Ромашка. Эпизод 6. Доигралась

Евгения Дактиль
Сегодня Маргарите уже очень много лет.
Бесконечно уставшая и отчаявшаяся женщина, измученная хронической болезнью, причиняющей ей ежедневные страдания и с ума сводящую боль.
А когда-то давным-давно (кажется что этого и не было вовсе) она была маленькой, и играла в куклы.

Недавно в очередную бессонную ночь она вспоминала... И от одного вывода ей стало так жутко, что перехватило дыхание, затем полились слезы. Никуда не спрячешься от самой себя, но неужели это ТАК действительно "работает"?!...

Однажды на одном из тренингов по саморазвитию учитель говорил о предназначении, судьбе, воле, свободе выбора и прочих сложностях. Как на самом деле мы во взрослой жизни - заложники своего детства. Учитель тогда сказал: "Вспомните, чем вы жили в возрасте 10-15лет, во что играли, что читали, о чем думали - это и есть ваше предназначение. Именно это вы будете ОТРАБАТЫВАТЬ всю оставшуюся жизнь. Успешно или нет, зависит только от Вас".
Рита вспоминала...


Вспоминала она с трудом и очень немного: детская психика поставила сильный блок и перерезала нити памяти, связывающие ее с детством. Остались редкие обрывки, рассказы из чужих уст, образы по фотографиям. Тяжелое детство, травмирующее, взросление в хаосе и сильнейшем разрыве воспитываемых идеалов и больно бьющей реальности, ставящей под сомнение те самые идеалы и ценности. Жизнь за пределами комнаты казалась Ромашке страшной, полной черноты, боли, крови, несправедливости. Но она не стала затворницей, нет. Сила характера, недоумение, желание разобраться и сделать так, чтобы все изменилось хотя бы в ее жизни - двигало ее вовне.
Но чуть позже.
А сперва она играла в куклы.
Ромашка не любила, когда к ней приходили сверстницы. Они были не такие. Они играли в дочки-матери и мешали Рите играть в ЕЕ игры. Сюжетов которых она никому не рассказывала и не показывала.
Она играла в любовь.

Тогда у всех девочек стали появляться Барби. Ромашке тоже дико хотелось, но возможности родителей были сильно ограничены, да и (как часто бывает) у матери было свое мнение на счет этих барби. Рита очень-очень хотела. Молила, выпрашивала, пускала слезу у магазинчиков. Эти куклы продавались чуть ли не на каждом углу, или ей так казалось. Они были прекрасны, все, потому что у нее не было. Мать же оттаскивала ее от витрин, убеждая "посмотреть еще, эта какая-то страшная".
Где-то у кого-то сдали нервы, и в уличном ларьке была наконец куплена ОНА. Барби. Грудастая блондинка в фиолетовом платьишке с ногами от ушей, которые могли двигаться только вперед-назад. У куклы могла поворачиваться голова, вращаться торс на уровне поясницы и подниматься вперед-вверх руки. Все. Никаких вам шарниров как у современных кукол. Хотя тогда стали появляться куклы, у которых немного сгибались колени и локти, но для Риты они были недостижимой мечтой. Она была счастлива и своей долгожданной!
Ромашка играла в дом.
Барби была хозяйкой уютного домика на книжной полке, для которого Рита лепила пластилиновую посуду, шила коврики и одежку, "обставляла интерьер". В гости к Барби никто не ходил, просто не было больше подходящих кукол. А одноклассницы со своими "дочки-матери" и посиделками кукол за столом ужасно раздражали Риту. Хотя в дочки-матери она тоже играла, но по-своему. Один крошечный пупсик без ножек (тьфу ж, откуда он взялся?) был замотан в тряпочку и играл роль младенца Барби.

