На интегральном рассмотрении...

Александр Бубнов
НА ИНТЕГРАЛЬНОМ РАССМОТРЕНИИ… (об интегральном стихе)
=
вариант статьи см.
Бубнов А.В. Интегральный стих как форма и стратегия // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. - 2022. - №34. - С. 741-749.
URL
http://elibrary.ru/item.asp?id=48284355
=

(В качестве эпиграфа)

"Для простоты мы будем именовать это совокупное рассмотрение всех внутренних категорий античного историзма уже не дифференциальным, но рассмотрением интегральным, для которого необходимо привлекать совсем другие и гораздо более целостные категории, чем те отдельные и частичные, о которых у нас шла речь до сих пор."
Алексей Фёдорович ЛОСЕВ. Античная философия истории.

(В качестве зачина)

Культуролог и филолог С.Е. Бирюков в своей монографии замечает проблему, возникшую ещё на заре становления отечественной стиховедческой науки, но приобретающую новую актуальность в связи с концепцией современного Интегрального стиха (И-стиха): "В статье "К теории "слова как такового"" Бодуэн де Куртенэ определяет поэзию как воздействующую не звуковой стороной, а описанием. Поэзия тем самым сводится к отражению. Между тем, в той же статье языковед писал, что "настоящий поэт прежде всего создает произносительно-слуховое произведение". Видимо, для Бодуэна де Куртенэ не существовало никакого противоречия между двумя его высказываниями, а в понятие "произносительно-слуховое" он вкладывал лишь сугубо практический смысл, вроде того что поэт что-то сочиняет вслух, а затем записывает" (цит. по: Бирюков С.Е. Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре XX века: Автореф. дис. д-ра культурологии. М., 2006). Проблема интеграции и баланса двух главных начал современного стиха - речевого и письменного - это одна из главных проблем концепции И-стиха как стиха нерегулярного: здесь есть сопряжение и с вопросами вариативности ("VERSиификация", А.Б.) членения на строки устной - более или менее поэтической - речи, вкупе с влиянием этого членения на констатацию И-стиха; здесь есть сопряжение с вопросами редактуры - как авторской, так и издательской, и с проблемами соотношения (дисбаланса) написанного и произнесённого на публике (авторское / актёрское чтение). Именно этим вопросам (помимо определения победителей, конечно) были посвящены выступления и дискуссии на фестивалях "ЗвукоБуква" (Курск, 2021) и "ЗвукоБуква_М" (Москва, 2020), они же - конкурсы по "поэтическому двоеборью", которое было организовано нами как кураторский эксперимент по выявлению закономерностей и взаимодействия основных презентаций стиха как такового.

(В качестве эксперимента)

***
Пойду ли на Невский,
пойду ли в сад,
брожу ли по набережной -
ни одного лица
из тех, кого привык встречать
в том же месте,
в известный час
целый год.
Они, конечно, не знают меня,
да я-то их знаю.
Я коротко их знаю;
я почти изучил их физиономии -
и любуюсь на них, когда они веселы,
и хандрю, когда они затуманятся…

Узнаёте?.. Это предтеча интегрального стиха из-под пера Ф.Достоевского из "Белых ночей"… Так называемая найденная поэзия из оригинала: "Пойду ли на Невский, пойду ли в сад, брожу ли по набережной - ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час целый год. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Я коротко их знаю; я почти изучил их физиономии - и любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся…"

Что касается намеренно заявленного стиха, то интеграционные тенденции в дальнейшем развитии русского стиха XX-XXI веков, особенно в плане рифмы и в целом звуковой аранжировки нерегулярного стиха, проявляют себя в виде своеобразного мерцания созвучий, как это происходит, например, в следующем стихотворении Велимира Хлебникова (1922 год):

***
Приятно видеть
Маленькую пыхтящую русалку,
Приползшую из леса,
Прилежно стирающей
Тестом белого хлеба
Закон всемирного тяготения!

Это стихотворение, как и некоторые другие стихотворения позднего периода творчества Хлебникова, обладает интереснейшим свойством рифмического мерцания, причём в довольно широком диапазоне, учитывая небольшой объём текста. Даже не особо искушённый читатель сразу увидит рифму леса / хлеба (NB: созвучия на концах строк), что уже составляет рифмическую треть от объёма текста (2 стиха с рифмой на 6 стихов общего объёма). К строке с окончанием на слово "леса" примыкает словоформа "русалку", хотя, конечно, для рифмы лучше подошла бы "русалка", с совпадением заударной гласной. Однако рифма здесь поэтом явно не планировалась, более того, именно словоформа "руСАЛку" ещё более маскирует, притемняет разноударную рифму со словоформой "ЛеСА" (выделены совпадающие звукобуквы) - получается своего рода тусклое мерцание на фоне явного огонька рифмы леса / хлеба: в итоге уже три строки - половину текста - можно считать зарифмованным. В дополнение сравните панторифмическое звукобуквенное мерцание 4-й и 6-й строк (NB: созвучия на серединах строк), на пред- и заударных сочетаниях НО / ИР / ОН:

