О поэзии и не только

Вячеслав Кислицын
 На днях, блуждая по новостной ленте ВКонтакте, наткнулся на удивившую меня информацию о том, что Союз писателей России разрабатывает «Профессиональный стандарт» писателя. Эта новость так ошеломила меня, что я чуть было не выронил телефон из рук. Мне всю жизнь казалось, что членство в этом союзе и есть тот самый стандарт. А кто же тогда будет определять «профессионализм» писателя? Об этом в посте на странице СПР не было ни слова. Впрочем, видимо СПР и будет определять профессионализм. Значит ли это, что в рядах СПР грядут большие «чистки», тем более, что в «целях» фигурирует некая «идеологическая» составляющая? Какую роль в этом будет играть недавно созданная Ассоциация писателей России? Мне не хотелось бы гадать на кофейной гуще и придумывать какие-то конспирологические версии, думаю, что очень скоро мы получим интересные ответы на эти вопросы.

 Также, на днях вышел в свет очередной номер литературного альманаха «ГражданинЪ» №6, в нём были опубликованы «Тезисы» Владимира Козлова о итогах премии «Поэзия» 2021.  По следам этой публикации поэт Валерия Салтанова на своей стихирской страничке опубликовала свои «Тезисы о Тезисах В. Козлова» http://stihi.ru/2022/04/22/7715 , желающие могут ознакомиться с ними по указанной ссылке. Я не буду давать оценку этим двум «Тезисам». Не буду говорить о литературной составляющей стихотворения М. Малиновской. Не буду я этого делать по одной причине, потому что в конце января этого года я написал небольшое эссе «Несколько слов о поэтических итогах 2021 года». Что-то мне тогда помешало его опубликовать, но сейчас, мысль показать его вам, показалась интересной. В этом эссе, я тоже не делаю подробного разбора литературной составляющей этих итогов, так как считаю, что к Поэзии и Литературе эти итоги не имеют никакого отношения. Впрочем, я не литературный критик и за серьёзными литературными разборами – это не ко мне.
Итак, если кому-то интересно, предлагаю свою интерпретацию.


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОЭТИЧЕСКИХ ИТОГАХ 2021 ГОДА.

