о культурном феномене

Борис Голутвин
Новость о смерти Ю. Шатунова, экс-солиста группы "Ласковый май", мгновенно стала вирусной, оттенив смерть экс-участника "Фабрики звёзд", П. Нарцисса. В сети сразу же стали плодиться безчисленные версии, о "странном, внезапном" и почти одновременном уходе двух ещё не старых, но, в общем-то, вышедших в тираж исполнителей. Кто-то - таких большинство - связывает смерть Ю. Шатунова с "добровольно-принудительной" процедурой, массированную пропаганду которой оккупационно-колониальный путинский режим прекратил одномоментно с началом "спецоперации" на Украине, кто-то видит причиной бизнес (якобы незадолго до своей смерти Ю. Шатунов стал правообладателем песен группы "Ласковый май"), кто-то предполагает, что смерть известных медийных личностей - политиков, спортсменов, артистов - это проведение власть предержащими сатанинского ритуала жертвоприношения, цель которого сторонникам этой версии не раскрывается. Но больше всего публикаций выдержаны в духе ностальгии по молодости, воспоминаний об ушедшей "эпохе" и "анализа культурного феномена" группы "Ласковый май". Собственно, нижеследующий текст - расширенный вариант моего комментария на подобную публикацию.

О культурном феномене "Ласкового мая" в связи с новостью о Юре Шатунове. "Советский патриот"."Яндекс-Дзен".

Культурный феномен? А я, наивный, полагал, что культурный феномен - это А. Галич, Б. Окуджава, как бы я ни относился к его предательству и продажности в 90-е, Ю. Визбор, в конце-концов В. Высоцкий. А оказывается "Ласковый май". Впрочем, о чём это я: совки - это деградировавший homo soveticus, которых, как тов. Шарикова*, пытались очеловечить, "но так и не смогли", как пел А. Миронов в фильме "Человека с бульвара капуцинов".

*

"Наука ещё не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм".

Если "Ласковый май" и феномен, то феномен не культурный а социальный - это показатель того, как легко был обыдлен советский народ, некогда посещавший выставки и музеи, отстаивавший в очередях и перекупавший билеты на спектакли в "Современник" и "Тетр на Таганке", зачитывавшийся Русской и мiровой классической литературой, слушавший великие произведения классической музыки, а в 80-е повально поглощавший литературные, кинематографические (индийские и мексиканские сериалы) и музыкальные суррогаты. Действительный социо-культурный феномен - то, какое значение для советского народа имела культура, настоящая культура, а не эрзац, на который он её променял.

Симптоматичны и комментарии совков к моему комментарию, как кажется, лишний раз подтверждающие своим невежеством мои наблюдения.