прилежНО стИРающей
(…)
закОН всемИРНОго тяготения

Наконец, 1-ю, 3-ю и 4-ю строки объединяет единоначалие "При…" - своего рода рифма-тавтоанафора (NB: созвучия в началах строк).

Таким образом, мерцающая рифма пронизывает стихотворение Велимира Хлебникова по своеобразным вертикалям, горизонталям, диагоналям…

Если обратить внимание на параметр объёма строк, то наблюдаем любопытное колебание по количеству слов (помимо разнообразия метрики как таковой): каждая строка содержит либо 2 слова (ударения), либо 3 слова. Общая схема такова - 2-3-2-2-3-3 (предлог "из" не считаем), то есть нет закрепления тенденций в 3-х стихах кряду, что создавало бы явно слышимую регулярность отрезка текста. Подобное колебание придаёт цельность общей композиции в плане метро-ритмической интеграции.

Отметим также, казалось бы, малопримечательный на первый взгляд нюанс - структурную симметрию текста на ударных звуках вторых строк от начала и от конца: "маленькую пыхтящую русалку" - постоянный ударный [а], "тестом белого хлеба" - постоянный ударный ['е], что дополняется ассонансом на финальном слове текста, тяготеющим к внутренней рифме со словами предыдущей строки: ТЕстом бЕлого хлЕба / (…) тягоТЕния, с совпадением заударной гласной (хлЕбА / тяготЕни[йА]), и это подкрепляет всеобщее и неявное рифмическое мерцание, действующее больше на подсознание слушателя / читателя, чем на его более осознанные ожидания, например, ожидания рифмы, как это происходит в силлаботоническом стихе.

Итак, всё стихотворение Хлебникова в плане рифменности гармонично балансирует между рифмой и безрифмием (плюс-приём / минус-приём), балансирует-мерцает оно и в метро-ритмическом плане, что побуждает определить это стихотворение как гармонично сочетающее несколько техник и стратегий - в итоге, как стихотворение интегральное, находящееся, впрочем, отчасти и в сфере одного из определений свободного стиха (верлибра) с так называемыми окказиональными рифмами. Развёрнутое определение интегрального стиха даётся в завершающей части нашей статьи.

В дополнение дадим отсылку на другое стихотворение Велимира Хлебникова - "И если в "Харьковские птицы"…" (1920, 1922), оно примыкает к другой родственной свободному стиху форме - гетероморфному стиху, оставаясь при этом интегральным в той же степени, как и проанализированное выше стихотворение "Приятно видеть…". Теорию гетероморфного стиха разрабатывает Ю.Б. Орлицкий [8].

Один из методов поиска однозначно интегрального стихотворения - обращение к популярным у современных поэтов минимальным формам стиха, которые часто переводят общую интегральность в микро-интегральность.

***
тик
звёздный
так

Эта миниатюра Татьяны Михайловской (1998) балансирует между устойчивым сочетанием (тик-так) и словами, омонимически рифмующимися с этим сочетанием (тик / так); между рифмой (диссонансной, тик / так) и не-рифмой; балансирует постольку, поскольку здесь диссонансная рифма не завершает многосложную строку, как это происходит обычно в силлаботонике; подобная рифма не ощущается на таком коротком отрезке текста, обычно акцентированном на других приёмах, присущих минимализму; добавим к этому семантическую интеграцию ассоциативных смыслов, например, с сочетанием "звёздный час".

ПАМЯТИ МОЕГО РАЙОНА

надвигается
недвижимость

Двустишие-двусловие Дмитрия Гвоздецкого (2019) выглядит как интегральные качели: первое слово - из 5 слогов с ударением на 3 слоге, второе слово - из 4 слогов с ударением на 2 слоге. И контраст, и единство. Единству в данном контексте способствует именно незначительное колебание по слогам и ударениям…

С точки зрения формального стиховедения, если рассмотреть эти 2 слова прежде всего как 2 строки, то и они понимаются нами также интегрально, объединяя несколько трактовок размеров. Наверное, корректнее всего было бы определить 1-й стих как пятисложник (или "кольцовский пятисложник").

