Земная жизнь, как приготовление к жизни вечной

Уже Не Ассоль
"Человек был создан Богом для вечности. Это ощущение вечности осталось в душе каждого человека и после грехопадения прародителей. Но оно извращено грехом. Человек, несмотря на то, что видит почти ежедневно, как умирают окружающие его люди, почти всегда считает себя вечным жителем земли. То, что бессмертна его душа, а не тело, часто ускользает из поврежденного грехом человеческого разума.

Только люди, очищающие свою душу от духовной скверны и деятельно исполняющие в своей жизни евангельские заповеди, со временем получают ум Христов – способность смотреть на все с духовной точки зрения. Духовным разумом они постигают кратковременность своей жизни и истинное назначение человека на земле.

Основными свойствами земной жизни являются краткость, постоянная изменчивость и суетность. «Точно также добродетель будет тихо продираться между людьми, неприметная, гонимая ими; точно также порок, прикрываясь бесчисленными личинами, будет обманывать людей и господствовать в среде их».

Земная жизнь – путь к вечности, которым надо воспользоваться и на котором не надо оглядываться по сторонам. Этот путь надо совершать умом и сердцем – не числом дней и годов, т.к. два года жизни и сто лет одинаково ничтожны в сравнении с вечностью. «путь земной жизни скорбен; когда человек совершит значительную часть его и оглянется назад, то каким суетным окажется все земное, к которому он стремился с такою жадностью в юности своей! Не потеряем по крайней мере остальную часть жизни нашей принесением оной в жертву суете».

Земную жизнь можно сравнить с длинным и дальним путем, а человека – со странником, который шествует по этому пути. События сменяются друг за другом и неизвестно, какое из них ожидает его в каждый новый день. Путник, идущий в далекий, но родной для него город, старается нигде не задерживаться на пути. Ничто не привлекает его внимания, кроме намеченной цели. Ни к чему не прилепляется он душой, потому что любая привязанность задержит его и увеличит время разлуки с родным городом и близкими. Христианин должен быть подобен этому разумному путнику. Его земное шествие должно иметь одну цель – достижение вечного небесного града и ничто земное не должно отвлекать его от этой цели. В небесный град ведет путь узкий и тесный. Много в жизни широких путей и большинство людей идут ими, но они не приводят к небесным обителям. «Уклонитесь от пути широкого, по которому почти все шествуют! Изберите для себя путь узкий и прискорбный, ведущий в Царство Небесное! Возлюбите скорби, посылаемые вам промыслом Божиим! Возлюбите теснины, по которым премудрый промысл, спасающий вас., проложил стезю для земного вашего странствования!»

Хочет или не хочет земной странник, а путь его жизни непрестанно сокращается., приближая его к вратам вечности – смерти. Человек, прилепившийся всей душой к земле, - не замечает своего приближения к гробу, обольщает себя долгой жизнью, ему кажется, что он как бы остановился на своем жизненном пути. Это обман. Мы идем и идем – не останавливаемся ни на минуту.

У каждого земного странника неожиданностями, скорбями и искушениями наполнена вся жизнь. Чтобы жизненные трудности не отвратили шествие христианина к горнему граду, он должен иметь твердую веру в Бога, Который руководит каждым человеком, очищает, приготовляет его скорбями к вечной жизни, дает силы для несения их. Что такое смерть? Эпоха, с которой начинается наша действительная жизнь. Странствуя посреди слабостей и искушений, руководимые светом искренней веры, мы достигаем наконец той грани, которая отделяет свет от тьмы.

Вся земная жизнь христианина должна быть школой приготовления к вечности. Для преуспеяния в любой науке нужно хорошо изучать ее, в противном случае наука останется недоступной.

Тот, кто связывает свою жизнь со Христом, исполняет Его Слово, мужественно переносит все трудности земной жизни, без ропота и с терпением, такого христианина не только в будущей жизни ждет вечное блаженство, но уже здесь, на земле, он нередко ощущает в душе своей радость, покой и несказанную тишину. Небесное веселье вырастает из семян, посеянных на земле."         

Устроение духовной жизни Православный календарь 2022 (из аскетических опытов святого Игнатия Брянчанинова).