Великая Пятница 2022 год

Олег Выборов
Великая Пятница. Страдания Христа. Настроение соответствующее, погода тоже. После службы предстояла дорога. Небо затянули чёрные дождевые тучи. На память пришло недавно прочитанное: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45). Тьма. Сколько опасности, страха, тревоги, грусти и тоски таит она в себе. Что скрывает она, чего можно ожидать от неё? Отсутствие ориентира, пути, утрачена возможность следовать цели, страх споткнуться, заблудиться, потеряться, пропасть, погибнуть - всё это тьма. И на какое-то время она словно поглотила, пленила свет, захватила, окутала всё собой. Так внезапно, и так скоро. Что чувствуешь тогда? Одиночество, оставленность, безысходность, тоску, опасность, страх полного исчезновения, растворения в ней, ужас, погибель.
Христос сходит именно туда, в самую глубину ада, в самое ужасное место, какое можно себе вообразить, в самую глубину богооставленности. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» — такой вопль вырвался из уст Христа незадолго до смерти (Мф 27:46). Никто кроме Него не смог бы войти туда и сделать то, что Он сделал. Он понимал и знал это, Он выбрал страдать, но спасти человека.  Совсем скоро мы прочтём об этом такие слова: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад;
Огорчил того, который коснулся плоти Его…Он (ад) взял тело и нашёл в нём Бога; Взял землю и увидел в ней небо;
Взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел» (Слово огласительное на Святую Пасху свт. Иоанна Златоуста). 

Тем временем прошёл дождь, небо посветлело, появилась радуга. Появился свет. Свет - как символ победы над тьмой, символ примирения и спасения - ты найден, ты не забыт, ты любим! Он не бросил тебя! Он предпочёл страдать и умереть, спуститься во тьму ради тебя. Но теперь воссиял свет!  Прошёл страх и тревога, ушла боль, чувство безысходности, потерянности, тоски, отчаяния и грусти, прошла тьма…
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).