Юрий Левитанский поэт и фронтовик

Юлия Ви Комарова
"— Что происходит на свете?
— А просто зима.
— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома..."

Наверное, самое знаменитое из его стихотворений, это "Диалог у новогодней ёлки". Магия его такова, что ты невольно вслушиваешься в каждую реплику как в заклинание, а в конце начинаешь верить, что "следует жить"! Подпеваешь. Улыбаешься. И долго ещё продолжаешь улыбаться и верить, что всё будет хорошо, что Новый год принесёт добро и счастье.

Автором этих волшебных строк был Юрий Левитанский, песни которого исполняли не только Никитины, но и Высоцкий, и Камбурова, и другие известные исполнители. Но все ли знают, что это стихи Левитанского? Увы, нет.

И как раз в январские дни 2022 поэту исполнилось 100 лет!

Родился Юрий Давидович Левитанский 22 января 1922 года в Козельце Черниговской области. Окончив школу в 1938 году в городе Сталине (Донецке), отправился в Москву учиться в Институте философии, литературы и истории.

С началом войны Левитанский ушёл на фронт солдатом, потом стал офицером, а затем фронтовым корреспондентом - с 1943 года печатается во фронтовых газетах. После победы над Германией воевал в Маньчжурии, получил орден Красного знамени, демобилизовался в 1947 году.

Первый сборник стихотворений "Солдатская дорога" выходит в 1948-м в Иркутске, затем появляются и другие. В 1955-57 гг. поэт учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. Талант его разгорался медленно, неспешно. И известность к нему пришла далеко не сразу.

Как вы понимаете, кино его жизни не было безоблачным и спокойным, и точкой отсчёта была война, о которой он не любил вспоминать:

Ну что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.

(Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед —
я в нем, как мушка в янтаре.)


...Но что с того, что я там был!..

Однако поэт не стал эксплуатировать военную тему. Самые известные его стихи совсем о другом. В 1963 году сборник стихов "Земное небо"заметил известный тогда поэт А. Яшин, который и дал путёвку в жизнь стихам Левитанского. В 1970 году у него выходит сборник стихотворений "Кинематограф", центральное стихотворение которого – размышление о жизни как о кино:

Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино...

Многие стихи Левитанского, с их естественной, лишенной пафоса интонацией, оказались близки советским бардам. Их певали и поют до сих пор Берковский, Никитины, Мищуки.

Не обделило Левитанского вниманием и кино: песни на его стихи звучат в фильмах «Москва слезам не верит», «Рыцарский роман», «Солнечный удар». Словом, в музыке творческое наследие Юрия Давидовича представлено достаточно солидно - есть что переслушать: на его стихи написано более 100 песен! По песне на год, прошедший с его рождения)

А 22 января в ЦДЛ прошёл вечер памяти Левитанского «Что же из этого следует? Следует жить!» Хорошо, что у нас он не забыт.

Напоследок хочу предложить вам одно из моих любимых его стихотворений:

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу, -
как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу — ты помнишь,
у Гайдна —
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит — в лесу все просторней теперь — музыканты уходят —
партитура листвы обгорает строка за строкой —
гаснут свечи в оркестре одна за другой — музыканты уходят —
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой —
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества, -
все просторней, все глуше в осеннем лесу — музыканты уходят —
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача —
и последняя флейта замрет в тишине — музыканты уходят —
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о
славе
и о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

"Поэзия Левитанского открывается для нас, как море. Это не просто метафора. Море по-латышски называется "юра". И вот однажды поэт вышел из дома и увидел указатель: "Юра". Стрелочка указывала куда надо - к вечному движению волны и бескрайности. К Юрию Левитанскому - это правильное направление," – написал о нём Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер). И мне нравится этот образ. А вам?