Цена

Сергей Кора
Балласт за бортом.
Трое уходят в небо -
Цена рекорда.

С мордовской землёй связана трагическая история трех советских аэронавтов. Во все времена человек стремился покорить небо, ощутить кайф полета, познать, что же там скрывается, за облаками, но только в начале прошлого века технический прогресс позволил человечеству приступить к реализации многих смелых планов по его освоению. И понеслось! Выше, дальше, быстрее. Началась гонка за рекордами. Очень хотелось быть первым, прославить себя и свою страну. 30 января 1934 года трое воздухоплавателей - Федосеенко, Васенко и Усыскин - отважились совершить полет на стратостате "Осоавиахим-1". Цель была - подняться на высоту в 20000 метров и побить рекорд, установленный ранее на стратостате "СССР-1". По большому счету, это было авантюрное предприятие: до них никто ещё не летал зимой; справедливо считалось, что это крайне опасное для полетов время. Кроме того, гондола имела существенные конструктивные недостатки: люк не был оснащен механизмом аварийного открывания, что в случае нештатной ситуации исключало возможность быстро покинуть аппарат, были проблемы со сбросом балласта и системой крепления гондолы к оболочке. Но конкуренты дышали в спину, и они полетели, стартанув в 9 утра с Кунцевского пустыря. Полет был посвящен XVII съезду ВКП(б), проходившему в те дни в Москве. Все шло хорошо: проводились запланированные исследования и наблюдения, делегатам съезда радировались рапорты о покорённых метрах. На высоте солнце разогрело оболочку, газ расширился, это добавило подъемной силы, но привело к стравливанию газа через аварийный клапан. Как потом было установлено технической экспертизой, погодные условия и остаток газа в оболочке позволяли достичь высоты в 19500 метров - на 500 метров выше предыдущего рекорда, и безопасно вернуться на землю. Это был потолок, точка невозврата, достигнув которой, нужно было приступить к снижению. Однако заветная высота в 20 км оставалась недоступной, и экипаж принял решение продолжить подъем, тратя на это бесценный балласт, необходимый для спуска. В 12-30 стратостат достиг высоты 22000 м и находился там около 12 мин.

Понимал ли экипаж, что, продолжив полет, перейдя эту черту, они лишили себя возможности на благополучное возвращение? Закрыли за собой дверь в мир живых. Понимали. Федосеенко был опытным аэронавтом, в совершенстве владевшим навыками воздухоплавания. Васенко - конструктор многих, в том числе и этого, стратостатов. Да и для молодого ученого-физика Усыскина принципы высотных полетов не были секретом. Вряд ли, принимая это решение, они надеялись на чудо. Можно, можно было остановиться, вернуться, а там, на земле, проанализировать причины, помешавшие достижению желанной цели и учесть их в следующий раз... но вот только был бы у них этот следующий раз? Три человека в тесном, душном (проблемы с регенерацией воздуха) металлическом шаре, разогретом до 30 градусов, в погоне за мечтой. Мечты сбываются! У каждой своя цена. Они не оставили прощальных записок. Все записи - только наблюдения за аппаратом и фиксация исследований, не прекращавшихся до последних минут. Проблемы начались на высоте в 14000 метров: оболочка остыла, и спуск ускорился до критичного, не помогал сброс балласта, его, даже с учётом аварийного (вес научного оборудования и самих аэронавтов), было недостаточно для предотвращения падения. Невозможно было открыть люк и выброситься с парашютом - до 8000 метров безвоздушное пространство. На 12000 метрах была сделана последняя запись - "16 часов 10 мин..." Потом скорость спуска увеличилась до катастрофической, началось хаотичное вращение гондолы, и в этой адской центрифуге, вперемешку с оборудованием, они прожили свои последние, долгие и жуткие 10 минут... Земля приняла их в 16-21 - время, застывшее на часах Васенко. А стоило ли это того? Пусть каждый решит для себя.