Диаконисы ч. 4. Девы, диаконисы по одеянию

Ольга Липа
Диаконисы (вдовы и девы)у истоков Христианства ч.4 

4. Девы, диакониссы по одеянию

4.1.  Девы в Древней Церкви. Правовое положение
«в древнее время приходили к Богу девы, обещавшие соблюдать чистоту...» (Иоанн Зонара, "Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями")(1)
Правовое положение дев регулируется  правилами  Первого Вселенского Собора (1), Корфагенского Собора (2).
 
Церковные девы и диаконисы по одеянию занимались делами милосердия.  Они не относились к клиру (3), т. е. к  духовенству как особой общности в Церкви, отличной от мирян. 
Как уже упоминалось ранее, до рукоположения девы жили в доме родителей.

4.2. Кого  и как причисляли к девам, диаконисам по одеянию, диаконисам

«освящение дев не есть рукоположение диаконисс, но был обычай, что приходили в церковь девы дающие обет девства и обещающие хранить чистоту, и таковых, как бы посвященных Богу, епископы освящали посредством молитв, и заботились об охранении и руководстве их после того, как они разлучались с своими родителями, как показывает 44-е (53-е) правило настоящего собора» (Иоан Зонара «Толкования к 6 правилу Корфагенского Собора») (2)

Согласно 18 Правилу Василия Великого (4) такой деве должно быть не менее 17 лет. Однако Отцы Турульского Собора понижают этот возраст до 10 лет.

Когда же они достигали двадцати пяти лет, епископы возлагали на них особую одежду (126-е (140) правило Корфагенского Собора) (2), так они становились диакониссами по одеянию.

По достижении ими сорокалетнего возраста, из этих дев рукополагались диакониссы.

4.2.1. Особый порядок посвящения дев в диаконисы по одеянию

"Если деве грозила смертельная опасность; или  опасность угрожающая ее целомудрию, в случае если в нее влюблялся сильный человек (вероятно, властный и богатый), была угроза ее похищения человеком невоздерженным, епископ мог покрыть «ее одеянием посвященных Богу, прежде двадесяти пяти лет возраста, дабы не умерла без иноческого образа...»" (Правило 126 (140)Карфагенского Собора) (2). Т. е., они становились диакониссами по одеянию раньше 25 лет.

4.3. Ответственность. Наказания.

4.3.1. Блуд (5), прелюбодеяние (6).

 Согласно 4 правилу Турульского собора(7)если священнослужитель (епископ, пресвитер и т.п.) или церковнослужитель (чтец, певец, придверник и т.п.) совокупится «с  женою Богу посвященною»* лишается своего чина, а мирянин отлучается от церковного общения и причастия, как совершивший блудодеяние, совершенное не по вине девицы, если имели место быть обман или насилие.  Девица же не подвергалась никакому наказанию. Согласно греко-римскому гражданскому законодательству, а именно ХХIII новелле императора Юстиниана (8), подобные преступления наказывались как уголовные дела. (*Согласно 25 «Правилу святых апостолов» совершившие блуд священнослужители и церковнослужители в любом случае лишались чина)

Согласно 18 Правилу Василия Великого (4) дева, вступившая в блуд, приравнивается к прелюбодеям,  т. е.,  как невеста. И подвергается пятнадцатилетней епитимьи (отлучению от церкви на 15 лет). Ранее согласно 19 правилу Анкирского Собора (9)девы нарушившие обед девства подвергались епитимьи двоебрачных на один год.

4.4. Общение
Клирикам или воздержникам (монахам)  было разрешено входить к  диакониссам по одеянию или вдовам  с разрешения и согласия епископа или пресвитера (вторая степень священничества в Христианстве).  И только в сопровождении других клириков «или с теми, с которыми епископ или единые пресвитеры имеют вход к таковым женам: или же да беседуют с ними там, где присутствуют клирики, или некие почтенные христиане» (47 правило Карфагенского Собора)(2)

4.5. «Духовный брак»
"В первые века христианства существовал одно время обычай, по которому некоторые клирики, а иногда и миряне, желающие вести безбрачную жизнь, вступали с незамужними женщинами в так называемый духовный брак, т. е. жили с ними вместе в одном доме и, не имея никаких плотских сношений, сохраняли, по их словам, одну лишь духовную связь для побуждения друг друга к христианским добродетелям. Такие женщины назывались сначала духовными сестрами и возлюбленными (dilectae), и затем сожительствующими. Подобные связи между неженатыми мужчинами и незамужними женщинами у некоторых, без сомнения, были чисты и имели целью взаимное духовное совершенствование; у громадного же большинства эти связи сопровождались блудодеянием, тем более опасным и гнусным, что оно скрывалось под покровом набожности. Подтверждает это та резкость тона, с какою выражались об этих связях отцы и учители церкви". (Толкование на 3 правило Первого Вселенского Никейского Собора)(1)
«Девам же, соединяющимся жительством с некиими, аки с братиями, мы сие возбранили».  (19 правило Анкирского собора)(9)


 ****
Примечания
* Дева, посвященная Богу.
   
1)Толкования к 19 правилу Первого Вселенского собора (собор - собрание священников). Собор Церкви, созванный римским императором Константином I в июне 325 года, проходил в течение двух месяцев в г. Никее (современный Изник, Турция)и получил название Никейский.
     Иоанн Зонара (конец XI в. -  1162 -1166  гг)— византийский историк XII века, монах-богослов, толкователь Канонов Православной Церкви, автор известной хроники.

   2) Карфагенский собор — поместный собор христианской церкви (собор епископов поместной Церкви или определённой её области), состоявшийся в 419 году в Карфагене (столица финикийского государства Карфаген, современный Тунис). Участниками собора были 217 епископов, председательствовал Аврелий, архиепископ Карфагенский. 

   3) Клир в христианстве - духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян. Состоит из церковнослужителей, которые относятся к низшему клиру, посвящаемых через руковозложение — хиротесию. И священнослужителей, посвящаемых через рукоположение — хиротонию, наделенные полномочиями проповеди и совершения церковных обрядов.

   4) Правила Василия Великого. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Святой Василий Великий или Василий Кесарийский прославленный в лике святителя(ок. 330—379) — архиепископ Кесарии Каппадокийской (митрополия Константинопольской православной церкви, г. в Каппадокии Малой Азии, современный г. Кайсери, Турция) церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом.

   5) Блуд - внебрачные интимные связи, в которые вступает, лицо не состоящее в браке.

   6) Прелюбодеяние - внебрачные интимные связи, в которые вступает, лицо состоящее в браке. 

   7) Пято-шестой Трулльский Собор открылся 1 сентября 691 г. в Константинополе (современный Стамбул, Турция)и заседал ровно год, до 31 августа 692 г., созван был при Патриархе Константинопольском Павле III,  императором Юстинианом II. Для заседаний его отведена была та же зала со сводами, так называемыми "труллами" (дом с конической крышей), посему получил название Трулльского.

   8) Свод права, римское гражданское право, состоящее из конституций Юстиниана I (конституция в Древнем Риме - норма, предписание.

   9)  Анкирский собор - поместный собор христианской церкви, состоявшийся 314 году в городе Анкире (современный г. Анкара, Турция), на котором присутствовали 18 епископов Малой Азии (современная Турция)и Сирии, председательствовал Виталий, епископ Антиохийский. Поводом для созыва Собора явились вопросы, связанные с только что кончившимися гонениями на христианство императора Максимилиана.