Оборона Кавказа. Дуб в Сукко

Софья Власова-Мартишина
Власова Софья. Проект исследовательской работы.

Дуб в Сукко: оборона Кавказа

Гипотеза исследования: в районе села Сукко есть неучтенные или необозначенные захоронения погибших в августе-декабре 1942 года военнослужащих, погибших в боях, мирных жителей, расстрелянных фашистами, детей, казненных в Сукко. Гипотеза появилась после того, как выявилось, что в литературе, воспоминаниях жителей и в документах данные отличаются.

Когда я читаю слова про оборону Кавказа в Великой Отечественной войне, я сразу вспоминаю маленький приморский посёлок Сукко. Такой красивый и светлый, что невозможно представить, что тут рядом была война.
Мы с семьей приехали на маршрутке в Сукко из Анапы, чтобы покупаться в море у красивых гор Сукко и посмотреть кипарисовое озеро. Мы были там в 2015 году, тогда кипарисы были в воде, вокруг ездили катамараны, все купались около толстых стволов кипарисов. Было здорово! Фотографии были очень хороши! А на окраине озера было и вовсе чудо: стояла белая цапля в камышах, недалеко — серый журавль. Эти большие птицы никого не боялись, камыши скрывали их. Прямо к берегу подплывали рыбы и большие черепахи. Берег на окраине озера был весь в следах то ли коней, то ли кабанов. Наверное, животные из леса с гор приходили на водопой.
Через год, в 2017 году, мы снова приехали в Сукко. Так же на маршрутке из Анапы, потом автобусом до глубины поселка, где озеро. Но озеро уже обмелело: там вокруг настроили киосков, забетонировали часть берега, сделали коммерческий объект. Кипарисы обнажили корни, но все так же люди купались, правда, стало мельче и вода стала серой. Но не было уже больших птиц, черепах и рыб. И следов вокруг озера не стало, берег со стороны леса высох и стал ближе к кипарисам. Вот что сделали люди, нарушив природу...
В этом году я видела фото в Интернете — около кипарисов больше нельзя купаться, воды нет. Это редкие болотные кипарисы, и пока они еще живут... Живут среди сухого дна бывшего кипарисового озера...
А рассказать я хочу вот что. Когда мы ждали автобуса обратно от озера, напротив остановки увидели памятник военным годам. Это обелиск с фамилиями бойцов, не вернувшихся в родной поселок из боев. Мы подошли к нему и спросили местную женщину, наверное, здесь шли бои? Она ответила, что нет, боев здесь не было. Это не братская могила, это памятный обелиск. Эти люди пошли на фронт из Сукко, некоторые целыми семьями. А дальше женщина рассказала: боев здесь не было, но фашисты в поселок заходили. Они повесили на дубе пять человек, а дуб стоит в глубине парка за обелиском. Вот где-то там и братская могила, погибших где-то похоронили.
Все это слышать было очень больно. Такой красивый поселок, солнце, тепло, море. В поселке много роз, винограда, абрикосов, грецких орехов, яблонь... Это настоящий южный рай, и какие же звери могут отнять жизнь у кого-то в таком раю?! Тебе дано все — купайся, загорай, кушай фрукты. Ещё можно обозлиться где-то среди арктического холода... Хотя человек не должен зависеть от погоды. Если он человек — он и в суровую зиму, и в дождь будет человеком. Преступление нельзя оправдать погодой... Но а когда все вокруг, как в раю, - тогда кем же надо быть, чтобы сделать преступление, отнять жизнь у человека, такого же, как ты? Фашисты хуже зверей!  Вот она, сущность фашизма. Меня очень поразило то, что я узнала в Сукко, И очень жаль тех несчастных пострадавших людей, наверное, они не захотели покориться злыдням, служить им на своей свободной земле. Они верили, что Победа близка и своей гибелью показали это. Другие жители поселка тоже, увидев какие по сути фашисты, не станут им служить. В этом был подвиг пятерых мирных жителей Сукко.
К сожалению, мы не подошли к тому дубу, не было времени его искать, но все осталось в памяти. И, если я еще буду в Сукко, я попробую найти тот дуб и разузнать больше про эту коротенькую, но тоже героическую, страничку обороны Кавказа. Пятеро людей своим страданием и стойкостью  тоже обороняли Кавказ... Они и сейчас обороняют Кавказ, оставшись в нашей памяти.
