Фредерик Шопен и Жорж Санд

Александр Беккер 2
В истории этой любви есть тайна,
В ней много слухов, домыслов, случайных..
Слияние божественной в нём красоты мужской
И феминистского ответа со стороны другой.
При этом он рождает импровизации и вальсы,
Те что никем не могут повторяться,
Любовь в ее романах нас заставляет сокрушаться.


Он,
Фредерик Шопен, он гений - композитор,
При этом пианист известный, знаменитый.
Он музыкант с рождения, можно так сказать,
В начальной школе полонез сумел создать.
Об этом журналист газетный нам поведал:
“Мальчишка вундеркинд, он гениальный детка”
Уже в 12 лет он мастерски играл
И взрослым пианистам в игре не уступал.
Учитель музыки сказал, что Фредерику
Он как учитель музыки уже не нужен,
Ведь мастерство Шопена столь велИко,
И этим он, учитель, был обезоружен.
Любовь к музыке от мамы у Шопена
Ее игра на фортепиано урок ему бесценный.
Семью свою Шопен любил и очень страстно
И время “дома” было лучшим и прекрасным.
Ребенком он был кротким, ласковым,
Имел способность привлекать к себе людей.
Для них он был всегда желанным,
С ним становилось всем теплей.
Лет в 19 Фредерик уже артист,
По городам Европы выступает.
Шопен растет как виртуозный пианист.
В салонах музыкальных его ценят, знают.
В игре Шопена чувствуется глубина,
Изящество, техническое совершенство,
Салонная аристократия им покорена,
Его манерами и внешностью конечно.
Ференц Лист писал о Фредерике,
Описывая поведение его:
Оно показывало кровное величие,
Не оставляя безразличным никого.
Его слава разрасталась быстро очень,
В салонах был всегда желанным гостем,
Он в музыкальных обществах Европы,
Умом  и внешностью, людей увлекшей.
Цвет его лица, его прозрачность,
Вьющийся и светлый цвет волос,
Мягкая и тонкая улыбка ясно
Вызывали чувство прелести у всех.
Основа музыки Шопена
Впечатлительность его и достоверность
Его произведения нам представляют,
Всю жизнь его, так их мы понимаем.
И значит музыка его реалистична
В ней достоверность фанатична.
Его сила не в соперничестве, как у многих,
А в точном описании предмета ( его природы).
Главным средством изложения Шопена
Была его мелодия, в которой он уверен.
Борис Пастернак, который к музыке был близок.
Нам описал он то, как музыку Шопена видит:
Его мелодия не есть лишь повторяемый мотив,
А развевающаяся мысль в историю нас посвятив
Важнейшего события и потому нам интересна,
Такая музыка останется навечно.
Ференц Лист про Федерика так сказал:
Шопен! Гармонии он нежный гений!,
Душа любая, кто Шопена музыку узнал,
Ей он вовеки не изменит. Это верно.
Пора исследований музыки Шопена
Наступит много лет спустя,
В двадцатом веке, в наше время,
В восторг она нас привела.
Возьмем аккорды, формы, звуки,
Примеров много у него,
Играть порой мы заставляем руки
Не все его произведения даются нам легко.
А вот мелодия ведет к успеху,
Мы с легкостью ее ведем,
С восторгом мы проходим веху,
Теперь с Шопеном мы вдвоем.
А сколько “украшающих” есть нот
В произведениях Шопена. То “дождь идет”,
То капельки росы в паденьи
На колокольчик очень звонкий,
Здесь трели мелодичный звук и тонкий.
Чуство романтики Шопена,
Знакомо очень многим людям
Кто в жизни испытал замену
На бедствия, и в этом популярность будет
Той музыке, Шопен которую создал,
Он это чувство “Zal “ назвал
По русски это слово Жаль.
Про музыку свою Шопен именно так сказал.
Он тяжело болел, но музыку писал
Все тяготы болезни близко к сердцу принимал,
Чем жизненные радости свои он сокращал
И время своей смерти явно ускорял.
