Имя на поэтической поверке. Раиса Кудашева

Лев Баскин
«В лесу родилась ёлочка», 1905 год, одна из самых популярных русских детских рождественских песен, ставшая в СССР, с 1933 года - новогодней, написанная русской поэтессой и писательницей Раисой Адамовной Кудашевой,
(15.08.1878. Москва. – 04.11. 1964. Москва.)

Текст песни (канонический):

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.

Метель ей пела песенку:
"Спи, ёлочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"

Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.

Везёт лошадка дровеньки,
На дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.

Теперь ты здесь, нарядная,
На праздник к  нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.

1903 год.

  Родилась Раиса Адамовна, 15 августа 1878 года, в дворянской семье Гедройц, Адама и Софьи (в девичестве – Холмогоровой), потомков литовского рода Гедройцев, в Москве.

 В семье было ещё три девочки, Раиса была старшей.

Урождённая белорусско-литовская княжна литовского происхождения.

  Отец – Адам Гедройц, чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

Окончила Раиса женскую гимназию М.Б.Пуссель, в Москве.
 
  После смерти отца, Раиса, была вынуждена помогать семье, устроилась  служить, в богатый дом, гувернанткой к малолетнему сыну, овдовевшего князя Кудашева, через три года вышла за него замуж.

  Забота о его малолетнем наследнике Алёше целиком легла на её плечи. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику, который лишился матери, и почти не видел отца.

Через три года князь, который  почти на четверть века был старше Раисы, ей было 27 лет, а ему уже 50-ть, предложил ей руку и сердце.
Раиса Адамовна согласилась и стала княжной Кудашевой.

По отзывам близких, Раиса Адамовна, обладала педагогическим даром.

Раиса Адамовна писала стихотворные сценарии, для детских рождественских праздников, утренников, где каждый ребёнок читал свои строфы:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головкам детей:
Блещут бусы богатые
Переливом огней,
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались детки тут,
И тебе, Ель-красавица,
Свою песню поют.
Всё звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.

  В 1903 году написала для маленького Алёши стихотворение «Ёлка» - практически сценарий детского утренника.

  В рождественском номере журнала «Малютка», где Раиса была постоянным автором, оно было опубликовано под инициалами «А.Э.».

  В 1905 году журнал с кудашевской «Ёлкой» попался на глаза агроному, кандидату естественных наук и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939).

  Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями.

Стихотворение, спустя два года, положенное на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным, Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой.

  Рождение песни произошло 17 октября 1905 года – в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

Это была первая победа революции 1905 года.

  Манифест 17 октября 1905 года, провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

По воспоминаниям жены Леонида Бекмана- Елены, дело было так:

  «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу – сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть 17 октября.
Верочка была в полном восторге.

  Пока я ещё лежала в постели, Леонид сел за рояль, посадил Верочку на колени и сочинил для неё песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка»: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…».

  Верочка обладавшая прекрасным слухом, быстро её выучила, а я, чтобы не забыть песенку, её записала.

  Впоследствии, мы с мужем, стали сочинять для детей и другие песни. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания».

О песне одобрительно отзывались композиторы: Рвхманинов, Танеев, Скрябин.
Она стала быстро набирать популярность, хотя Раиса Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

  Только в 1921 году совершенно случайно, когда ехала в поезде, она услышала, как девочка поёт её «Ёлолчку».

  После начала Первой мировой войны, в 1914 году, пасынок Раисы Кудашевой – Алексей ушёл добровольцем на войну и погиб на фронте. Пришло извещение о смерти Алексея.

  Муж, уже перешагнувший 60-летний рубеж, слёг, не выдержав волнений, и вскоре умер от сердечного приступа.

  После революции, Раиса Кудашева разом потеряла всё, лишилась оставшегося от мужа особняка и средств, к существованию.
Утраты от революции, приняла почти что равнодушно.

  1917 год, Раиса Адамовна провожала в полном одиночестве. Княгиня сидела у печурки и грела руки.

Прислуга разбежалась. Она была одна, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели.

Все бумаги, напоминающие о прошлом, давно пошли на обогрев комнаты. Только некоторые из них она оставила себе.

И среди них – черновики стихотворения, про ёлочку.

 Внезапно в дверь постучали – она открыла.

Красные матросы зашли в дверь, оставляя чёрные следы на паркете.

Один из них, видимо, главный, вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол.

 - Что вам угодно? – спросила княгиня как можно спокойнее.

 - Нам угодно, - издевательски прищурился матрос, - чтобы ты, контра, в течении десяти минут исчезла из дома, незаконно отнятого у трудового народа.

  Раиса Кудашева безропотно собрала вещи. Так началась её новая жизнь.

