Проект Памяти... - Максимилиан Волошин

Тм Гуси-Лебеди
Проект Памяти... - Максимилиан Волошин
Тм Гуси-Лебеди
   "Одиннадцатого августа — в Коктебеле — в двенадцать часов пополудни — скончался поэт Максимилиан Волошин."

Так начинается эссе "Живое о живом" Марины Цветаевой, одной из самых любимых мной поэтов о другом моём любимом поэте - Максимилиане Волошине.
Послушаем Марину. Она знала его.
"Первое, что я почувствовала, прочтя эти строки, было, после естественного удара смерти — удовлетворенность: в полдень: в свой час.
Жизни ли? Не знаю. Поэту всегда пора и всегда рано умирать, и с возрастными годами жизни он связан меньше, чем с временами года и часами дня. Но, во всяком случае, в свой час суток и природы. В полдень, когда солнце в самом зените, то есть на самом темени, в час, когда тень побеждена телом, а тело растворено в теле мира — в свой час, в волошинский час."
"Творчество Волошина — плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той — мало насквозь прогретой, — сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил и под которой ныне лежит. Ибо этот грузный, почти баснословно грузный человек («семь пудов мужской красоты», как он скромно оповещал) был необычайный ходок, и жилистые ноги в сандалиях носили его так же легко и заносили так же высоко, как козьи ножки — козочек. Неутомимый ходок. Ненасытный ходок. Сколько раз — он и я — по звенящим от засухи тропкам, или вовсе без тропок, по хребтам, в самый полдень, с непокрытыми головами, без палок, без помощи рук, с камнем во рту (говорят, отбивает жажду, но жажду беседы он у нас не отбивал), итак, с камнем во рту, но, несмотря на камень во рту и несмотря на постоянную совместность — как только свидевшиеся друзья — в непрерывности беседы и ходьбы — часами — летами — все вверх, все вверх. Пот лил и высыхал, нет, высыхал, не успев пролиться, беседа не пересыхала — он был неутомимый собеседник, то есть тот же ходок по дорогам мысли и слова. Рожденный пешеход. И такой же лазун."
    "Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила: такого, совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко Бога, на коренастых, точеных как кегли, как сталь упругих, как столбы устойчивых ногах, с аквамаринами вместо глаз, с дремучим лесом вместо волос, со всеми морскими и земными солями в крови
— Три вещи, Марина, вьются: волосы, вода, листва. Четыре, Марина, — пламя."
"Острый глаз Макса на человека был собирательным стеклом, собирательным — значит зажигательным. Все, что было своего, то есть творческого, в человеке, разгоралось и разрасталось в посильный костер и сад. Ни одного человека Макс — знанием, опытом, дарованием — не задавил. Он, ненасытностью на настоящее, заставлял человека быть самим собой. «Когда мне нужен я — я ухожу, если я к тебе прихожу — значит, мне нужен ты»."
"Макса Волошина в Революцию дам двумя словами: он спасал красных от белых и белых от красных, вернее, красного от белых и белого от красных, то есть человека от своры, одного от всех, побежденного от победителей. Знаю еще, что его стихи «Матрос» ходили в правительственных листовках на обоих фронтах, из чего вывод, что матрос его был не красный матрос и не белый матрос, а морской матрос, черноморский матрос.
И как матрос его — настоящий матрос, так поэт он — настоящий поэт, и человек — настоящий человек, по всем счетам, то есть по единственному счету внутренней необходимости — плативший"
"Этого человека чудесно хватило на всё, всё самое обратное, всё взаимно-исключающееся, как: отшельничество — общение, радость жизни — подвижничество. Скажу образно: он был тот самый святой, к которому на скалу, которая была им же, прибегал полечить лапу больной кентавр, который был им же, под солнцем, которое было им же."

   *************  Здравствуйте, уважаемые авторы сайта Стихи.ру!  **************

    ТМ «Гуси-Лебеди» продолжает тематические конкурсы, посвящённые памяти великих поэтов.

