Шедевры Русского музея Амазонка

Вадим Константинов 2
                При вдохновенном -
                От трагичности,
                Присущей каждой яркой
                Личности,
                В её мятущемся
                Пути,
                Ему, как видно,
                Не уйти!..
                12.1995.



                Черты прекрасного
                Лица
                И утончённы...

                И отточены!..

                Но, как пристрастна
                Кисть отца...

                Рисующего облик
                Дочери!..
                01.1996.



                В минуты болезни...

                И, словно бы, зная
                Как много напастей
                В судьбе её ждёт...

                Она одновременно
                Очень живая...

                И в ней растворён
                Без остатка,
                Тогда я...

                И точно цветок...

                Что увянет вот-вот!..
                25.05.2022.




Портрет дочери Михаила Васильевича Нестерова, Ольги Нестеровой, написан её отцом в 1906 году, став одной из первых работ художника в портретном жанре. Картина известна также под названием «Амазонка»; на ней показана стройная юная девушка в чёрной амазонке и красной небольшой шапочке, стоящая на берегу реки. Ольга слегка склонила голову, доверчиво глядит широко раскрытыми голубыми глазами. Её тёмный силуэт особенно отчётливо выступает на фоне освещённой на закате реки и заречных лугов.
В этом портрете, как и во всех работах художника, проявляется большое внимание Нестерова к тонким оттенкам души и мельчайшим чертам лица. Живописец пытается отразить действительность такой, какой он её видит, во всём многообразии красок. Картина проникнута красотой и величием молодости, жизнеутверждающей силой. Взгляд девушки кажется немного грустным и отстранённым от окружающего мира, но в то же время выражает признание и безмерное восхищение им.

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой — одна из нескольких картин, посвящённых семье художника. Сохранились сведения о том, что в то время дочь была больна и готовилась к серьёзной операции, в связи с чем Михаил Васильевич, боясь возможного скорого расставания с ней, стремился запечатлеть её черты на портрете. Как и её отец, Ольга тоже впоследствии занималась изобразительным искусством, хотя художественного образования так и не получила: свои картины она вышивала шёлком на полотне, как это умели в прошлом делать на Руси мастерицы-золотошвейки....

 Ольга Михайловна Шрётер была талантливой художницей. Она писала пейзажи, делала копии с картин знаменитых мастеров. Очень увлеклась вышиванием. Вышивала она особым швом, как золотошвейки прошлых веков, шелком на полотне. Её работы было невозможно отличить от акварели. Этому ее научила Лёля Прахова, друг семьи, которая недолго была невестой её отца, М.В. Нестерова.

А вот судьбу художницы не иначе как трагической не назовёшь... Начиная с самого её рождения...

Родители её, случайно встретившись на улице, полюбили друг друга с первого взгляда... Нестеров безумно любил свою жену. Через год, 27 мая 1886 года родилась Оля. Это был самый счастливый день для её отца. А уже через два дня наступил и самый страшный день в его жизни... Не стало его горячо любимой жены...

Сам Михаил Васильевич вспоминал позже :

«В деревянном домике прощалась с жизнью, со мной, со своей Олечкой моя Маша. Я был тут же и видел, как минута за минутой приближалась смерть. Вот жизнь осталась только в глазах, в той светлой точке, которая постепенно заходила за нижнее веко, как солнце за горизонт… Еще минута, и все кончилось. Я остался с моей Олечкой, а Маши уже не было, не было и недавнего счастья, такого огромного, невероятного счастья. Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла. Наступило другое – страшное, непонятное. Как пережил я те дни, недели, месяцы?».
Оля осталась без матери... Отец погрузился в тоску, выплёскивая всю свою боль в творчество. В тот период он написал множество портретов любимой жены... Не в состоянии ухаживать за младенцем, Нестеров отвез девочку к своим родителям и старшей сестре Александре, в Уфу. Дедушка и бабушка очень полюбили малышку. Изредка приезжал и отец с подарками, который тоже очень скучал по ней в разлуке.