Где ж теперь твоя
Мочь зелёная?
Почернел ты весь,
ЗАТУМА'НИЛСЯ... UU-UU (Алексей Кольцов, "Лес").

Ср.
НАДВИГА'ЕТСЯ… UU-UU (Дмитрий Гвоздецкий).

Если бы 2-й стих начинался ударным слогом (допустим, ср.: "надвигается // ночь(…)", по схеме UU-UU- ), то одно только это, скорее всего, исключило бы этот опус из разряда интегрального стиха, потому что двустишие - на слух - приобрело бы свойство и чистого анапеста, и… одностишия. Иначе говоря, текст стал бы акцентированно силлаботоническим - за счёт нивелирования речевой метро-ритмической цезуры, многое определяющей в этом двустишии. Уточним, что силлаботоника не входит в корпус текстов интегрального стиха, как и любого рода одностишия тоже. Вторая строка двустишия Гвоздецкого - пеон II, размер ямбического наклонения. и этим он контрастирует с пятисложником как размером анапестового наклонения. На таком контрасте редких размеров держится вся оригинальная (и интегральная) метро-ритмическая композиция этого каламбурного двустишия.

Замечаем совпадение звуков предударной части первого слова с ударной частью второго слова - элемент панторифмы. Инициали слов-строк совпадают: звукобуква Н является своеобразной анафорической мини-рифмой - элемент тавтограммы как формы буквологической. Всеми подобными особенностями обрадает интегральная рифма (И-рифма), которые актуализируются в интегральном стихе (И-стихе) и продуцируются самим мышлением поэта в интегральном духе, свойственном во многом нерегулярному стиху. И-рифма в целом находится на своеобразных интегральных качелях между сильной рифмой и полным отсутствием рифмы.

Здесь же уместно отметить очевидный факт совпадения корней "двиг/движ" (тавтологическая корневая рифма?). Именно это совпадение существенно влияет на семантику и интонацию общего каламбура.

Итак, с точки зрения рифмы, двустишие Дмитрия Гвоздецкого представляет собой мерцающую И-рифму - рифму в широком диапазоне между сильной рифмой и полным отсутствием рифмы, рифму, напоминающую диссонансную и разноударную, с элементами рифмы анафорической и панторифмы (поскольку 2 слова составляют собственно 2 строки):

НаДВИга'еТСя
НеДВИ'жимоСТь

В минимализме авторское членение поэтической речи на строки имеет решающее значение, в том числе, и с позиции констатации И-стиха. Ср. потенциальные одностишия и их силлаботоничность: тик звёздный так (2-стопный дактиль), надвигается недвижимость (5-стопный хорей). В целом, на наш взгляд, метод разбивки / объединения строк при анализе - один из основных методов определения силы интеграционных процессов в стихе.

С точки зрения правльного / неправильного наименования (терминологии) приведём такие параллели:

фигурация / фигуральный
сепарация / сепаральный
инаугурация / инаугуральный
интеграция / интегральный

или

ВОКАЛЬНАЯ форма музыки /
ИНТЕГРАЛЬНАЯ форма стиха /
(ИДЕАЛЬНАЯ форма тела)

Так что именно математики присвоили слово "интеграл"(!) …которое должно было (по логике языка) обозначать либо результат интеграции, либо человека... с определёнными свойствами (ср. "Интеграл" у Е.Замятина в романе "Мы").

На уровне современных филологических исследований интегральная поэтика как метод подразумевает комплексные исследовательские подходы к художественному тексту, на стыке лингвистики и литературоведения, в их интеграции (например, лингвопоэтика). Добавим к этому и другие составляющие - различные экстралингвистические и экстралитературоведческие компоненты анализа, искусствоведение и культурологию, философию и риторику, а также буквологику [3] (последнюю - как исследование графики и в целом визуальности, если таковые значимы в композиции сочинения).

Среди современных поэтов, кто осознанно практикует в значительной части своего творчества интегральность (как интуитивно искал её Велимир Хлебников в позднем периоде), такие имена, как Сергей Бирюков, Игорь Бурдонов, Лилия Газизова, Анна Голубкова, Вячеслав Куприянов, Наталия Лунёва, Мария Попова и другие.

В результате, ориентируясь на сочетания "интегральная поэтика" (Николай Гумилёв, [13]) и "интегральная поэзия" ("интегрална поезија", серб., Сима Пандурович, [10]), - концептуальные сочетания, которые носят обобщённые философские оттенки смыслов, - мы предлагаем термин "интегральный стих".

