О покаянии

Уже Не Ассоль
"Христианин, живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, но еще обуреваемый страстями, находится в душевном состоянии. Духовного состояния достигает тот, кто преуспел в добродетелях, искоренил, в возможной для человека степени, страсти и сподобился обновления от Святого Духа. Достигшие духовного состояния могут быть названы «светом миру» и «солью земли» (МФ.5; 13-14).

Когда человек достигает духовности, душевность и телесность (плотяность) не исчезают в нем, а как бы замирают.

Христос Спаситель, придя на землю, возвестил человечеству, как должен жить человек на земле, чтобы быть достойным неба. Это откровение воли Божией о человеке было возвещено Спасителем человеку в Его Божественном учении – в святом Евангелии. Каждый, кто хочет узнать волю Божию, должен приступить к Евангелию – этой вечной Книге жизни, и в ней он найдет истину, следуя которой можно унаследовать блаженство. Истина – Христос.

При чтении Евангелия все сказанное нужно относить к себе. Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находится в плену у демонов подобно этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем.

Все подвижники древних времен прошли трудный подвиг внешнего и внутреннего делания, основанный на покаянии, плаче, смирении, самоукорении и многих других христианских добродетелях. Творения святых отцов – это кладези, из которых каждый может почерпать учение о христианских добродетелях и шествовать по пути спасения. Каждый должен избирать себе для чтения творения отцов соответственно своему образу жизни, чтобы не просто любоваться чтением писаний и предаваться мечтательности, но и практически прилагать их к своей жизни, не уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти.

Мирянин, живущий среди мира, не должен читать книг, написанных для монашествующих. Это будет отвлекать его от добродетелей, которые свойственно ему делать, мечтой о высших духовных подвигах, ввергая временами душу в отчаяние и уныние. Даже если мирянин и преуспеет временно в подвиге, несвойственном его образу жизни, что достигается обычно разгорячением плоти и крови, то все равно долго не сможет пребывать в нем, скоро оставит подвиг, превышающий его возможности. Христианам, жизнь которых протекает в условиях мирской жизни, рекомендуется читать творения святых отцов, писавших вообще для всех христиан. К ним относятся святители Иоанн Златоуст, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Никифор Астраханский и Георгий (Задонский) Затворник.

Из всех сочинений святителя Димитрия Ростовского епископу Игнатию особенно хороша 4-я часть приложения к св.истории, где можно почерпнуть много полезных и нужных сведений. А письма Георгия Затворника – драгоценная книга, наполненная утешительных наставлений, особенно для страждущих.

Основа всех видов христианского подвига – покаяние. Первая заповедь, данная Христом Спасителем человечеству, есть заповедь о покаянии. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное» (МФ.4,17), - такими словами начал Свою проповедь вочеловечившийся Господь. Покаяние – есть познание своего падения. Грехи не терпят обличения и позора, твердой решимости оставить греховную жизнь и жить, как учит Евангелие. Покаяние Бог дал в помощь человеку в борьбе с грехом. Тех, кто в надежде на покаяние в будущем, откладывает его, грешит в настоящем, поразит внезапная смерть и им не дано будет время на покаяние и приобретение добродетели."