  В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому в голову не пришло о чём-то её расспрашивать.

  В конце концов, ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она просидела тихой мышкой до осени 1941 года.

 Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий – библиотекарем.

 Работать учителем в советское время, было невозможно, отдел кадров строго следил, чтобы учителя были не дворянского происхождения.

  В 1933 году, когда в СССР впервые был официально
отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня про ёлочку, звучала почти в каждом доме.

  Стихотворение Раисы Кудашевой оказалось идеологически нейтральным, поскольку в этой песне ни разу не упоминалось Рождество и рождение Иисуса Христа.

  По воспоминаниям племянника Раисы Адамовны – Михаила Холиогорова, пожилая Раиса Кудашева с сестрой «ютились» в малюсенькой комнате, похожей на чулан, с одним окном, для дряхлого кота, чтобы он мог взобраться на подоконник, сделали, сложив толстые книги ступенькой - лестницу, по которой он подымался к окну, для обозрения улицы.

  Возвращаясь к юным годам Раисы Адамовны, необходимо сказать, что стихи Раиса писала с детства. Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала «Малютка».

Стихотворение называлось «Ручейку». Его напечатали. Автору было тогда 18 лет.

  И с тех пор стихи Раисы Кудашевой стали появляться нав страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник».

Вот к примеру, одно из её стихотворений, вошедшее в сегодняшние школьные учебники:

№1 В школу.

Дни осенние пришли,
Детки в лето подросли…
Полно дома баловаться,
Время в школу отправляться!

Сумки, книжки – тут как тут!
Детки плачут, не идут.

«Мы что знали, всё забыли,
И стишков не повторили!
Долго тянется урок,
И учитель очень строг!..»

№2 Из школы.

День прошёл. Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
 - Ах, как славно мы учились!
 - Я две сказочки прочла!
 - Я писала всё в тетрадку!
 - Я срисовывал лошадку!
 - Завтра мы пойдём опять:
Как бы школу не проспать!

  Всего Раиса Адамовна Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек:

«Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум» …

  Детский поэт Самуил Маршак, как и многие не знавший, кто является их автором, писал:

  «Эти стихи и сказки имели успех… Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем…

Это были весёлые книжки, несмотря на навязчивую мораль».

  В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Раисы Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых.

  В повести рассказывала об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

  Повесть не принесла Раисе Адамовне Кудашевой известности, хотя это была добротная «дамская» беллетристика.

 Впрочем, к славе Раиса Кудашева, относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами.

Она объясняла это так:

«Я не хотела быть известной, но и не писать не могла».
По княжескому происхождению, литераторство считалось в светских кругах легкомысленным занятием.

  Стихотворение «Ёлка», было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка», издательства «Детгиз».

Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора и указала фамилию Кудашевой в тексте.

Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР.

По одной версии, однажды в кабинет максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию.

Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила:

«Только детские тоненькие книжки».

На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьёзных авторов, написавших романы и повести.

«Нет, так нет», - ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила:

«Может, вы слышали одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки:

«В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была».

Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей.

По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым (1901-1956), после войны с фашистами.

  В послевоенное время к председателю Союза писателей СССР Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит её принять, говорит, что она стихи пишет.

Александр Александрович велел её впустить.

Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку*, которую держала в руках и сказала:

 - Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.

Александр Фадеев, не зная как быть, сказал:

 - Вы действительно стихи пишите?

 - Писала, печатали когда-то.

 - Ну, хорошо, - сказал он, чтобы кончить это свидание, - прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

  Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

«В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зелёная была…»

  Так это вы написали? – воскликнул изумлённый Александр Фадеев.

И стал вспоминать, где это было напечатано, и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения.

  Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

  Ещё одна версия этой истории рассказана в письме вдовы поэта Николая Адуева к писателю Виктору Конецкому:

  Во время войны писателям полагались всякие пайки. Николай Адуев ненавидел ежемесячные хождения за ними.

  Однажды в коридоре Союза писателей он увидел, как в заветную дверь кабинета, вошла незнакомая старушка, и услышал следующий разговор:

«Вы по какому списку?»

 - «…»
 - «Вы прозаик или поэт?»

 - Я собственно, написала одно стихотворение…»

 - «???»
 - «В лесу родилась ёлочка…»

  Непробиваемый секретарь Союза писателей, Николай Семёнович Тихонов,(1896-1979), в 1944 году, выскочил в коридор и закричал:

«Вы знаете, кто это??? Вам этого не понять! Вы слишком молоды!».

И старушка получила всё по высшему разряду! Так что – надейтесь на добрую память поколений!

Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950 годов, когда ей шёл уже восьмой десяток.