В узком понимании, интегральный стих (И-стих) представляет собой стих нерегулярного типа с высокой степенью интегральности, понимаемой как синтез (сбалансированная интеграция) многих компонентов стиха, без преобладания того или иного компонента над остальными (И-мерцание), с учётом силы воздействия компонента и с минимизацией ожиданий (регулярности) компонента по ходу развития текста; под компонентами (категориями) стиха понимаются размер, рифменность (выделяется понятие И-рифмы), (а)строфичность, объём строки и т.п. В идеале компоненты в целом и каждый компонент в отдельности подвергаются лингвопоэтической параметризации, аналогично параметрам палиндромических и буквологических форм [1].

В широком понимании, И-стих представляет собой философско-филологическую концепцию, основанную на принципе комплексного сочетания (интеграции) различных стратегий работы с поэтическим словом, без преобладания одной из стратегий над другими, с целью достижения новой гармонии поэтического языка (мета-стратегия).

Комплексный (интегральный) анализ формы и стратегии И-стиха показывает, что И-стих может во многих случаях сочетаться как со свободным, так и с гетероморфным стихом. Ниже кратко приводятся некоторые позиции, по которым форма и принципы И-стиха отличаются от гетероморфного стиха (ГМС):

- в теории ГМС выделяется "гетероморфный стих на силлабо-тонической основе" [8], чего нельзя сказать об И-стихе, поскольку само понятие основы - это именно то преобладание одного из компонентов стиха (рифмы ли, определённого метра ли) над остальными компонентами, а таких преобладаний избегает И-стих;

- категория рифмы (И-рифмы) имеет особую значимость в И-стихе, рифма - один из формообразующих элементов И-стиха, в ГМС не так: ср. "Стихотворения Лебядкина - один из первых шагов по направлению к гетероморфному стиху; отнести их к этому типу русского стиха мешает только то, что они насквозь рифмованы" [8];

- в ГМС "строки аналогичной структуры, КАК ПРАВИЛО, объединяются в небольшие (от двух до пяти и более строк) группы (строфоиды), что позволяет читателю выработать УСТАНОВКУ на тот или иной тип стиха, которая затем также ЗАКОНОМЕРНО нарушается" [8] (выделено нами, - А.Б.), правило же И-стиха состоит в намеренном избегании установок на ту или иную регулярность, представленную в виде строфоидов либо других сегментов или общих закономерностей текста; и если уж говорить о "типе стиха", то И-стих по своим целям и по своей философии "атипичен", он балансирует между типами, методами, техниками, стратегиями, и в этом его особая закономерность.

Например, на наш взгляд, в контексте И-стиха нельзя назвать строфоидом 3-8-ю рифмованные строки (с рифмами по формуле abcbca) следующего стихотворения Елены Ткачевской, разрабатывающей здесь вечную философскую тему бытия и пути человека:

* * *
Жизнь - движение точки по ленте Мёбиуса:
вроде и просто, и плоско всё,
но меняется ощутимо доступ к свету;
плюс, не чувствуя сожаления, превращается в минус,
и удача, меняя обличие, оборачивается неудачей,
каждый новый круг не преминет
вопрос переиначить
иль поменять ответом;
точка, линия, плоскость
осваивают пространство,
а когда не хватает объёма -
изгибается плоскость отчаянно
и становится облегчённым
путешествие в потусторонность.
Ох, откуда доверчивость эта
к ленте замкнутой
в танце смены координат?
Может только непосвящённый говорить,
что ему всё понятно,
у остальных же при этом лихо
пропадают привычные смыслы
считать берёзки в роще осенней,
если слышно дыханье Вселенной
в каждом круге.

2019, 2022, рукопись.

И-рифма первых строк - Мёбиуса / плоско всё - при более пристальном взгляде оказывается И-панторифмой:

…тОчкИ ПО Лент[И] мЁбиуСа:
врОд[И] И ПрОсто, И плОСко вСЁ,

при этом оставшаяся часть первой строки

ЖИзНь - двИЖеНИе

тоже внутренне созвучна (внутренняя И-рифма?), но отделена от остальной части первого 2-стишия иным набором звукобукв - Ж и Н. Два первых слова - словно бы эпиграф (или тема в джазе), отсылающий, например, к русскому переводу первой песни ("В путь") известного вокального цикла Ф.Шуберта "Прекрасная мельничиха" на стихи В.Мюллера: "В движеньи мельник жизнь ведёт, в движеньи!.."

