О любви к ближним

Уже Не Ассоль
"Заповедь о любви к ближним есть основание любви к Богу. Любовь к ближним ведет к любви к Богу. Но естественная любовь извращена грехом. В каких язвах наша естественная любовь! Главная из которых – пристрастие. Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей. Естественная любовь стремится доставить любимому земное благополучие, но все духовное и вечное чуждо этой естественной любви. Естественной любовью руководит плоть и кровь. В любви естественной нет постоянства, она может разгореться очень сильно, но в скором времени может легко обратиться в отвращение и даже ненависть. Она способна на безрассудные поступки и даже преступления. Естественная плотская любовь не имеет ничего общего с истинной любовью к ближним, заповеданной Христом. Перед Богом не имеет цены плотская, естественная любовь к ближним. Она отвергается Господом как дар непотребный. Только любовь, почерпнутая в Евангелии, святая и духовная, называется любовью и принимается Богом.

Духовная любовь исполнена простоты и веры к ближним, в ней нет подозрительности и ревности, постоянство и мудрая рассудительность – непременные качества ее. Путь к достижению духовной любви к ближним многотруден и связан с подвигом искоренения из человеческого естества греха во всем его многообразии. Истинная любовь к ближним не может мгновенно воссиять в сердце христианина. Первоначально необходимо отвергнуть вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все те чувства, которые противоположны любви. Затем, повинуясь Евангелию, нужно научиться молиться за врагов, благословлять клянущих, делать добро ненавидящим и прощать ближним все, что они сделали плохого нам. Чтоб исполнить все это, нужен многолетний подвиг самоотречения.

Желающий достигнуть истинной любви к ближним должен отвергнуть самолюбие и человекоугодие, которые укрепляют в человеке лишь естественную любовь. Самолюбие – искажение любви к самому себе. Тот, кто не имеет в себе духовной любви, не может и ближнего возлюбить духовно. Человекоугодие – искажение любви по отношению к ближним. Оно, как и самолюбие, делает его неспособным к истинной любви. Только решительное отвержение этих пороков открывает путь к достижению духовной любви.

Любовь к врагам непонятна для плотского разума и только христианин, просвещенный благодатью Святого Духа, может не только теоретически, но и опытно преуспеть в этой любви. Отношение к врагам не должно быть бездумным, а должно быть рассудительное, осторожное и по возможности мудрое: «Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас.. и будете ненавидимы всеми за имя Мое..» (МФ.10; 16-17,22).

В чем же должна проявляться любовь к своим недругам? В прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, в хороших словах о них, деланием им добра. Пример всесовершенной любви к врагам явил Сам Спаситель мира Иисус Христос.

Не только к врагам, но и к друзьям любовь должна быть освещена духовным рассуждением. Любить друзей нужно во Христе, чтобы Христос был любим в ближнем, а ближний был любим как создание Божие. Христианин, любящий в ближних Христа, будет иметь ко всем равную любовь. Но особенно хочется любить тех, кто проводит благочестивую жизнь. Только та дружба между друзьями крепка и истинна, которую основывает и скрепляет Христос. Чтобы друзья взаимным советом помогали друг другу достигать спасения.

Тот, кто сподобился духовной любви к ближним, опытно познает омерзительность плотской любви, искренне приносит покаяние в том, что прежде имел ее и стремится к любви святой и никогда не возвращаться к любви естественной. Истинная любовь к ближним, а также внимательная молитва, является признаком совершенства христианина. Найдя ее, найдешь любовь к Богу и войдешь во врата Царства Небесного.

Любовь, исходящая от сердца, преисполненного страстей и пороков, любовь плотская, не может быть принята Богом. Многие люди, узнав о том, что любовь – есть возвышенная добродетель, сразу же пытаются развить в своем сердце любовь. Любовью начинают растворять молитвы и все свои действия. Но Бог отвращается от этой нечистой жертвы, она не угодна Ему, т.к. осквернена плотскими чувствами.

Тщетно стремление человека служить Богу любовью падшего человека. Истинная любовь к Богу есть дар Божий. Изливается этот дар действием Святого Духа в души тех людей, которые омылись от духовной скверны и постоянством в подвиге очищения доказали свою способность к принятию этого великого дара. Бог свят и почивает в одних святых. Храм души человека находится в запустении и прежде освящения нуждается в обновлении.

Преждевременное стремление развить в себе чувство любви есть самообольщение, уводящее от правильного служения Богу и вводящее человека в различные заблуждения. Конец этого дерзостного стремления для грешного человека – гибель души. Пример этому – в книге Левит, когда сыновья первосвященника Аарона Надав и Авиуд дерзнули принести в жертву Богу огонь чуждый, которого Господь не повелел приносить (только освященный огонь, хранившийся В Скинии Свидения, мог быть употребляем при священнослужении), Господь покарал их страшной казнью: и вышел огонь от Бога и сжег их и умерли они перед лицом Господним (Лев.10; 1,2).

Грешника, возмечтавшего принести Богу свою нечистую любовь, ожидает наказание, подобно тому, которому подверглись сыновья Аарона. Не будем возбуждать в сердце пламени сладострастия и тщеславия, столь мерзостных перед Богом, столь пагубных для нас. 

Чувство любви к Богу есть в душе каждого человека. Первый человек был создан по подобию Бога. Но после грехопадения все чувства человека заразились тлением, в нем возобладала любовь плотская. Чувство духовной любви не исчезло из души человека, но оно находится как бы под толстым слоем пожеланий страстных и вожделений плотских. С приходом на землю Искупителя мира, человечество получило возможность избавиться от рабства греху и тлению. Спаситель возвратил людям возможность к вожделению духовному, даровал им силы бороться с грехом и пороком."