Школа сонета. Книга песка. 78

Психоделика Или Три Де Поэзия
КНИГА ПЕСКА или СТИХИАЛЬ (дух этой книги)


Стихиаль, - поэтическая миниатюра, состоящая из дистиха (двустишия) и трехстишия, стилизованного под хайку, со связывающей рифмой и единым ритмическим звучанием
Очень удобна как форма для рецензий и стихо-общения.
Идея была следующей: связать в одной миниатюре классический европейский дистих и восток (название «хайку» взято для удобства разговора, т.к. понятие хайку и понятие поэзии гуши (а мы отталкиваемся в большей степени от нее), как небо и земля, хотя вся японская поэзия заимствована у Китая и первое время японская знать писала стихи на китайском языке… К современным русским хайдзинам можно относиться по-разному,  но они перепивают перепетое, иногда (по текстам) складывается ощущение, что все пишется в отрыве от себя самих.

Но вернемся к СТИХИАЛЬ

Пишу в деревню, дедушке… До слез
воспоминания и та влюбленность… (дистих)
………..Почтовый ящик.
………..Почтальон принес
………..лишь листья клена… (трехстишие-хайку)
 
Дистих выполняет роль вводной части. Трехстишие может рассматриваться как самостоятельная миниатюра (имеет законченный вид) как и вся стихиаль.

Пишу в деревню, дедушке… До слез
воспоминания и та влюбленность…
Почтовый ящик. Почтальон принес
лишь листья клена……………………….

Возможно прочтение как четверостишия, последняя строка которого ритмически не завершена. Но ее можно и завершить:

Пишу в деревню, дедушке… До слез
воспоминания и та влюбленность…
Почтовый ящик. Почтальон принес
лишь листья клена, только листья клена.

Завершающая часть не новые слова, а как бы повторение – эхо, и ее можно рассматривать как сознательно введенный художественный прием и еще один формальный элемент текста.

Возьмем еще пару стихиалей:

**
Что после нас останется? Всё – тайна.
И дальний лес, и ближний темный плёс
………..Совхоз «Рассвет»
………..Под остовом комбайна
………..Бездомный пес,
………..………..оглохший, старый пес.

**
Ночь складывает мелочь катастроф
картоном к двери «Русская картошка»..
………..У кассы пусто,
………..Пара воробьев
………..Стучат в окошко,
………..………..в темное окошко.


Таким образом у нас получилось три миниатюры, примерно в одной тематике, с одинаковой ритмикой, их можно сложить и прочитать как одно стихотворение.

**
Что после нас останется? Всё – тайна.
И дальний лес, и ближний темный плёс
………..Совхоз «Рассвет»
………..Под остовом комбайна
………..Бездомный пес,
………..………..оглохший, старый пес.

Пишу в деревню, дедушке… До слез
воспоминания и та влюбленность…
………..Почтовый ящик.
………..Почтальон принес
………..лишь листья клена,
………..………..только листья клена.

Ночь складывает мелочь катастроф
картоном к двери «Русская картошка»..
………..У кассы пусто,
………..Пара воробьев
………..Стучат в окошко,
………..………..в темное окошко.
 

Остается небольшой нюанс – правило альтернанса. До этого мы не поднимали вопрос о мужской и женской рифме, как быть если окончание одного четверостишия и начало следующего с мужской (или женской) рифмой.  Например: аВаВ СdCd (заглавные буквы обозначают женскую рифму), достаточно ввести дополнительный дистих:  аВаВ ff СdCd (прописными буквами обозначается мужская рифма)… тогда у нас получается 4+4+4=12 и +2 = 14 (сонетных строчек)… при этом сразу возможны различные варианты употребления дистиха аВаВ ff СdCd EgEg или  gEgE аВаВ ff СdCd или английский вариант 4-4-4-2 или экзотический (опрокинутый английский) 2-4-4-4, в данном случае дистих становится холостым, дальше нюансы.

**
Что после нас останется? Всё – тайна.
И дальний лес, и ближний темный плёс
………..Совхоз «Рассвет»
………..Под остовом комбайна
………..Бездомный пес,
………..………..оглохший, старый пес.

Пишу в деревню, дедушке… До слез
воспоминания и та влюбленность…
………..Почтовый ящик.
………..Почтальон принес
………..лишь листья клена,
………..………..только листья клена.

Ночь складывает мелочь катастроф
картоном к двери «Русская картошка»..
………..У кассы пусто,
………..Пара воробьев
………..Стучат в окошко,
………..………..в темное окошко.

………..Нет ничего, лишь тени голосов,
………..На паперти оставленная плошка.

В этом моменте можно было бы поставить точку. НЕТ. Это не наш случай, все только начинается.
На одной из страниц мы приводили статью об электронной поэзии. Авторы со стихиры уже поэты не нормальные (в классическом понимании) и даже не сетевые. Мир изменился и в этом мире изменился человек, который рефлексирует и пытается жить по-старому, в регламентах, заложенных в поведенческую суть с детства, подавляя в себе явно выраженную дихотомию прошлое-настоящее, но слово настоящее здесь = слову будущее.