Потихоньку пытался обучить девочку основам своего ремесла. В Третьяковской галерее хранится письмо Михаила Васильевича к маленькой Оленьке, которое художник для неё написал печатными буквами. В нём он просит её сфотографироваться для портрета и делает набросок рисунка . Рядом подпись: «Можно раскрасить». Рисунок этот действительно раскрашен цветными карандашами. Именно с таких детских раскрасок и совместных работ начинала, по всей вероятности, рисовать маленькая Оля.

Письмо Нестерова для дочери.Фото из открытого источника Яндекс.картинки.
Как только она подросла, художник забрал её к себе. В 12 летнем возрасте Нестеров отдал дочь в институт благородных девиц в Киеве, где сам работал в то время над росписью храма.

Беда грянула неожиданно для всех. Одна из воспитанниц заболела скарлатиной. Заразила и Ольгу. Та болела очень тяжело. Из Уфы примчалась сестра художника. Она неотлучно дежурила у постели девочки. А той становилось всё хуже. Все ожидали скорой смерти Оли...
Несчастный отец страдал вместе с ней... Пять месяцев она боролась за жизнь, постоянно находясь под угрозой смерти. Но всё же справилась. Только болезнь дала осложнение на почки и уши. Девочка стала глохнуть. Потом Нестеров увез ее в Крым.

Ольга Нестерова, примерно 1904 год
А в в 1905 году у девятнадцатилетней Ольги стал резко падать слух. Ей сделали тяжелейшую операцию - трепанацию черепа, для чего пришлось обрить половину головы...

В этом же году Нестеров пишет портрет дочери. Вот что она сама вспоминала об этом :

«Портрет написан во время мучительных головных болей и между двумя трепанациями черепа. Отец будто умышленно подчеркнул болезненную бледность, «бесплотную» худобу фигуры, прозрачность рук. Не была я такой даже перед трепанацией. Вы хорошо знаете, что в своих изображениях женщин отец всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти или обреченности... Да и настроение было обычное для того времени – нервное, киевское».
М.В.Нестеров "Портрет Ольги Михайловны Нестеровой"1905г.
А в 1906 появляется ещё один её портрет, который стал знаменитым. Ольга здесь в костюме наездницы, с хлыстом, на берегу реки Белой в Уфе. Все мысли о предстоящей операции просто кричат с холста. По её лицу видно, что эта юная девушка уже много страдала и заглянула в лицо смерти.

Нестеров М.В. «Портрет О.М.Нестеровой. Амазонка»1906г.
Этот портрет художник заслуженно считал одной из лучших своих работ.

Девушка выстояла, опасность миновала... Она так и не смогла получить художественного образования,хотя была очень талантливой художницей.

В 1911 году вышла замуж за перспективного юриста Виктора Николаевича Шрётера, специализировавшегося на законодательстве о промышленности и торговле. Он работал преподавателем Московского университета, позже стал профессором Института народного хозяйства им. Плеханова. Читал лекции по праву...Им написано несколько научных монографий... В 1918 году у них родилась дочь Ирина. Стоит отметить, что талант Нестерова передался только старшей дочери, и его внучке,ставшей впоследствии художником кино, хотя детей у художника было много...
Семья жила дружно, гостеприимно. Зять предложил Михаилу Васильевичу занять две комнаты в его четырехкомнатной квартире на Сивцевом Вражке. Тот с женой и двумя детьми поселился у них «временно». Оказалось, до конца жизни...Дочь как могла материально поддерживала семью отца, хотя ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было мизерным - 2,5 советских червонца...

А в 1937 году Ольгу ждал удар. По ложному обвинению в шпионаже, мужа Ольги арестовали и в 1938 расстреляли... Ольга, как жена врага народа, вслед за мужем, была также арестована в 1938 году. Её направили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины, где она провела долгие три года... Отец приложил немало усилий, чтобы вернуть дочь... Помогла ему в этом Екатерина Павловна Пешкова. По линии «Красного Креста» им удалось вызволить тяжелобольную Ольгу. Вернулась домой в 1941 году уже полным инвалидом. Передвигалась на костылях...С тех пор она так и хромала до конца своих дней. ...