А на дороге к Сукко со стороны Анапы стоит памятник — орел на скале. Это знак начала Кавказских хребтов, гор. Здесь, с самого края Кавказа, не было боев в Великую Отечественную войну. Но здесь уже шла оборона Кавказа!
Я бы поставила памятник дубу в Сукко по дороге в поселок. Дуб — символ вечности, прочности, стойкости и могущества. Пусть бы образ этого дерева напоминал о несгибаемости патриотов! И был бы памятью о мирных жителях, погибших за Родину в годы войны...
А пока я открыла страницы с историей Сукко в Интернете. Я узнала, что в поселке есть школа, где ведется исследование истории края, и печатаются работы учеников, кто собирает сведения о военной истории Сукко, о жителях посёлка, о бойцах.
Я прочитала работу Ксении Максимовой, ученицы школы № 17 в Сукко. Вот что она пишет:
«Жители Сукко замазывали дома в грязный цвет, закрывали окна одеялами, чтобы ночью самолеты, летевшие бомбить Новороссийск, не сбросили на поселок свой смертоносный груз. Даже маленькие дети уже по звуку могли определить, что летит вражеский самолет.
В Сукко не было советских войск. Правда, еще в 20-е годы здесь на берегу моря обосновалась погранзастава. Но несколько пограничников не представляли для фашистов реальной силы, хотя они и соорудили несколько ДОТов. Поэтому основной удар фашисты нанесли по Анапе.
31 августа 1942 года румынский кавалерийский корпус с двумя полками мотопехоты, прорвав оборону советских войск, захватил город. Началась оккупация, продолжавшаяся 13 месяцев. А в Сукко фашисты могли войти в Сукко лишь 1 сентября. Этот день и нужно считать началом оккупации нашего поселка.
Немцами был введён «новый порядок», унесший жизни тысяч анапчан. Массовые расстрелы жителей происходили в посёлках Чембурка, Сукко, на южной окраине Анапы и в других населённых пунктах района. В дни оккупации в лесах вблизи станицы Гостагаевской и посёлка Сукко действовали партизанские отряды.
Румынские гарнизоны расположились в Павловке, Варваровке, Сукко. В начале сентября в Сукко вошли два румынских батальона, а в ясеневой роще у моря расположилась немецкая артиллерийская часть.
Во время войны Сукко был небольшим, но важным для фашистов объектом. Через наш поселок шла проселочная дорога на Новороссийск, Абрау-Дюрсо, Раевку, откуда могли появиться партизаны или десантники.»
Дальше в работе можно прочитать вот о чем:
«В лесах сначала было много партизан и просто солдат, не успевших уйти. В первые же дни многих из них фашисты выловили, им помогали полицаи. А продукты, заготовленные партизанами, румыны забрали себе. Поэтому у них были и сахар, и мука. Они отъедались на Кубани. А у жителей к зиме ничего не осталось. Холода наступали, топить было нечем, так как в лес сначала ходить запрещалось. У кого были дрова, их сами румыны использовали и жили в тепле. А многие жители уже ломали на дрова полы и заборы.
14 декабря в Сукко подошёл отряд эсэсовцев. Затем стали выгонять всех жителей подряд. Эсэсовцам помогали полицаи и румынские солдаты. Над селом поднялся крик, плач, слышались проклятия на русском и армянском языках, ругань на немецком и румынском.
«…Наконец, всех жителей согнали к виселице. По плану карателей, сначала решили для устрашения повесить пару человек - «партизан», а потом увести остальных заложников и расстрелять. Толпа стихла. Многие все еще не верили в худшее.
Когда все было готово, стали через переводчика выкрикивать фамилии своих жертв и образовывать круг из смертников. Снова поднялся плач, дети не понимали, зачем их отгоняют в сторону, матери успокаивали малышей.
Прикрепив таблички «партизан» на грудь Николаю Шабельнику и Гусебу Сагакяну, фашисты при всех повесили ребят. Затем повели на расстрел других, разогнав жителей по домам, чтобы не мешали. Раздались выстрелы, крики, проклятия. Каратели добивали раненых, сбрасывая их в яму.»
Работа Ксении Максимовой не даст забыть о страшных событиях войны, которые коснулись каждого жителя небольшого посёлка Сукко. Но сведений о казни пяти человек я не встретила. Может быть, местная жительница перепутала? Но я думаю, что это была еще одна страница войны, о которой, может быть, не рассказали, которую, может быть, не записали, но народ ее помнит и передает как сказание.
