о фатализме

Борис Голутвин
Новость (или намеренный вброс) о возможном введении "продовольственных карточек" взбудоражила российскую общественность, за исключением особо преданных "государю" подданных, готовых стойко переносить тяготы и лишения "международной политической обстановки": "В войну-то вон оно как, стало быть, лебеду ели, а мы чем хуже?". Для этих людей нет различия между временем и историческими событиями, в контексте этого времени, всё их существование сводится к сравнению того, что есть - с тем, что "бывало и хуже". Они даже не допускают и мысли о лучшем, полагая "лучшим" только и исключительно сегодня: "А ведь никогда так хорошо не жили. Да и большой войны нет". Перемены или стремление качественно изменить не только свою жизнь, но и жизнь своих детей - для них смерти подобно. Влачить полунищенское существование, с победным осознанием "служения Родине", воспринимать примеры человеческой жизни как нечто иллюзорное, как то, чего не может быть по определению, полагать невозможным изменение того, "что на роду написано" - вот основные шаблоны и рамки, передающиеся из поколения в поколение. Подобный фатализм роднит их с "неприкасаемыми" - низшим сословием в общественной системе Индии - практически животными, существующими вне варн и считающими едва ли не преступлением выход за предначертанные кем-то рамки. С неизбежностью принимая переходные этапы, слом и смену систем, они остаются инертной массой, неспособной ни защитить "старую" систему, ни сопротивляться "новой" - в которой будут пребывать в том же "качестве" - так никогда и не выйдя из порочного круга.
27.06.2022