.
МУХАМАМАС ТАРДЖИ (особая рефренная форма версификации)
и ФИЛОСОФСКО-КРИТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА
Новое
Четырнадцать строк складываются из двух текстов
1. Тарджи, его структура: aa – Ba – Ca – XX (восемь строк/мусаммат)
2. Газели, ее структура: XX – dX – eX –fX (восемь строк/4 бейта)
3. В описании Мухаммас есть правило заимствования - 5 и 6 (Са) строки 13 и 14 (fX) строки - цитаты из любого стихотворения, на первом этапе лучше брать и классических текстов древнего востока.
4. ХХ –строки в окончании первой части и в начале второй части совмещенные
Новое
Философско-критическая миниатюра или отражение, переосмысление стихового текста
-----------------------
С точки зрения творческой практики и творческого роста, предлагаемая форма вариации сонетного канона позволяет расширить авторский кругозор и наработать навыки письма в восточном стиле.
Философско-критическая новелла позволяет развить образное мышление не через представление картинок реального мира, а посредством считывания их с текста и переложение их с поэтического языка на прозаический.
Содержание
- Все больше понимаю – одинок / Алексей ФОМИН
--- Нет одиночества внутри человека / Лазим ФАТТАХ
- Не радует оранжевый закат / Лена ОЛИВВЛА
--- Оранжевый закат или оранжевые стога / Эктор Арредондо КАСИЛЬЯС
- Вдруг падает в ночи созревший плод / Алексей ФОМИН
--- Твоя радость – это твое горе без маски / Джебран Халиль ДЖЕБРАН
- Проносятся безжалостно года / Лена ОЛИВВЛА
--- ждем от авторов философско-критическую новеллу
- Мне безразлично, кто король, кто шут // Лена ОЛИВВЛА
--- ждем от авторов философско-критическую новеллу
- Есть странный дом, на берегу пустом / Алексей ФОМИН
--- ждем от авторов философско-критическую новеллу
Алексей ФОМИН
Все больше понимаю – одинок.
К себе быть строже? Но, и так, я строг.
Бывает пью вино за чашей чаша,
А в мыслях кружат вихри чьих-то строк:
"Не станет тот, кто видел строгий тополь,
Глядеть на кипарисы вдоль дорог" // Хафиз ШИРАЗИ
.
Все оттого, что все мои старанья
Лишь русла, пересохшие страданий.
.
Имам корчмы, мне принеси еще
один кувшин. Тебе открою тайну
своей души, непонятой никем:
Она – цветок, земное обитанье…
"В тот крайний миг – удержит кто его? –
Когда расцвет граничит с увяданьем…" // Хушхальхан ХАТТАК
________________________________
Лазим ФАТТАХ
Нет одиночества внутри человека, все одиночество только снаружи его. Сейчас твоя чаша полна до краев вином, но вокруг нее пустота. Выпей вино – все внешнее останется тем же, а все внутреннее замрет в ожидании. Быть наполненными снова жаждут пересохшие русла рек и засохшие колодцы из глубин которых ушла вода; дома, брошенные людьми и гнезда, оставленные в ветвях строгого тополя птицами. Имам, закрывая вечером двери мечети оставляет внутри свет, а не тьму. Имам, открывая двери мечети утром, впускает в нее новый свет. Один свет проникает в другой, одна мысль проникает в другую и нет увядания, есть одна жизнь, проникающая в другую.
Лена ОЛИВВЛА
Не радует оранжевый закат
И пахнущие августом стога.
Все клятвы как незримые оковы,
Кольцом стальным охвачена рука.
"Ты – господин несказанного слова,
А сказанного слова – ты слуга" // Омар ХАЙЯМ
Простят ли фальшь кудрявые берёзы,
Осталась откровенность безголосой.
Невыносимо, если близкий лжёт,
Признанья стали равнодушной прозой.
Ошибся в предсказаньях звездочёт,
Озвучив вероятные прогнозы.