«Согласно определению, данному «Организацией электронной литературы» (США), электронная поэзия – это цифровое по происхождению литературное искусство, использующее трансмедийные возможности цифровой среды. Она включает в себя произведения, «обладающие важной литературной составляющей и использующие возможности, и контексты, предостав­ляемые автономными либо входящими в систему компьютерами». При этом текст в «цифровой по происхождению» поэзии порождается исключительно электронным (как аналоговым, так и цифровым) способом.»

СТИХИАЛЬ – это ПЕРВАЯ литературная НОВАЦИЯ в электронной литературе. А раз мы об этом заявляем, то нужны более убедительные, предьявленные в реале сетевой среды доказательства. 
Доказательство – это возможная ТРАНСФОРМАЦИЯ любого текста и на этой основе формирование бесконечной текстовой матрицы.

Будущему миру, если вы не станете авторами будущего, современные «нетленки» не нужны, авторы их создающие глубоко не интересны.  Социальная поэзия: занять время, отвлечься от проблем, утонуть в иллюзии нужности и полезности, самооправдание по типу я пишу – а значит моя душа жива.  Это все лицемерие. Как только человек убивает в себе творца (уметь рифмовать строки как это делали сотник лет назад – недостаточно, это –копирка, а не со-творение) он убивает сам себя, становится механически говорящей куклой.


Итак ТРАНСФОРМАЦИЯ

I.
Что после нас останется? Всё – тайна.
И дальний лес, и ближний темный плёс
………..Совхоз «Рассвет»
………..Под остовом комбайна
………..Бездомный пес,
………..………..оглохший, старый пес.

Полы, полынь, полоска солнца, стены,
обои, паутина, береста…
………..Вчерашние и день, и время,
………..тени
………..на сломанных часах,
………..………..моих часах.

Еще горласт ворон вечерний танец,
След – иероглиф, вязи, кружева…
………..Ночь перед Рождеством,
………..Хочу украсить
………..Слова,
………..………..кому-то нужные слова.

Быть может Вифлеемская звезда
Прорежет неба холст и засияет…


II.

Пишу в деревню, дедушке… До слез
воспоминания и та влюбленность…
………..Почтовый ящик.
………..Почтальон принес
………..лишь листья клена,
………..………..только листья клена.

Бродяга пес сел рядом. Все по праву
молчащих мудрецов о судном дне…
………..Вкус поздних дынь
………..С березы лист сорвавшись
………..Прилип к губе,
………..………..прилип к моей губе

Холодный дождь подталкивает к краю,
Но медь листвы! – работы Фаберже...
………..Осенние цветы
………..Понять пытаюсь
………..дрожь лепестков в душе,
………..………..в своей душе…

Гербарий чувств и помыслов, что делать?..
Меня здесь нет, меня здесь нет уже…



III.

Что было с нами? В глаз попал осколок?
Потом об этом спросим, или… нет.
………..Выруливает осень
………..На просёлок
………..За тучей вслед,
………..………..За темной тучей вслед

Не нужен город нам, его ступени…
Пусть лучше пригород, фонарь и тени

Ночь складывает мелочь катастроф
картоном к двери «Русская картошка»..
………..У кассы пусто,
………..Пара воробьев
………..Стучат в окошко,
………..………..в темное окошко.

…и занавеска на окне не дышит.
Осеннее бессилие. Спасешь?..
………..Гороховые усики колышет
………..на ржавых прутьях
………..дождь.
………..………..все тот же дождь.


IV.

Холодный дождь подталкивает к краю,
Но медь листвы! - работы Фаберже...
………..Осенние цветы
………..Понять пытаюсь
………..дрожь лепестков в душе.
………..………..в своей душе.

Больничный коридор, кривые стулья.
Но излечим ли мой самообман…
………..В лучах заката
………..на окне надулась
………..герань
………..………..всегда зеленая герань

…и занавеска на окне не дышит.
Осеннее бессилие. Спасешь?..
………..Гороховые усики колышет
………..на ржавых прутьях
………..дождь.
………..………..все тот же дождь

………..все тот же запах сырости и тлена
………..все те же стены, тени, горечь, дрожь.

V.

Что было с нами? В глаз попал осколок?
Потом об этом спросим, или… нет.
………..Выруливает осень
………..На просёлок
………..За тучей вслед,
………..………..За темной тучей вслед

Поднимется вверх по стеклу, сорвется
Свет ярких фар, качнется тонкий шнур…
………..Ночные мотыльки
………..Вот-вот протрется
………..Бумажный абажур,
………..………..Наш абажур.

………..Мы горькие как дольки шоколада,
………..Мы стойкие, но это ли нам надо?..

Из глины гном, в сторонке рядом с ним
Три лягушонка, сохнут, нужен обжиг…
………..В чешуйках рыбьих лужи
………..Зачастил
………..Осенний дождик,
………..………..мелкий, серый дождик.


VI.