У меня есть привычка рассылать свои новые стихи по Вацапу друзьям, родственникам и коллегам по работе. Их аудитория небольшая, человек пятьдесят. Это началось однажды, с просьбы одного из коллег, и вскоре у меня образовался небольшой отряд желающих читать мои новые стихи. Не так давно, после того, как я разослал очередное своё стихотворение, коллега скинул мне в ответ ссылку на стихотворение Марии Малиновской, ставшее победителем литературной премии «Поэзия 2021» и спросил, что я думаю по поводу этого стихотворения. Я ему коротко написал, что не считаю это стихотворение поэзией и наше общение на эту тему оборвалось. Я уже совсем было забыл о Малиновской, о шуме вокруг премии, как вдруг стал свидетелем не менее шумного обсуждения, я бы сказал – скандального, с ломанием копий и лязганьем мечей о щиты и доспехи оппонентов. В ходе обсуждения оппоненты становились врагами, а друзья – оппонентами. Шёл финал турнира поэтов «Поэт года 2021» на сайте «Стихи.ру». Не буду пересказывать все перипетии этого противостояния, они известны всем, кто «в теме». Победила Ольга Гуляева.
Лично мне было всё равно, кто победит. Ни тот, ни другой автор на меня не произвели никакого впечатления. Я бы засчитал поражение обоим, если бы это было возможно.
Я не литературный критик и не буду давать развёрнутую оценку авторам, тем более что критики своё слово сказали и мне добавить нечего. Не ради этого я пишу эти строчки. Я попытался понять, для себя: почему стихи «Ярик» и «Корчной» стали победителями. Именно эти стихи (откровенно русофобские стихи) стали «камнем преткновения» в этом состязании и именно они качнули чашу весов в пользу Ольги Гуляевой. Победа Ольги Гуляевой стоит в одном ряду с победой Марии Малиновской. Корни у этих побед одинаковы в обоих случаях – это реакция «околопоэтической» тусовки на те процессы, которые происходят в стране и, где-то сознательно, а где-то подсознательно, вызывают протест. Так что же происходит?
На мой взгляд, страна находится в состоянии перманентной холодной гражданской войны. Пока холодной, но местами уже можно обжечься.
Вспомним прошедший год. Начало года ознаменовалось мирными хождениями граждан в больших и малых городах с протестами в поддержку известного оппозиционера. Хождение закончилось жёсткими разгонами, административными и уголовными делами по их итогам, ужесточением законодательства. Слова «иноагент» и «экстремизм» стали часто звучать из уст власти. Потом были предвыборная гонка и сами выборы. От всего этого действа остался неоднозначный осадок с вопросом к их честности. А к концу года страна вдруг замерла в ожидании войны с сопредельным государством. Патриотическая риторика политических шоу на телевидении произвела неизгладимое впечатление на некоторую часть населения. На этом фоне развернулся финал «Поэт года 2021».
Мне придётся сделать оговорку, что всё, что я озвучу ниже, является попыткой осмыслить происходящее, а не моей личной политической позицией.
И вот, либерально настроенная поэтическая тусовка видит в образе «Ярика» предпосылки к нарождающемуся (по их мнению) в стране фашизму. «Человек с ружьём» всё больше вызывает боязнь у сограждан и не важно, что этот человек ещё ребёнок и автомат игрушечный. Человек вырастет и может взять в руки настоящий автомат. А по логике либерально настроенной общественности, есть полная уверенность, что он будет способен применить его против граждан своей страны и уж тем более против граждан  сопредельной. И никто из них не хочет задумываться над тем, что из мальчика , держащего в руках игрушечный автомат, должен в первую очередь вырасти защитник Отечества. Со стихотворением «Корчной» всё намного проще, автор просто не знает в каких реалиях жила страна в 1978 году. Всё ее представление об этом периоде основано на политической пропаганде начала 90 –х, которая привела к развалу Союза. И поэтому выход на экраны страны фильма «Чемпион мира» становиться побудительным толчком для написания стихотворения. Оно тоже воспринимается, как протест против «ура-патриотизма», навязываемого обществу с телеэкранов.
Резюмирую: победа Ольги Гуляевой – это протест либерально настроенной поэтической тусовки . К поэзии, как явлению литературы, творчество Ольги не имеет никакого отношения, впрочем, не имеет к литературе никакого отношения и творчество её оппонента. Вот это уже моя личная точка зрения, но доказывать и обосновывать её не считаю нужным в теме этого эссе.
Если мы хотим видеть поэзию такой, какой мы её привыкли видеть (в принципе «Человеку мало надо…»), мы просто должны «…вернуться с войны», с гражданской войны….
А тем временем нас продолжают покидать настоящие поэты. 21 января перестало биться сердце Анатолия Наймана. И мне хотелось бы закончить этот пост цитатой из его стихотворения:

«Оркестр не звучней рояля,
рояль не звучней гитары,
гитара не звонче птицы,
поэта не лучше поэт:
из четырёх любому
мне сладко вернуть любовью
то, что любил в начале.
То, чего в слове нет.» Анатолий Найман «Я знал четырёх поэтов…»

  А сегодня на дворе 29 апреля 2022 года и я не знаю, когда мы все вернёмся с этой «перманентной гражданской войны». Судя по тем «баталиям», которые разворачиваются на Стихире и других интернет-площадках вокруг событий, связанных с СВО, нам до этого ещё очень далеко. Может лучше помолчать, не копить ненависть друг к другу? Тем более, что подавляющее большинство стихотворных текстов выставляемых здесь на тему этих событий, к поэзии и литературе также не имеют никакого отношения. Тексты противников России тенденциозны, основаны на откровенных фейках и чьих-то измышлениях и пышут откровенной ненавистью ко всему русскому. Тексты сторонников и патриотов России, за редким исключением, являются откровенной графоманией. Я не вижу новых К. Симоновых и Р. Ивневых. А обсуждения в рецензиях – это просто беспрецедентный разгул русофобии.
 Господа – товарищи! Мы же все считаем себя русскими поэтами, откуда столько ненависти друг к другу? Почему, привыкнув ругать «власть» и привыкнув слушать различные «эходожди», мы не хотим понять, что Россия в опасности, что вопрос стоит о нашем выживании, как нации? Кому вы будете нужны, поэты, если России не будет? А её не будет, если мы не захотим вернуться с «гражданской войны». Давайте сделаем все, чтобы виртуальная гражданская война не переросла в горячую и кровавую! Думайте прежде, чем что-то сказать. Слово – это тоже оружие. Посмотрите на Украину непредвзятым взглядом. У всех нас есть там родственники и друзья. Что стало с народом Украины за тридцать лет после развала СССР? Вы хотите, чтобы снами случилось что-то похожее?