Предыдущее http://stihi.ru/2022/03/29/5240
Греция, Святая гора Афон, монастырь св. Пантелеймона… Чистое, тёплое, сияющее море, щедрое солнце, сиреневая даль выступов прибрежных гор.
Именно здесь Филипп Малявин принял послух, постиг каноны, приёмы и техники иконописи. Юношеский запал, энергия и, конечно же , незаурядный талант позволили молодому художнику достаточно быстро пройти все ступени мастерства и стать ведущим иконописцем монастыря.
Вот, как описал пребывание Ф. Малявина в монастыре св. Пантелеймона один из его современников :
«Освоившись быстро со всеми приёмами иконописания, Малявин горячо принялся за работу, но тут встретилась новая беда: монастырь требовал с него точного списывания с установленных образцов, а Малявина неудержимо тянуло писать по-своему. Дают юноше скопировать образ, а он переделывает его на свой лад: дают другой, а он его изменяет до неузнаваемости. Должно быть , однако, работа Малявина производила впечатление в монастыре, потому что в конце концов его оставили в покое и дали ему даже расписать целую стену в одной церковке, к сожалению, скоро сгоревшей»
Монастырская жизнь была строго регламентирована : юный послушник читал и пел на клиросе, собирал мидии для монахов, растирал краски, расписывал притвор в монастырском кафедральном соборе, писал иконы.
Роль копииста Ф. Малявина не устраивала. Его душа жаждала новых знаний , развития.
В 1889 г. художник Николай Богданов-Бельский совершил паломническую поездку на Святую гору.
Очарованный девственными видами на горы и Эгейское море, художник начал писать свои пленэрные работы окрестностей.
Познакомившись с Н. Богдановым –Бельским, Малявин «в высшей степени заинтересовался пейзажем. Он задавал мне много вопросов, касающихся техники писания пейзажа, – рассказывал художник, – и я старался исчерпывающе удовлетворить его любопытство…».
Так Ф. Малявин с энтузиазмом погрузился в натурные зарисовки и постигал новые вершины, теперь уже, в написании марин.
Одна из них сыграла исключительную роль в его дальнейшей судьбе.
В 1891 г. Афон посетил известный скульптор Владимир Беклемишев. Живопись юного послушника восхитила его. Особенно понравился скульптору морской пейзаж.
К счастью, этот небольшой (10х16), скромный этюд маслом сохранился. Некоторое время он находился в семье Владимира Беклемишева, а затем был передан в Новгородский музей-заповедник. На реверсе этюда можно прочитать : «Работа Малявина Ф.А. На Афоне в монастыре до поступления в Академию художеств. В. Беклемишев»
Владимир Беклемишев действовал решительно : он пообещал оказать содействие при поступлении Филиппа в Петербургскую Академию Художеств, если тот согласится поехать с ним в столицу .
Своё слово скульптор сдержал.
Фото.Ф.А. Малявин. Пейзаж. 1889–1890. К., масло, 10х16
Новгородский музей-заповедник
Следующее http://stihi.ru/2022/06/04/2295