Виктор Цой

Борис Голутвин
Всегда сложно подобрать необходимые слова, чтобы описать явление... Явление, намного превосходящее человеческое понимание божественного. Появление Виктора Цоя в годину безвременья, раскола, утраты духовных ориентиров, страха и растерянности перед ужасающей неизвестностью грядущего, явления, ставшего путеводной звездой, освещающей новые горизонты и измерения Zeitgeist, человеческого духа, было предопределено свыше. Его Тексты - божественное откровение, они сакральны, они глубоко символичны и иносказательны, и потому - неизбежно малопонятны для тех, которых безсознательное, содержащее в себе архетипы и мифологемы, всё ещё оказывающие на нас своё неослабное влияние, постепенно выкорчёвывается исключительно рациональным. В этом, как мне мыслится, и есть причина противоречия между целостностью Текстов Виктора Цоя и половинчатым, фрагментарным мышлением большинства, упускающим главное, замыкающимся на второстепенном.

Примером такого половинчатого мышления является, на мой взгляд, песня "Хочу перемен! Мы ждём перемен!", которая почему-то воспринимается большинством, как песня протеста, свободы и ощущения надвигающихся изменений и надежд с этими изменениями связанных, хотя сам Виктор Цой (в одном из интервью) говорил, что не считает её песней протеста(1).

1986 - время перестройки, свободы, гласности, надежд и в то же время тревоги, неуверенности, страха перед будущим. Песня "Хочу перемен! Мы ждём перемен!" стала своеобразным гимном перестроечного времени, воплощением чаяний огромного количества людей, жаждущих обновлений и преобразований - смутно понимающих их последствия и в то же время - боящихся перемен, боящихся ломки привычного уклада бытия и мышления. И вот об этом следующие строки, которые почему-то многие не видят.

"Мы не можем похвастаться мудростью глаз,

и умелыми жестами рук,

нам не нужно всё это, чтобы друг друга понять,

сигареты в руках, чай на столе -

так замыкается круг

И ВДРУГ НАМ СТАНОВИТСЯ СТРАШНО ЧТО-ТО МЕНЯТЬ". (регистр мой)

К сожалению, эта половинчатость распространяется не только на Тексты Виктора Цоя. Многие цитируют Евангелие от Матфея ("Не судите, да не судимы будете") пользуясь этим императивом по поводу и без (в основном, чтобы указать оппоненту на ошибочность его суждений вообще), забывая о логичном продолжении, расширяющим саму возможность дальнейшей аргументации ("Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Мф. 7:2) То же относится и к русским пословицам и поговоркам, когда привычный, устоявшийся вариант - в виду половинчатости его восприятия - иногда меняет свой смысл на прямо противоположный. (см. "Пословицы русского народа". В.И. Даль)

• Бедность – не порок (а вдвое хуже).

• Ворон ворону глаз не выклюет (а и выклюет, да не вытащит).

• Гол как сокол (а остер как топор).

• Губа не дура (язык не лопата).

• Два сапога пара (да оба левые).

• Дело мастера боится (а иной мастер дела).

• Дорога ложка к обеду (а там хоть под лавку).

• Дураку хоть кол теши (он своих два ставит).

• За битого двух небитых дают (да не больно-то берут).

• За двумя зайцами погонишься – ни одного (кабана) не поймаешь.

• Зайца ноги носят (волка зубы кормят, лису хвост бережет).

• (И) делу время, (и) потехе час.

• Комар лошадь не повалит (пока медведь не подсобит).

• Кто старое помянет – тому глаз вон (а кто забудет — тому оба).

• Курочка по зернышку клюет (а весь двор в помёте).

• Лиха беда начало (есть дыра, будет и прореха).

• Молодые бранятся – тешатся (а старики бранятся – бесятся).

• На чужой каравай рот не разевай (пораньше вставай да свой затевай).

• Не все коту масленица (будет и пост).

• Не печалится дятел, что петь не может (его и так весь лес слышит).

• Новая метла по-новому метёт (а как сломается — под лавкой валяется).

• Один в поле не воин (а путник).

• От работы кони дохнут (а люди – крепнут).

• Палка, о двух концах (туда и сюда бьет).

• Повторенье – мать ученья (утешенье дураков).

• Повторенье – мать ученья (прибежище для лентяев).

• Пьяному море по колено (а лужа — по уши).

• Пыль столбом, дым коромыслом (а изба не топлена, не метена).

• Расти большой, (да) не будь лапшой (тянись верстой, да не будь простой).

• Рыбак рыбака видит издалека (потому стороной и обходит).

• С пчелой поладишь – медку достанешь (с жуком свяжешься – в навозе окажешься).

• Семь бед – один ответ (осьмая беда – совсем никуда)

Собаку съел (да хвостом подавился)

• Старый конь борозды не испортит (да и глубоко не вспашет).

• Тише едешь – дальше будешь (от того места, куда едешь).

• У страха глаза велики (да ничего не видят).

• Ума палата (а ключ потерян).

• Хлеб на стол – и стол престол (а хлеба ни куска – и стол доска).

• Чудеса в решете (дыр много, а выскочить некуда).

• Шито-крыто (а узелок-то тут).

У меня нет намерения анализировать Тексты и поэзию Виктора Цоя в коротком очерке, поскольку такой объём изследуемого требует не сиюминутного, а потому оно будет неизбежно растянуто по времени до той поры, пока я не почувствую в себе силы вернуться к нему. Настоящее - смею надеяться - дань памяти в День рождения "звезды, по имени солнце".

(1) В. Цой. "Я не считаю эту песню песней протеста". https://m.youtube.com/watch?v=tgf42-azgtI