В то время были опубликованы два интервью с писательницей: одно – в «Огоньке», другое в «Вечерней Москве».

В «Огоньке» - единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте.

В последние годы, Раиса Адамовна жила со своей сестрой.

Поэтесса скончалась 4 ноября 1964 года, в возрасте 86 лет, и была похоронена на Пятницком кладбище Москвы.

У Раисы Адамовны остался из родственников внучатый племянник – писатель Михаил Холмогоров (1942-2017).

  Совместно с женой Еленой им  написана книга «Рама для молчания» и  «Второстепенная суть вещей», где в главах «Мемуарное», можно найти рассказ «Семейная легенда», где рассказывает о перипетиях открытия авторства Раисы Адамовны Кудашевой на стихи «Ёлка».

  В 2006 году, племянник и писатель, Михаил Холмогоров, поставил ей памятник со словами, которые обессмертили его тётю навсегда:
«В лесу родилась ёлочка…».

  По результатам проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, текст песни «В лесу родилась ёлочка», занял 29 место в топ-100 самых популярных в России стихотворных строк.

Из поэтического наследия Раисы Кудашевой.

       Новый Год.

Новый год стучится в дверь!
Открывай ему скорей.
Краснощёкий Карапуз –
Твой теперь надёжный друг.

Верно будете дружить,
Вместе будете расти,
Набираться сил, здоровья,
Позабудут вас все хвори.

Приглашай его ты в дом,
Вот раздался бой часов.
Бьют часы двенадцать раз.
Счастье к вам пришло! Встречай!

Поделись ты с ним друзьями,
Близкими людьми, гостями.
Пожелай им всем сейчас
Мира, радости, добра.

Ёлка светится огнями,
Сказка рядом… Вот и сани
Заскрипели у ворот…
Кто там? Это Дед Мороз!

С внучкой заглянул на праздник,
Он несёт с собой подарки.
А игрушки, что на ёлке,
Ожили вдруг. Зайцы, гномы,

Куклы, шарики, котята,
Птички, белки и лисята,
Медвежата и ежи…
В пляс пустились шалуны.

Смех, забавы и веселье…
Только гнуться ветки ели.
Кажется, что в самый раз
Ёлке тут пуститься в пляс.

А Снегурочка, девчушка,
Раздаёт гостям игрушки,
Шоколадки, апельсины,
Яблоки и мандарины…

Хвои аромат витает,
За окном луна сияет,
Дивным светом голубым
Все деревья серебрит.

В воздухе кружат снежинки,
Весело сверкают льдинки,
Всё вокруг белым-бело…
Сказку дарит Новый Год.

    Беда петушка.

У речки над водицей
Построен теремок,
Там с курочкой-сестрицей
Жил братец-петушок.

Зима уж серебрится,
На речке стал ледок.
«Вот славно прокатиться», -
Подумал Петушок.

Сестрица запрещала
Кататься Петушку,
И даже не пускала
Гулять по бережку.

За ним следила зорко,
Пугала Петушка:
«Там поскользнёшься с горки,
А речка глубока».

Сестрица в день рождения
Ждала к себе гостей,
И много угощенья
Пришлось готовить ей.

Стоит она у печки
И жарит пирожки,
А брат помчался к речке,
Схватив свои коньки.

Едва он прокатился
И спел: «Кукареку!»,
Как лёд вдруг подломился…
Ах, горе Петушку!

Нельзя пошевелиться,
Как ключ, идёт ко дну.
 - Ой-ой! Спаси, сестрица!
Ой, курочка, тону!

На крик бежит сестрица,
И гости вслед за ней:
Сорока, Гусь, Синица,
Снегирь да Воробей.

Они с трудом немалым
Проказника спасли,
Укрыли одеялом
И в санках повезли.

Пришёл смотреть больного
Учёный доктор Гусь.
«Здесь нет вреда большого,
Я вылечить берусь.

Пусть выпьет аспирина
Двенадцать порошков,
Запьёт чайком с малиной
И будет он здоров».

За стол садятся гости
Им подали пирог…
На них смотрел с тоскою
Бедняжка Петушок.

P.S.

Примечание:

*Котомка – заплечный мешок на лямках из грубой холщёвой ткани.
 
Вместе с посохом, котомка является известным атрибутом странников, бродяг, нищих и богомольцев и других представителей «бродящей Руси».

Котомка, как и торба** являются символом бедности и нищеты.

Котомка широко используется в русских пословицах и поговорках : «пойти по Руси с котомкой», «пустить по белу свету с котомкой», «не завидуйте тому, кто напялил котому», «ни хлеба в суме, ни гроша в котоме».

** Торба – мешок. Мешок с овсом, который привязывают к морде лошади.