Мы, оглядываясь, видим лишь руины...

Олег Стоеросов
Я думаю, что на фоне происходящего в Украине, вообще нет смысла говорить о культуре.

Культура России, прошлая и настоящая, как феномен и квинтэссенция таланта, всплесков ума, художественных озарений и фантазий, гармонии авторского замысла, его воплощения, общественного резонанса и высочайшей степени одухотворённости, как-то отплыла куда-то в сторону, потеряла свои очертания, поблекла и скукожилась.
Говорить сегодня о категориях культуры так же бессмысленно, как рассуждать о волшебстве поэзии Мандельштама на фоне гулаговского барака.


Лучшее, чего достигала Россия в своём культурном развитии, осуществлялось прежде всего не благодаря, а вопреки!
Вопреки глобальным несвободам до 1917-го года и до наших дней (исключая два очень кратких исторических периода с февраля по ноябрь 1917-го и условно говоря с 1988 по 1991 год).
Россия обращается с демократией, как подвыпивший гимназист, впервые посетивший публичный дом, с проституткой.
Демократия и свободы претят русскому человеку (точнее россиянину), ему слаще, привычнее и проще иметь дело с диктатором (царём, генсеком, президентом и проч.), россиянин безнадёжно отстал от демократии в широком понимании слова и обречён гнить в лесной глуши, вдали от цивилизации.
Ни 60-десятники, ни интеллигенция 70-0х - 80-х, ни диссиденты, ни те, кого Советская власть изгнала за пределы СССР или те, кто сумел самостоятельно вырваться из её цепких объятий, т.е. лучшие из лучших, кого мы считали совестью нации, ничего по сути не смогли переломить в общем тупиковом развитии страны.
Евтушенко, Окуджава, Бродский, Довлатов, Солженицын, Бердяев, Бунин, Барышников, Высоцкий и Галич,Тарковский, Шнитке, Шостакович, Сокуров, Ростропович, Трифонов, Маканин, Вишневская, Товстоногов, Нуреев, Гончаров, Жванецкий и многие другие, оказались такими же бессильными в попытках докричаться до ушей и достучаться до умов и душ соплеменников, как и их предшественники: Толстой и Достоевский, Гоголь и Салтыков - Щедрин, Платонов и Булгаков, Мейерхольд и Михоэлс, Таиров и Станиславский, Пушкин и Грибоедов, Мандельштам и Ахматова, Зощенко и Чехов.

Быть может глобальная российская несвобода послужила своего рода "перегноем" и катализатором, для вызревания гениев, но на общественно-политические процессы на обще-национальном уровне - ни те, ни другие не повлияли.

Все они, в сущности, отражали мнение и чаянья очень узкой в статистическом смысле группы людей, выражаясь современным языком - обслуживая определённую тусовку (в сущности - бескорыстно), частью которой они являлись сами, подобно тому, как нынешние : киркоровы и басковы, долины и михалковы, певцовы и газмановы, прилепины и машковы и прочие певуны, прыгуны, лицедеи, писаки и бесогоны, отрабатывают за очень хорошее бабло,  запросы и прихоти нынешнего "бомонда".

Всё смешалось в нынешнем российском доме: предательство и конформизм, велико русский шовинизм и имперское чванство, страх и попустительство, бессилие и остатки совести и человеческого достоинства, маленькая вера и большое бесчестие.

Осторожно, двери закрываются.
Следующая станция - Конечная.
Не держите двери, не задерживайте отправление поезда.