16 (28) мая 2022 года исполнилось 145 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина
Максимилиан Волошин (16 (28) мая 1877 – 11 августа 1932)  – известный русский поэт, художник-пейзажист, переводчик, критик. На заставке к конкурсу - одна из его акварелей.
Он обрел славу еще при жизни. В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом. Его следы сохранились не только в крымской почве, но и в почве русской культуры – в искусстве, поэзии, философии, живописи. Поэт, которому удалось соединить палитру художника и слово, искусствовед, краевед – Максимилиан Волошин. Друзья называли его просто чудаком Максом.
Родился Максимилиан Кириенко-Волошин 28 мая 1877 года в Киеве, в семье коллежского советника, юриста Александра Кириенко-Влошина, потомка запорожских казаков, и немки Елены Глазер. Дед мальчика по материнской линии – Оттобальд Глазер, был инженером-полковником. Мать будущего поэта обладала сильным и волевым характером, она оставила мужа вскоре после рождения Максимилиана. Отец Макса скончался в 1881 году, когда ему было всего четыре года, поэтому мальчик вырос с мамой без отцовского воспитания.
В 1897 году Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет. Он не пропускал ни одной лекции, но учеба мало интересовала поэтически настроенного студента. Он занимался своим саморазвитием вне стен вуза. Диплом университета молодой человек так и не получил, его отчислили в 1899 году за участие в беспорядках. После этого Максимилиан больше не пытался продолжить обучение, занимался самостоятельно.
В 1910 году Волошин выпустил свою первую книгу, которую назвал очень просто – «Стихотворения». Она состояла из первых работ поэта, тех, что стали пробой пера, в которых он стремится познать человеческое естество в единении с судьбами мира. Эта книга стала началом его творческой биографии. Следующей работой автора стал сборник стихов на антивоенную тематику – «Anno mundi ardentis», что в переводе звучит как «В год пылающего мира». Эту книгу он издает в 1916 году
В период с 1918-го по 1919-й годы Волошин напечатал еще две книги своих стихотворений – «Иверни» и «Демоны глухонемые».
В 1903 году Максимилиан начал печататься в издании «Весы» и газете «Русь». Потом он сотрудничал со многими журналами и газетами – «Аполлон», «Золотое руно», «Утро России», «Русская художественная летопись», которые размещали на своих страницах его публикации о поэзии и живописи. Его статьи имеют огромную ценность и сейчас, их объем измеряется несколькими томами.
После покушения на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина в 1913 году, Максимилиан выпустил брошюру под названием «О Репине», в которой выступает против натурализма в искусстве. После этого многие журналы отказались с ним сотрудничать, Максимилиана обвиняли в том, что он оговорил почитаемого всеми художника. Однако в 1914-м Волошин снова выпустил книгу со своими статьями, которой дал название «Лики творчества».
Волошин решил заняться живописью, чтобы иметь профессиональное суждение об этом виде искусства. В 1913-м ему покорилась техника темперы, а спустя год он мог похвастаться своими первыми работами – этюдами, выполненными акварелью – «Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью». Максимилиан работал на акварельной бумаге плохого качества, поэтому выработал привычку работать так, чтобы не допускать никаких помарок и исправлений.
Первый раз Максимилиан женился на художнице Маргарите Сабашниковой, роман с которой начался в самом подходящем для этого месте – городе Париже. Они вместе бывали на лекциях в Сорбонне, во время которых Волошин и обратил внимание на хорошенькую девушку, внешность которой напоминала ему царицу Таиах.
Влюбленные поженились в 1906-м и поселились в Петербурге , по соседству с известным поэтом Вячеславом Ивановым. В его квартире раз в неделю проходило собрание символистов. Зачастую на этих сборищах присутствовали и молодожены — Максимилиан и Маргарита.
Постепенно между Вячеславом Ивановым и Маргаритой начали зарождаться чувства. Волошин в это время влюбился в драматурга Елизавету Дмитриеву. В 1909-м Максимилиан и Елизавета придумали для нее образ таинственной красавицы-католички, дали ей имя Черубина де Габриак. Под этим псевдонимом Дмитриева печатала свои произведения на страницах журнала «Аполлон».
Эта мистификация была раскрыта буквально через три месяца.
В 1922-м в Крым пришел голод. Матери Волошина – Елене Оттобальдовне, день ото дня становилось все хуже. Обеспокоенный состоянием ее здоровья Максимилиан уговорил фельдшера Марию Заболоцкую из соседней деревни переехать в их селение. Но это мало помогло, мать поэта скончалась. Зато в личной жизни художника произошли перемены – в 1927 году он женился на Марии, которая поддерживала его все это время.
Детей ни в одном из браков Волошина не было. Не стал исключением и союз художника с Марией. Их семейная жизнь протекала дружно и гармонично, Мария была рядом всегда, в дни печали и в радостные дни, до самой смерти Волошина. После его похорон, вдова сохранила весь уклад их коктебельской жизни, постоянно принимала в доме покойного супруга художников и поэтов, бывавших в Коктебеле.
Максимилиан всегда много и плодотворно работал. Не стали исключением и последние годы его жизни, он продолжал литературную деятельность и писал картины акварелью. Он уже давно страдал от астмы, но в июле 1932 года заболел воспалением легких и гриппом. Затем у него случился инсульт, который и стал причиной смерти 11 августа 1932 года. Поэта похоронили на горе Кучук-Янышар, рядом с его любимым Коктебелем.
По обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/maksimilian-voloshin

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...