Что во всем этом скоро стало ключевым? - Отсутствие Кена.
Ромашка выпрашивала у мамы, но ответ и приговор был окончательным. НЕТ.
Выход был найден... Своеобразный.
Как-то в каких-то целях (нет следа в памяти) мать сшила своими руками для Маргариты перчаточную куклу. Она должна была одеваться на руку. Белое "платье", розовые пухлые ладошки, круглая голова с дырочкой внутри для пальчика, нарисованное фломастерами лицо, и длинные черные волосы из пряжи. И вот в один вечер великим постригом эта кукла стала мальчиком.
Играть было удобно: фигуру "Кена" можно было держать за голову, или надевать на руку, придавать его тряпишному телу любую позу, брать в его руки что-либо. Отсутствие ног по сравнению с вариантом отсутствия куклы-мальчика в принципе не волновало Риту.
Жизнь за пределами комнаты разрушала внутренние интуитивные основы Риты. Она понимала, что так быть не должно. И играла. В то, как по ее мнению должно было бы быть. Это были сказки. Про Нее и про Него. Но не всегда с хэппи-ендом. Иногда истории заканчивались трагично, хотя где Ромашка успела воспринять Шекспировских сюжетов в столь раннем возрасте - не понятно.
Ее истории были многосерийными романтичными мелодрамами. Менялись роли: то Барби-Золушка, то потом наоборот Принцесса и пастух, то равные, то невозможные, то геройские, то напряженные. Это были продуманные диалоги, последовательности, движения и декорации. Это были целые фильмы в воображении маленькой Риты. Он и Она находили друг друга, отношения складывались непросто, но если все случалось по сюжету хорошо, то заканчивалось все либо свадьбой, либо вообще первым поцелуем. В невинном понимании Ромашки дальше уже ничего интересного быть не могло.
Да, ее могли застать за тем, как ее куклы целуются. Она боялась непонимания матери и всегда одергивалась и прятала свои сюжеты, и конечно не могла предложить их сверстницам. Это было слишком личным.
Но с высокой скалы ее герои сигали тоже с завидной регулярностью. Или пили яд. Точно Ромео и Джульетта.
В ее играх не было семьи. Не было скандалов, ругани, мордобоя, истерик, алкоголя,  слез, не было детей (кроме того пупсика в пеленке), не было голода и безработицы, развала государства и несчастья.
Рита играла в миры, где сигануть со скалы было вполне нормальным итогом. Но и "жили они долго и счастливо" она конечно играла. После свадьбы же иначе быть не могло.

Довольно быстро возникла проблема динамики: "Кен" мог принимать любые позы, обнимать Барби, гладить ее по волосам и по щеке, биться с драконами и махать веслом. Барби же была истуканом, способной лишь поднимать руки и качать головой. Тогда Рита насильно стала гнуть ей ноги и руки, до тех пор пока пластик не лопнул по линиям склейки в области колен и локтей. Стало играть в тысячу раз лучше, ведь теперь и Барби могла падать на колени и прижиматься к груди любимого...

Вспоминая, взрослая Маргарита всегда удивлялась: ОТКУДА была эта внутренняя тяга к постижению любви и человеческих взаимоотношений? Только изнутри личности, продиктованной знаком зодиака или еще чем-то. Она знала, что ее подружки были очень далеки от таких серьезных тем. Любовных романов она не читала. Родители преподносили совсем иные уроки. Фильмов о взрослой любви особо ей тоже не давали, детям до 16и тогда было еще строго. А ей было 10,11,12,13...

Вот и жизнь прошла Маргариты. Настоящая. В которой было бесчисленное множество историй взаимоотношений между нею и мужчинами. В большинстве своем трагичных и болезненных. Оказалось, что после свадьбы действительно больше ничего интересного или счастливого (нужно умудряться все выяснять До). У Риты маленький пупсик - ее дочь. По-прежнему нет семьи и нормального Кена. Тряпишные только попадались. С которыми получались замечательные мелодрамы и трагедии, но ни разу не было семьи и счастья.
Один раз и со скалы Рита сиганула в пропасть. Но ведь "show must go on" и разворачивались новые истории, снова и снова.
Сегодня Рита - та самая Барби-истукан, у которой нет подружек, никто не ходит в гости, не гнется тело, а колени и локти "лопнули по швам". Одинокая больная стареющая Барби.

Мамы. Знайте, во что играют ваши дети. Может быть вам удастся подать пример иного сюжета, наполненного любовью и счастьем. Пусть девочки играют в дочки-матери...

P/S/ По иронии судьбы однажды Рита познакомилась через интернет с одним иностранным молодым человеком, и взаимный интерес возник довольно сильный. Он был готов перевезти ее к себе в Швейцарию, говорил на английском и французском, был весьма хорошо образован и воспитан, и... Риту остановили внушенные матерю страхи (убьют, зарежут, изнасилуют, в рабство возьмут) и она не стала искать возможностей для поездки за границу для встречи. Юноша через некоторое время встретил другую без заморочек, и девушка Татьяна из Петербурга вместо Риты живет сейчас с ним в Швейцарии, родив троих детей. Мужчину зовут Кен Тоблер.
Тряпишный Кен канул в лету. Сохраненная Барби досталась по наследству дочери Риты, но ей быстро открутили голову и выбросили. Дочь Риты вообще не понимает, кто такой Кен и зачем он нужен...