегодня мы:
Воскрес, Христос, воскрес!

Автор: © Ярослав Романенко-Бурлуцкий