*****************

Голос поэта - его стихи. Послушаем:

Майе

Когда февраль чернит бугор
И талый снег синеет в балке,
У нас в Крыму по склонам гор
Цветут весенние фиалки.
Они чудесно проросли
Меж влажных камней в снежных лапах,
И смешан с запахом земли
Стеблей зелёных тонкий запах.
И ваших писем лепестки
Так нежны, тонки и легки,
Так чем-то вещим сердцу жалки,
Как будто бьётся, в них дыша,
Тёмно-лиловая душа
Февральской маленькой фиалки.

----

Из поэмы "Россия"

С Руси тянуло выстуженным ветром.
Над Карадагом сбились груды туч.
На берег опрокидывались волны,
Нечастые и тяжкие. Во сне,
Как тяжело больной, вздыхало море,
Ворочаясь со стоном. Этой ночью
Со дна души вздувалось, нагрубало
Мучительно-бесформенное чувство —
Безмерное и смутное — Россия…
Как будто бы во мне самом легла
Бескрайняя и тусклая равнина,
Белёсою лоснящаяся тьмой,
Остуженная жгучими ветрами.
В молчании вился морозный прах:
Ни выстрелов, ни зарев, ни пожаров;
Мерцали солью топи Сиваша,
Да камыши шуршали на Кубани,
Да стыл Кронштадт… Украина и Дон,
Урал, Сибирь и Польша — всё молчало.
Лишь горький снег могилы заметал…
Но было так неизъяснимо томно,
Что старая всей пережитой кровью,
Усталая от ужаса душа
Всё вынесла бы — только не молчанье.

----
И Магистрал венка сонетов "Corona Astralis"
15
В мирах любви неверные кометы,
Закрыт нам путь проверенных орбит!
Явь наших снов земля не исстребит, —
Полночных Солнц к себе нас манят светы.

Ах, не крещен в глубоких водах Леты
Наш горький дух, и память нас томит.
В нас тлеет боль внежизненных обид —
Изгнанники, скитальцы и поэты!

Тому, кто зряч, но светом дня ослеп,
Тому, кто жив и брошен в темный склеп,
Кому земля — священный край изгнанья,

Кто видит сны и помнит имена, —
Тому в любви не радость встреч дана,
А темные восторги расставанья!

***
Теперь о конкурсном задании:

В своей работе вы можете взять любую строку из любого стихотворения Максимилиана Александровича Волошина как эпиграф (или внести её в кавычках в любую часть своего собственного стихотворного труда). На конкурс принимаются как старые, так и новые стихи, посвящённые памяти Максимилиана Александровича до ДВУХ произведений от каждого автора. За стихотворение, написанное специально для конкурса, начисляются 3 балла дополнительно. Вне конкурса принимается ОДНО стихотворение, при условии подачи стихов на конкурс. Голосование «вне конкурса» будет проведено, если наберётся 10 и более работ, победители будут награждены призами.

Принять участие в конкурсе может любой автор сайта Стихи.ру, зарегистрировавший свою страницу не позднее 01.06.2022 г.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты для новых авторов.

ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились
с "Правилами проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233

Голосование простое, «народное», без критики и привлечения со стороны членов жюри.
Заявки принимаются ДО 23:59 30 ИЮНЯ 2022 года или до набора 25-30 конкурсных работ.
Для участников конкурса голосование ОБЯЗАТЕЛЬНО.

            Победителей ждут призы в виде:

            за первое место – 1500 стихобаллов,
            за второе – 1200 стихобаллов,
            за третье – 1000 стихобаллов
            за четвертое – 750 стихобаллов
            за пятое – 500 стихобаллов
*         
*   
Участие в конкурсе бесплатное, однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди" (на логин - gusilebedi1).
*
*
Конкурс ведёт Вероника Трунова.

Голосуем здесь:
http://stihi.ru/2022/07/01/6614