В книге о Шопене Ференц Лист сказал,
Что в музыке черты его  страданий замечал,
В его произведениях, но они прекрасны,
Принадлежат к высокому искусству. Это ясно!

Она,
Жорж Санд литературный гений,
Такое про нее у всех сложилось мнение.
О женщинах во Франции, в романах
Она описывала положение их несчастное,
Путь их к любому из образований,
Иль к службе, или к начинанию
Для женщин этих был всегда закрыт,
Бороться нужно за свободу, чтобы победить.
Творчество Жорж Санд посвящено борьбе
За женскую свободу с мужчиной наравне,
Свободу взглядов, мнений, в поведениях,
Свободу женщине во всех ее стремлениях.
Ее романы, талантливо написанные
Создали славу ей всемирно признанную.
Жорж Санд престиж свой сохранить сумела,
Признать мужчин господство не хотела.
Любовь и материнство для нее возможность
Быть покровителем для слабых безусловно.
Белинский засвидетельствовал факт
Что “…Жорж Санд для женщин адвокат
Как Шиллер адвокат для человечества”.
На мой взгляд эта тема вечная.
Жорж Санд конечно же оставила влияние
Своим талантом, мужеством, трудом упорным,
Такая женщина в борьбе была бесспорно. .
Борьба со всякой формой безразличия
Звучит во всех ее романах убедительно.
Никто не мог тогда предположить
Что Жорж Санд и Фредерик
Смогут влюбиться, полюбить
И десять лет в любви прожить.
К моменту встречи Жорж и Федерика,
Они уже известны, не безлики
За плечами каждого из них своя судьба,
У него путь свой, у ней жизнь своя.
У нее замужество, двое детей, развод,
Развитие карьеры романистки,
Головокружительный к писательству приход,
Скандальная известность феминистки.
Своей зависимости от любви она и не скрывала
Де Мюссе, поэт. Любовь с ним завязала
И композитор Ференц Лист он в этом списке был.
Но знаковым романом был Шопен и он ее любил
У него есть слава, он виртуозный пианист,
И он уже известный композитор в мире,
Он выступающий на публике артист,
Для многих он является кумиром.
Век девятнадцать, год тридцать шестой,
Весна в разгаре, их знакомство,
Ему она не нравится такой:
С сигарой, в сапогах, в нем вызывает недовольство.
Родителям он в Польшу написал,
Что госпожу он встретил Дюдеван,
Известной в мире с именем Жорж Санд,
И что от встречи этой он не рад.
Он описал ее несимпатичной
Их встреча состоялась на концерте Фредерика
Друг Ференц Лист их познакомил близко.
Жорж Санд буквально очарована великим пианистом,
Чтоб быть поближе с ним звала его его в Ноан
Ноан ее семейное поместье,
Считала, что Шопен ей богом дан
Потому они должны быть вместе.;
Ведь он несчастный, впечатлительный изгнанник,
Тоскующий о Польше, о семье
И, главное о нежной любви мамы
И материнская любовь ему нужна извне.
В лице его Жорж Санд приобретала
И друга и любовника и сына,
Шопен моложе был и потому она считала,
Что отнесется к ней он как ребенок к маме.
В Шопене все; болезненность и слабость,
И возбуждённость привлекало
К нему Жорж Санд. Большая радость
Ему дать материнство, нежность ей казалось.
Его обиженное самолюбие и человека и артиста
Отвергнутое близкими художницы Водзинской,
Сказавшими что не достоин он ее,
Было всецело удовлетворено
Тем, что всеми признанная знаменитость
Отдавала ему свои чувства и открытость.

Он роста среднего был с длинными руками.
Со светлыми с каштановым оттенком волосами,
Всегда живые карие глаза и нос с горбинкой,
И голос нравившийся ей и очень мягкая улыбка.