Осенний лес – вселенная. Узор
опавших листьев, мокрая рубашка.
………..Подбросил веток,
………..Всполох звезд, костер,
………..Грибы на шпажках,
………..………..на ольховых шпажках.

Присматриваюсь. Не найти изъян.
Осенних далей время также мерно
………..Похолодало
………..над рекой туман…
………..открытый термос,
………..………..с мятным чаем термос.

Вдохну туман и сделаю глоток,
Привидится: со мною рядом Бог,

Бродяга пес сел рядом. Все по праву
молчащих мудрецов о судном дне…
………..Вкус поздних дынь
………..С березы лист сорвавшись
………..Прилип к губе,
………..………..прилип к моей губе


VII.

А можно ли сказать: снега бездонны,
нет ничего их мягче и белей…
………..Декабрьский ясный день,
………..По тени клена
………..Перехожу ручей,
………..………..замерз ручей

Мы в этой жизни разве прозорливы?..
Не слышно в доме скрипа половиц.
………..Скамейка во дворе,
………..Для снега, птиц,
………..Для тени мертвой сливы…
………..………..старой сливы.

………..Кто обречен, тот знает цену дням
………..Не кланяется теням и углам…

Еще горласт ворон вечерний танец,
След – иероглиф, вязи, кружева…
………..Ночь перед Рождеством,
………..Хочу украсить
………..Слова,
………..………..кому-то нужные слова.


VIII.

Застыли стрелки, молчалив январь.
Он знал Дали, Дадда, Кусаму, Босха…
………..С могилы счищен снег,
………..Видны огарки
………..Луны и воска,
……….………...только пятна воска.

Не стану спорить, не хочу кричать,
но собственными вижу я глазами:
………..– Нет, это снег
………..Усыпан ранним утром
………..Домами
………..………..сероглазыми домами.

………..Все иссыхает, превращаясь в пыль
………..И хорошо, что обо всем забыл…

Полы, полынь, полоска солнца, стены,
обои, паутина, береста…
………..Вчерашние и день, и время,
………..тени
………..на сломанных часах,
………..………..моих часах.


И т.д.


====================
ПОЯСНЕНИЕ, ПОСЛЕСЛОВИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Т.е. 3 стихиали (а,б,в) – 1 сонет (а-б-в)
6 стихиалей (а,б,в,г,д,е) – 10 сонетов
(а-б-в)/(а-б-г)/(а-б-д)/(а-б-е)/(а-в-г)/
(а-в-д/(а-в-е)/(б-в-г)/(б-в-д)/(б-в-е)

И т.д. до бесконечности http://stihi.ru/2011/02/26/8698 – это статья 2011 года Легенда о шахматной доске. То, о чем я говорю не фантазии сумасшедшего, а кругозор, простое наблюдение за миром и его особенностями, которые подмечались ранее и сохранялись в памяти поколений и культур.

У Борхеса есть книга «Вавилонская библиотека» и в ней рассказ «Книга песка» или бесконечная книга-артефакт. Примерно 10-ть лет назад была поставлена задача попробовать написать такую книгу. Ее страницы сохранились на этой страницы, но тогда в силу обстоятельств, я выпал из процесса и он, к сожалению остановился, здесь в электронном пространстве, я же попав в средневековый замок (это реально) без интернета и практически без связи с этим миром… работу продолжил и когда вернулся, моя бесконечная книга песка была издана в Канаде (очень ограниченным тиражом) – один   экземпляр для дочки, которая к этой книге сделала иллюстрации, а остальные разбросал по пыльным верхним полкам библиотек ) все по Борхесу… эту книгу полностью не смогу прочитать до конца и сам (вот такая вот беда создателя)… а вытягивать из нее на любой случай стихи (каждый раз новые) – забил бы напрочь пространство стихиры… Та книга была написана на основе полифонических единиц.  И тогда подумалось, что смысла в творчестве больше нет, но… 
Кто знаком с книгой «Сто тысяч миллиардов стихотворений» – сборником сонетов французского поэта Раймона Кено (1961), оригинальная структура которого позволяет получить заявленное в заглавии количество стихотворений, видит, что это только сонеты и только в одной ритмике… Первый раз мне было интересно уйти, от пусть очень большого числа текстов, но конкретного в различные стиховые размеры и конструкции…  Но, по достижению цели и в самом процессе, мысль требовала простоты…
.
То, что показываю сейчас это, по сути, вторая попытка, написания бесконечной книги и что очень важно – в этом действе может принять участие любой автор и написать свою бесконечную книгу и это не сложно, и этого еще никто не делал, и это не против той, порожденной современными средами сути творчества – а элемент легко в эти среды вписываемый и создающий уникальные персональные творческие миры, для разгадки которых не хватит и нескольких поколений лобастых и продвинутых литературоведов и читателей.  Это тропы, по которым можно блуждать бесконечно.

Авторам а) всегда помогаю б) на этом не останавливаемся ищем новое, т.к. за любой приоткрытой дверью, можно найти много прикольного. :)

Всем с улыбкой
И пусть все ладится.