"На ветке соловей хмельной поёт,
Он тайну сердца поверяет розе" // Хафиз ШИРАЗИ
________________________________
Эктор Арредондо КАСИЛЬЯС
Оранжевый закат или оранжевые стога? Что в этом мире первично, откуда берется цвет? Первый день после сотворения мира пришелся на август или на январь? А ведь темно-синие, кудряво-серые, багровые закаты – это темно-синее, кудряво-серое, багровое слово, произнесенное человеком, вышедшим из своей плоти, которому он и господин, и слуга. Откровенность безголоса, но не молчалива. Хочешь прочти ее по желтой листве берез, по пупырчатым беретам желудей на лесной тропинке, по паутинке, зацепившейся за ржавую шляпку гвоздя, торчащую из покосившегося забора. Хочешь, преврати ее в созвездье соловья и в созвездье розы, чтобы старый звездочет, смотря в подзорную трубу, удивляясь странной их близости, шептал себе под нос стихи, которые никто никогда не услышит.
Алексей ФОМИН
Вдруг падает в ночи созревший плод
и следом птицы крик, и минул год…
Все дольше сон, все тише пробужденье
К чему так много дел пустых, забот?
"Земная радость – это лишь мгновенье
Пред вечностью, которая нас ждет " // Абу Али Ибн Сина / АВИЦЕННА
Налью еще и выпью наудачу.
С утра. И что? А кто живет иначе?
Пьяны все без вина и без любви,
Пьяны собой, как будто пили чачу
Не матерей густое молоко…
Пока желтеют листья карагача
"Отыскиваю лучшие слова –
Быть может, время не напрасно трачу. " // Хафиз ШИРАЗИ
________________________________
Джебран Халиль ДЖЕБРАН
Твоя радость – это твое горе без маски. Ведь тот же самый колодец, из которого поднимается твой смех, был часто заполнен твоими слезами. И разве может быть иначе? Чем глубже твое горе проникло в тебя, тем больше и радости может вместиться в тебя. Разве не та же чаша, что содержит твое вино, обожглась когда-то в печи гончара? И разве лютня, услаждающая твой дух, не то самое дерево, которое страдало под ножами резчиков? Когда ты радуешься, загляни глубоко в свое сердце, и ты обнаружишь, что только то, что приносило тебе печаль, дает тебе и радость. И когда тебе горько, загляни снова в свое сердце, ты увидишь, что в действительности ты плачешь о том, что было твоей радостью. Один скажет: «Радость больше, чем печаль», а другой: «Нет, горе больше». Но я скажу: Они неразлучны. Вместе пришли они, и когда одна из них сидит с тобой за столом – помни, другая спит на твоей кровати.
Журавлиный крик. Лена ОЛИВВЛА
Проносятся безжалостно года,
Сменяются квартиры, города.
Не продают билет обратный в детство,
Жизнь словно по-другому прожита.
"А никуда нам от себя не деться,
А если деться – только в никуда" // Омар ХАЙЯМ
Быть может, не нужна судьба иная,
Никто из нас об этом не узнает.
Мне иногда покажется на миг,
Что вот они, в руках, ключи от рая.
Услышу ли я журавлиный крик,
Увижу ли, как пролетает стая,
"Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают" // Омар ХАЙЯМ
________________________________
ждем от авторов философско-критическую новеллу
Следы на гравии. Лена ОЛИВВЛА
Мне безразлично, кто король, кто шут.
Кто ест икру и масло, кто лапшу.
Любой из нас поймет, что станет тенью,
Приблизившись к слепому рубежу.
"- А небеса дадут тебе прощенье?
- Не предлагают - я и не прошу" // Омар ХАЙЯМ
Ствол дерева гниёт и сохнет крона,
Слышны ольхи болезненные стоны.
Оставит ночь на гравии следы -
Листочек ветром отнятый у клёна.
Я подожду, когда проснёшься ты,
Лучами утренними ослеплённый.
"В том хворостинок отсырелых дым,
Любовь - костер пылающий, бессонный" // Омар ХАЙЯМ
________________________________
ждем от авторов философско-критическую новеллу
Алексей ФОМИН
Есть странный дом, на берегу пустом,
За низкой дверью, крохотным окном,
Вселенная, наполненная светом.
Кто жизнь скитался, – жизнь обрящет в нем,
"И тот, кто потерялся, как собака,
как человек, вернется в этот дом" // Иегуда АМИХАЙ
Всему свой срок: июнь придет за маем,
Рассыпались по гнездам птичьи стаи…
Проклюнувшихся слышен писк птенцов,
На папертях все больше попрошаек,
Кого не спросишь, близок к Богу всяк,
Но кто из них, ту близость понимает…
"Что – беззаконье, если смерть – закон?
Что разум твой о тайне смерти знает?.. " // ФИРДОУСИ
________________________________
ждем от авторов философско-критическую новеллу