После заявки темы, она - по законам ДЖаЗа (ср. ДвиЖеНье / ЖиЗНь) - варьируется уже с первых строк, в образах ленты Мёбиуса, дающей всему стихотворению интеграцию тропов, семантически объединяющих две стороны ленты в один путь, затем возвращая разработанную тему из метафизических разработок в физический факт свойств ленты Мёбиуса как таковой, сохраняющей, тем не менее, свою тайну ("потусторонность"), при всей своей математической "открытости" и несложности… 

Рифмовка стихотворения тоже подобна джазовой пьесе... После своеобразной разработки средней части, стихотворение, теряя рифму, к концу утверждает более точную рифму, усиливая её близостью соседних строк (осенней / Вселенной, рифма не в стиле И-стиха). Все эти женские клаузулы дают ощущение зыбкости и перетекания звуков, будто это уже лента особых мёбиусных звукоритмов, когда заударная часть - как эхо, как оборотная часть ленты. Конечно, в противовес должен быть хотя бы маленький островок мужской клаузулы, и он появляется, причём, в виде весьма тонкой по исполнению разноударной И-рифмы

кООРдИнаТ / гОвОРИТь.

Мужская клаузула соотносится с существительными-образами мужского рода - там и Танец, и некий Непосвящённый… Впрочем, И-качели снова возвращаются к женским клаузулам и существительным-образам женского рода - всё та же Лента, Берёзка и, наконец, Вселенная… Причём, эта джазовая реприза - по всевозможным параметрам - точно соответствует строгим законам джазового "стандарта", задавая "стандарты" гармонии художественной речи И-стиха, которая в своей свободе действительно часто подобна джазу с его неровным волнительным интегральным дыханием…

Философия И-стиха начинается с того, что традиционная категория регулярности (особенно в метрической, строфической, рифмической сферах) находится априори в сильной позиции, доминирует, влияет определённым образом на слушателя / читателя, в том числе и "потакает" ожиданиям, ср. пушкинское "читатель ждёт уж рифмы…". Иначе говоря, регулярность часто не позволяет многим элементам поэтики в полной мере проявить себя, быть заметными (и замеченными) наравне с вышеозначенными категориями - метрической, строфической, рифмической… Этико-философские и психологические составляющие И-стиха заключаются в гармонии взвешенного использования автором избранных средств поэтики, в психологии осознанного стихосложения (однократного или системного) в форме, стиле и духе интегрального стиха, зная и применяя на практике возможности этой стратегии.

Литература и источники:

1. Бубнов, А.В. Лингвопоэтические параметры палиндромии // Бубнов, А.В. Лингвопоэтические и лексикографические аспекты палиндромии: Дис. … д-ра филол. н. - Орёл, 2002. - С. 84-139.

2. Бубнов, А.В. Мерцание ЧЁТ-НЕЧЕТ, или Пройти по доскам… // "Доски судьбы" Велимира Хлебникова: Текст и контексты. Статьи и материалы / Сост. Н.Грицанчук, Н.Сироткин, В.Фещенко. - М.: Три квадрата, 2008. - С. 249-270.

3. Бубнов, А. Преломление слова как хлеба, или Буквологика Анны Альчук // Дети Ра. - 2009. - № 11 (61).

4. Бубнов, А. Интернационал - Интеграл - Игра // Журнал поэтов. - Москва, 2018. - №4-5 (79). - С. 48-51.

5. Бубнов, А.В. В двух словах (о двух словах Дмитрия Гвоздецкого): Игра форм и смыслов // Чёрные дыры букв: Альманах творческой лаборатории "Территория диалога". - Самара, 2021. - №10. - С. 191-217.

6. Гвоздецкий, Д. Фосгеновое облако. - М.: Личный Взгляд (Московский союз литераторов), 2020.

7. Нельдихен, С. Основы литературного синтетизма. - М., 1929.

8. Орлицкий, Ю. Гетероморфный (неупорядоченный) стих в русской поэзии // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 73. - С. 187-202.

9. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в культуре Серебряного века. - 2-е изд. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2019.

10. Пандуровић, С. Огледи из Естетике. - Београд: Напредак, 1920.

11. Сербские поэты ХХ века: Комментированная антология / Пер. с серб.; Ред.-сост. А.Б. Базилевский; Предисл. и очерки А.Б. Базилевского, М.Л. Карасёвой. - М.: Этерна; Вахазар, 2011. - (Инст. мировой лит-ры им. А.М. Горького РАН).

12. Хлебников, В. Собрание сочинений в шести томах / Под общ. ред. Р.В. Дуганова. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. - Т. 2: Стихотворения. 1917-1922.

13. Шелковников, А.Ю. Интегральная поэтика Н.С. Гумилева. Семиотика акмеизма: монография / А.Ю. Шелковников; М-во образования Рос. Федерации. Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2002.

14. Элинин, Р. Эпиграфы - Михайловская, Т. То есть. - М.: Изд-во Е.Пахомовой, 1998.