защита веры православной

Алена Христева
Могут ли православные христиане защищать веру православную(как следствие  и отечество православное)?

Ведь сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему
восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и
неправедных» (Мф.5:44–45).
1. То, что можно защищать веру православную, мы зрим из Священного Писания,
где в библейских текстах говорится о врагах Божиих:
а. «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя»
(Библия, Псалом 20 стих 9);
б. «Но Бог сокрушит голову врагов Своих» (Библия , Псалом 67, стих 22);
в. «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. (Ис.66:14);
г. «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).
Совместная молитва и времяпровождение не просто недопустимо, но и ненавистно:
«не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище
злонамеренных, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:3–4).
2. То , что можно и нужно защищать свою православную веру, мы видим из Правила Василия Великого:
Правило 13 Василия Великого
Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне,
поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати,
чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо
святых таин. (Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 43, 55; Григория Нисск. 5).
«Не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно и похвалы
достойно», – говорит Афанасий Великий в послании к Аммуну (прав. 1); это, именно, Родину православную?

Ответ вам дадут слова из Священного писания и слова Святых отцов:
имеет здесь в виду Василий Великий, упоминая об отцах наших (;; ;;;;;;; ;;;;).
Святой Василий добавляет к этому, что не следовало бы все-таки в течение трех лет допускать воинов, проливавших человеческую кровь, к Святому Причастию. Этот
совет святой Василий оправдывает примерами ветхозаветной церкви (Числ. 31:17–
24), стремясь притом облегчить душу ратников от тяжести пролития человеческой
крови. Однако, замечают Зонара и Вальсамон, этот совет святого Василия как будто
нигде не исполнялся, а руководством служили упомянутые слова Афанасия Великого,
приведенные и Василием. Вальсамон при этом приводит пример некоторых духовных
лиц, которые участвовали в сражениях и, следовательно, убивали людей, и за это, все же, не только не были лишены права священнодействовать, но и удостоены были
наград.
3. Также тот факт, что можно защищать веру православную  мы видим
из слов Святителя Афанасия Великого, Послание к Аммуну монаху:
«...Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым
обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на войне – и законно, и похвалы достойно.
Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы,
возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по
времени, и в некоторых обстоятельствах – непозволительно, а в других
обстоятельствах – и благовременно, допускается и позволяется...».

4. Еще и Святитель Иоанн Златоуст в своих произведениях говорит о возможной
защите свой веры:
"1.... Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякаго человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякаго убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению..."
2. И чтобы удостовериться тебе в справедливости этого, выслушай вот что. Некогда
Ахав, взяв в плен одного сирийскаго царя, вопреки воле Божией сохранил ему жизнь,посадил его вместе собою (на колесницу) и отпустил с великою честию. Затем один пророк, пришедши к ближнему своему, сказал: «по словеси Господню бий мя: и не восхоте человек бити его; и рече к нему: понеже не послушал еси гласа Господня, се ты отыдеши от Мене и поразит тя лев. И отъиде от него; и обрете его лев и порази его, и обрете человека инаго и рече: бий мя: и би его человек и порази его, и сокруши» лице его (3Цар. XX, 35–37). Что может быть страннее этого? Поразивший пророка остался цел, а пощадивший – наказан: знай же, что, когда Бог повелевает, тогда не должно разсуждать о свойстве самаго дела, но только повиноваться. И вот, чтобы первый (ближний) не пощадил пророка из уважения к нему, пророк не просто сказал ему «бий мя», но: «по словеси Господню», то есть, Бог повелел, ни о чем больше не спрашивай; царь предписал закон, уважь достоинство повелевшаго, и повинуйся со всею готовностию. Но тот не послушался, за что и потерпел тяжкое наказание, и своим несчастием вразумляет потомков повиноваться и покоряться всему, что ни повелит Бог. Потом, когда второй поразил и поранил пророка, этот обвязал голову свою полотном, прикрыл глаза и сделал так, чтобы его не узнали. А для чего он сделал это? Он хотел обличить царя и произнести над ним суд за спасение сирийскаго царя. Так как царь был нечестив и ненавидел пророков, то чтобы, увидев его, не прогнал с глаз, а прогнав, не остался без исправления, пророк прикрывает и свое лице и разсказ о самом деле, дабы иметь возможность говорить (с царем) и получить от него сознание в том, в чем хотелось (пророку). И вот, когда царь проходил мимо, пророк закричал к нему и сказал: «раб твой изыде на войну брани, и се муж приведе ко мне мужа, и рече ко мне: сохрани мужа сего: аще же отрешився, отскочит, и будет душа твоя вместо души его, или талант отдаси сребра. И бысть, яко озреся раб твой семо и овамо, и сего не бысть: и рече к нему царь израилев: се суд твой при мне, сам себе убил еси. И ускори и отъя покрывало от очес своих: и позна его царь израилев, яко от пророк сей есть. И рече к нему: тако глаголет Господь:
понеже испустил еси ты мужа пагубнаго из руки твоея, и будет душа твоя вместо
души его, и люди твои вместо людей его» (3Цар. XX, 39–42). Смотри, как не только
Бог, но и люди судят одинаково, – обращая внимание не на свойство дел, но на их
цель и причины. Вот и царь говорит пророку: ты сам себе судья предо мною, ты
совершил убийство. Ты, говорит, человекоубийца, потому что отпустил неприятеля.
Вот для чего пророк и покрыл себя покрывалом и потребовал суда как бы по чужому
делу, чтобы царь произнес правильное решение; – что и случилось. Ибо, когда царь
произнес над ним суд, пророк сняв покрывало, сказал: «понеже испустил еси ты мужа пагубнаго из руки твоея, и будет душа твоя вместо души его, и люди твоя вместо людей его».
Видишь, как (Ахав) осужден за человеколюбие, и какое наказание
потерпел за пощаду? Он сохранил жизнь (врагу), и – наказан; а другой совершил
убийство, и – заслужил похвалу. Вот Финеес в одно мгновение совершил два
убийства, умертвил мужа и жену, и почтен священством: так он руку свою не только
не осквернил кровию, но еще сделал более чистою. Итак, видя, что бивший пророка
остается цел, а не бивший погибает, что пощадивший наказывается, а не пощадивший
похваляется, во всех случаях старайся узнать прежде волю Божию, а не свойство
самого дела, и, что найдешь согласным с нею, то только и одобряй".

Ну, а для служащих православной Церкви существуют иные правила, чем для обычных мирян. Данные правила описываются в соответствующих догматах и канонах церковных, по которым  каждый священнослужитель, принятый на военную службу, должен быть извержен из сана и даже анафематствован! Так, согласно 7 Правилу Четвертого Вселенского Собора:"Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме"; а в соответствии со ст. 83 Апостольского правила:"Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть, римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови".



Слава Отцу и Сыну и Святому Духу+
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь+



Картинка, икона святого Преподобного инока Киево-Печерского Илии Муромца. Икона освящена в Спасо - Преображенском монастыре г. Мурома.
Читайте в статье http://www.slavfond.ru/2020/10/18/ilya-muromec/