Ксения Максимова в работе пишет:
«За годы войны в селе не досчитались:
67 сельчан, погибших на фронте.
3 партизан, погибших в боях или замученных  в гестапо.
37 женщин и детей, зверски расстрелянных карателями в Сукко.
7 жителей поселка подорвались на минах после войны.
114 человек. Таковы  невосполнимые потери маленького села Сукко за годы Великой Отечественной.»
И в этом списке снова нет слов о тех пятерых, о которых сказала женщина. Значит, список неполный, надо исследовать снова и снова все, что можно узнать о тех, кто жил в  роковые годы.
Я открыла в интернете страницы проекта «Память народа», там есть страница о мемориале в Сукко. По документам, там захоронены 38 мирных жителей села. В списке нет фамилий Николая Шабельника и Гусеба Сагакяна. Значит, они захоронены в другом месте. По датам в документах почти все , кто захоронен в этой братской могиле, погибли в три дня: несколько человек 31 августа 1942 года, большинство — 1 и 2 сентября 1942 года. Значит, это памятная дата в поселке Сукко.
Оказалось, это памятные даты всего побережья: вот что пишут в книге «Анапа в 1941-45 годах» авторы В.А. Мальцев и Г.А. Поладянц: «31 августа противник захватил Анапу, Супсех и станицу Раевскую. К утру 1 сентября весь участок побережья от Анапы до Утриша был в руках врага.» Теперь я знаю причину таких ожесточенных боев и потерь нашей Армии в эти даты около Сукко.
Я продолжила искать сведения о захоронениях времен войны в Сукко в Интернете. И вот что выяснилось.
На другой странице того же проекта «Память народа» о том же захоронении говорится другое: что известных захороненных там 55 человек, и это военнослужащие. Даты — те же: 1-2 сентября 1942 года.
Я нашла в интернете книгу «Анапа и анапчане». Вот что говорится там о Сукко в годы войны:
«Свою злость оккупанты вымещали на мирных гражданах. По подозрению в связях с партизанами в декабре 1942 года были казнены десятки жителей села Сукко и станицы Благовещенской, в том числе старики, женщины, дети. Бесчинствовали отряды карателей, в состав которых входили как гестаповцы, так и полицаи из числа местных жителей, в Гостагаевской, Анапской, других населенных пунктах района.»
И здесь тоже вопрос, почему говорится о декабре, и ничего о сентябрьских датах, а в сведениях по мемориалу в Сукко, наоборот, нет декабрьских дат. Значит, что-то не учтено, и общая картина не прояснилась. Похоже на то, что в разных источниках говорится о разных братских могилах в Сукко: в одном случае — о памятном месте военных, в другом — мирных жителей. Сведений о захоронениях казненных фашистами детей нет вовсе, это не напечатано, не внесено в документы. Возможно, какое-то из захоронений утеряно, и обозначено только в документах.
Значит, открывается возможность исследований для краеведов, надо уточнять информацию, опрашивать жителей и родственников погибших людей.
Надо искать место упокоения школьников, погубленных фашистами — Николая Шабельника и Гусеба Сагакяна.
Ксения пишет в конце работы слова, которые хочется повторить:
«На сегодняшний день актуальность данной темы в том, что нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее и сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Поэтому мы должны как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов – детьми и внуками.»
Я благодарна своим родителям за то, что они возили меня на море, героям посёлка Сукко — за то, что над свободной Россией мирное небо, и ученикам, учителям школы 17 Сукко за то, что дают всем знания о том, что нельзя забывать.




Литература:

1. Максимова Ксения. Село Сукко в годы фашистской оккупации

2. В.А.Валиев «Книга памяти села Сукко», Анапа. 1995г.

3. Проект «Память народа»  в Интернете, страница о мемориале в Сукко:
4. Проект «Память народа», другая страница: 5. Анапа и анапчане. г. Анапа, 1999 г.
6. Мальцев В.А., Поладянц Г.А. Анапа в 1941-1945 годах