Аристократический казался его облик
И незнакомцы находили в нем вельможу.
Их встречи вскорости случаться стали чаще,
На всех концертах Федерика она старалась побывать.
Обоим этого хотелось, это стало ясно.
Через два года встреч Шопен стал понимать,
Что хочет жить с Жорж Санд, другой не хочет знать.
Они конечно разные: интеллигентный музыкант
И вспыльчивая, эпатажная Жорж Санд.
Биограф Фредерика Никс Фридрих, говорил:
В этом союзе женщиной Шопен скорее был,
При этом слабой, нервной и прекрасной тоже.
Она же больше на мужчин похожа,
Они во всем противоположны.
Она активная натура, любила шум и суету,
Стремилась к многим стать знакомой,
Людей познать чтоб наяву,
Ходила в клубы и к рабочим,
Была психологом хорошим,
В реальности жизнь отражала,
В своих романах то, что узнавала.
Он гость желанный был в Париже,
Где его музыку хотели слышать,
И в исполнении гениальном,
В домах-салонах музыкальных.
Его мужская красота
Влекла все женские сердца.
При первой встрече их Жорж Санд
Отметила его талант,
Сказав что только вальс его один
Ее романы все затмил.
Шопен жил музыкой искусной
И  признавал лишь тех людей
Способных понимать искусство,
Благовоспитанных скорей.
Любое отход от форм приличия
Федерика приводило в ужас,
Но все же совместил отлично
Любовь к той женщине, что оставляет мужа,
В мужской одежде ходит и с сигарой,
Живет и проповедует в романах
Свободную любовь, чего порядочность не знает.
Но он от принципов своих здесь отступает.
Быть может в их характерах несходство
И есть изюминка любви их превосходной?
Ее сильная натура импонирует ему,
Ему трудно в дни болезни оставаться одному,
Ведь болезнь овладевает его телом и душой
Но Жорж Санд всегда умела защитить его покой.
И вот два гения Парижа соединились навсегда,
Поехали с детьми на отдых. Теперь это одна семья.
Отдых их, он на Майорке. У Шопена приступы,
С детства он туберкулезник, кашляет мучительно.
Думали, что мягкий климат в помощь Фредерику,
Оказалось только хуже, нужно возвратиться.
Из возлюбленной Жорж Санд каждый день и ночь
У постели Фредерика, чтоб ему помочь.
Тем не менее они в тяжкое столь время,
Оба рук не опустили, создали шедевры.
Она создала здесь роман, написала очерк
“Зема на Майорке”, не плохой он очень.
Фредерик создал шедевр-опус двадцать восемь.
Видно близость двух героев дала свою пользу.
С конца 38-го года постоянно вместе жили,               
В Ноан летом уезжали, а зимой в Париже.
В годы дружбы этой пары, они много написали.
Он прелюдии, сонаты, полонез-фантазию,
Часть ноктюрнов и мазурки, они очень нравятся.
Итак настал год сорок семь, Париж. В салонах светских
Роман ее все обсуждают словами очень резкими.
Роман “Лукреция Флориани”, читателям он дал понять,
В нем все подробности из спальни своей решила описать.
Шопен в романе узнаваем. Всем он не нравится такой,
А в ней Лукрецию узнали,  у той свободная любовь.
Год спустя после разлуки, она увидела его
И протянула ему руку, но он уходит от нее.
В сорок седьмом они расстались,
Быть может все бы продолжалось
Но Морис, взрослый сын Жорж Санд
Шопену очень стал совсем не рад.
Шопен пытался воспитать и свои взгляды навязать.
Морис сказал “он или я”, вот так разрушилась семья.
Шопен отдельно поселился и так разрыв их укрепился.
Без Санд  несчастен Фредерик, ухудшилось здоровье вмиг,
Он не дожил до сорока, но гений он в людских сердцах.
Родился он в году десятом, закончил жизнь в сорок девятом.
Жорж Санд его пережила, двадцать семь лет еще жила.