Туалет Дианы баллада о картине и не только

Константин Лунин
На заставке репродукция картины «Туалет Дианы» Холст, масло 162.5х97,3 (1846) Художник Венецианов А.Г (1780-1847)- русский живописец, мастер крестьянских жанровых сцен. В Третьяковской галереи представлена самая популярная картина Алексея Гавриловича Венецианова "На пашне.Весна". Холст,масло 51,2х65,5 (1820) холст.масло)

«Туалет Дианы» (Баллада о картине и не только)
                1
Как многих губит пагубная страсть,
Она, как омут, где уж нет спасения-
Однажды потеряв судьбы везение,
Попав в русалок дивных обольщение,
Тебе не вырваться из глубины его
И ты с последним вздохом падаешь на дно.
…Художник был талантом наделён,
В его картинах русское приволье,
Крестьянских пашен по весне раздолье
И избы, словно счастием полны,
Что на гумне полно зерна рядами…
Не крепостничество, а рай под облаками…
Владел художник небольшим селом,
Свободу в творчестве, которое дарило,
Но Мельпомена новизной манила-
Крестьянских девочек невинные тела
Ему давали сил и вдохновения
И страстного желания утоления...
…По праву первой ночи иногда
Он пользовался правом овладения,
Сей слабостью рождая возмущение
И шёпот злой от местных мужиков,
Что барин их, художник по призванию,
Не избежит за блуд сей наказания.
               
               
              2
Однажды, объезжая свой надел,
Художник среди жниц узрел такую,
Что красотой своей воображение волнуя,
Богиню Рима вдруг он в ней узрел-
Диану, ту что родом правит в человеке
И страстью дерзкой воспылал
Запечатлеть её на веки!
…Здесь надо сделать отступление-
У жницы той, что грезил он ночами,
Был муж законный, правил что конями.
Детина сам подобен был коню
И часто барина в кибитке иль санях
Тащил из всех дорожных передряг.
Но ближе к теме, как сказал бы критик,
Желание барина исполнить надо
И вот уж жница, как и те девчата,
В покоях барина раздета до нага;
Мольберт - хлопушка в сторону отложен,
Художник-барин с жницей на ложе…
Меж тем, картина всё же продвигалась
И медленно из глубины холста
Дианы проявлялась красота.
Дополнен антураж служанкой преклонённой,
Что пред богинею склонилась в восхищении
Одежды собирая в услужении.
…Кто знает, как, но слух пошёл в селе,
Что в доме барина есть новая картина,
На той картине женщина-богиня
Она, как Марфа-конюха жена,
Лицом похожа, правда кличут странно
Не как у нас, у русских, а Диана!         

               
                3
И вот, прослышав деревенский слух,
Решил и конюх поглядеть Диану…
Пробравшись как- то утром в залу,
Он ткань   откинул и, о чудо!
На том холсте красуется жена,
К тому же вся, как голь обнажена.
И надо ж так, что в этот самый миг,
Художник –барин в зал нежданно входит
И видит-конюх, холст пред ним открыт
И скулы судорога сводит…
И так, стоят они глаза в глаза
И чья- то жизнь ценой стала в карту…
И конюха кулак с размаху в лоб летит
За свой позор, за Марфу!
 …Зима крепчала в тот несчастный год,
Колоколами Спас Нерукотворный плакал…
Над гробом барина гнусавил местный дьякон
И конюха этапом в кандалах вели в Сибирь…
Село притихло чувствуя вину,
А через год села уже не стало… 
Года прошли, забыто всё давно,
Лишь на холсте красуется Диана!

Я не хочу обидеть никого
И вся история о том,
Что ВРЕМЯ всех прощает-
Хорошее века хранится в нём-
Плохое же- покрепче забывает.
Но Человеку всё же надо знать,
Что в нём успешно проживают дружно
Добро и зло, порок и благодать
И выбрать, что творить
Всё ж Человеку нужно!


Примечание:  В конце баллады мне хочется дать ответ краеведа Удомельского района Бориса Константиновича Виноградова по вопросу о действительной смерти художника Венецианова, разрушающего официальную версию о его смерти по причине падения из саней. Он пишет:" Я ознакомился с архивными документами в том числе и с результатом вскрытия. Эти материалы говорят о том, что Венецианов скончался не от ушибов от падения, а от удара тяжёлым предметом в лоб."