Волки и собаки. Из цикла Люди и звери

Александр Сергеенко 2
               
               

                Видео это прислал мне на телефон кто-то из знакомых. Большой пес- тибетский мастиф- защищает старого волка от молодых, голодных и резких сородичей. Старый волк, худой, вызывающий жалость, лежа жадно грызет кусок мяса. Обступившие эту живописную группу молодые волки пытаются отобрать у него добычу. Старый волк почти не огрызается, он понимает, что его время прошло и теперь правят они, молодые, голодные, дерзкие. И все должно доставаться им. Возможно, эти волки из одной стаи. Возможно, когда-то он обучал их, несмышленышей, волчьему уму- разуму. Возможно, это даже его дети. Но у животных нет привязанностей, присущих людям. И побеждает сильнейший. И достались бы старому волку от этого куска только «ослиные уши». Но неожиданно за него вступился пес. И пока старый волк , жадно пытаясь отгрызть кусок мяса и проглотить его, распластался на земле , пес стоял над ним и отгонял молодых волков. Возможно, когда-то пес гонял этого старика, бывшего тогда молодым и резвым, по этой же степи, не давая ему  украсть корову или овцу из стада, возможно, они дрались когда-то и у обоих на теле остались рубцы от нанесенных друг другу ран. Но это было , возможно, когда-то. А теперь сильный пес охраняет ставшего старым и слабым волка от его сородичей из стаи, давая ему возможность поесть. И я, человек, Царь природы, гордящийся тем, как многое я покорил себе,  с большим трудом преодолеваю в себе сомнения и продолжаю утверждать, что животные действуют в соответствии с инстинктами. И что разумом обладаем только мы, люди. И чувства есть только у нас. Ведь это же так?!.
      
                Кошка Соня.
             Она появилась у нас в семье случайно. Жена, услышав жалобное мяуканье на лестничной клетке, пошла посмотреть, чья кошка потерялась, и принесла в дом измученное, облупленное создание. Когда-то это был красивый зверек, с голубыми глазами, пушистой шелковистой шерсткой цвета кофе с молоком,  дымчатой и притягивающей взгляд.  Теперь же это была почти наполовину облысевшая особа с язвами по телу. Она не убегала, а обреченно сидела на одном месте и периодически мяукала таким голосом, что по сердцу невольно прокатывалась волна жалости. Она не просила поесть-попить, а словно жаловалась на свою жизнь, рассказывая о ней уже охрипшим голосом на своем кошачьем языке.
         - Еще одну подбросили,- привычно констатировала жена.- Бедняжка ты моя,- погладила она кошку по голове. Та затихла от этого движения, вытянулась в сторону протянутой к ней ладони. Казалось, она хотела прилипнуть к теплым человеческим пальцам. И мне показалось, уж простите меня за это, что на глазах у кошки появились слезы.
                В наш подъезд частенько «добрые люди», уставшие, видимо, от своей доброты, подбрасывают то котят, то щенков. И мы или находим им хозяев, или оставляем жить с нами. Избавляться от них, выбрасывая куда-нибудь дальше или топя в ведре, мы не можем.  Эта кошка оказалась с аутоиммунным заболеванием, от которого и лысела, и язвы по телу были от него. Не буду о подробностях, но нам удалось ее вылечить. И у нас в доме появилась настоящая красавица. Было ей около пяти лет, она была стерилизована предыдущими хозяевами. Характер у нее был спокойный, нрав ласковый, движения неторопливые и грациозные. Одним из любимейших ее занятий было вылизывать до блеска свою шелковистую шерстку. Но в этом красивом тельце жила огромная самоотверженность, хотя принято думать, что красивые особи ей не страдают, а зациклены только на себе.
Назвали мы ее Соней. Она быстро привыкла к новому имени и отзывалась на него красивым мурлыканьем. И вот жена с дочкой, возвращаясь вечером с дачи, нашли и принесли домой крохотного котенка.  Дачники видели, как его выбросили из окна машины. Он забился в кучу валежника и просто орал, не переставая. Они его еле выковыряли из веток. Проходящим людям не было до него никакого дела. Всю дорогу он не умолкал и пытался сбежать. Дома он тоже орать не перестал. Налили ему молока. Он примолк, жадно похлебал, смешно измазав свою черную мордочку, помолчал немного и опять начал орать. В руки к нам он шел уже охотнее. Жена взяла да и подложила его к Соне. Он помяукал еще, возясь под ней, потом притих. Соня посмотрела на него внимательно и начала вылизывать.  Котенок замурлыкал. Потом она легла так, что бы он мог найти сосок у нее на животе, и застыла в выжидательной позе. Котенок схватил ее сосок и начал его теребить. Потом он затих и уснул, словно наевшись материнского молока. Соня лежала с важным видом и мурлыкала. Она не была его мамой, у нее не было молока. Но она делала то, что подсказывала ей природа. Она выходила этого котенка . Он стал большим и тоже красивым котом. Если будет уместно такое сравнение – у него был важный и солидный вид. Не знаю, что ей удалось передать ему из своего кошачьего опыта или что внушить, но Мотя( так мы его назвали) ни разу с ней потом не дрался, как другие живущие у нас животные, не пытался как-то обидеть. Он часто приходил к ней и любил спать у нее на животе. А она любила его вылизывать.
   Моти уже нет с нами. Он неожиданно пропал. А Соню мы недавно похоронили. Ей было уже много лет. Жена не смогла отнести ее на усыпление и она уходила в соседней комнате, на своем любимом матрасике. Она стала маленькой, худенькой и такой беспомощной. Чужой зверек, ставший нам родным. Кошка, выходившая чужого котенка. Как долго вспоминали ее прежние хозяева и вспоминали ли вообще? И если у них есть дети, то что они смогли рассказать им про внезапное исчезновение из их дома кошки, которую дети наверняка любили? Какими словами они объясняли это ребенку, смотрели ли при этом ему в глаза? Я даже не хочу думать, что они сказали вот так просто: " А мы ее в другой дом подбросили. Зачем она теперь нам, больная и облезлая? Мы новую купим..."  Ведь правду говорят: не хочешь печалить сердце- не заводи домашних животных. А что  делать с такими,  с «найденышами" и "подкидышами?"
Много всего сказано об этом. И «за» и «против». Я не заставляю никого вступать в отряд любителей животных, это можно сделать только добровольно, если у вас трепыхается сердце при виде скулящего или мяукающего комочка. Я не осуждаю людей, не любящих животных. Я не превозношу людей, их любящих. "Каждый выбирает по себе..."- сказал однажды уважаемый мной поэт. Но чем больше я живу, чем больше узнаю людей, тем больше в моей душе сожаления о том, что животные, живущие инстинктами, часто поступают по отношению к себе подобным более гуманно и человечно, чем мы, ЛЮДИ, имеющие РАЗУМ и называющие себя Венцом Творения. И мне от этого горько. И обидно. За нас, людей...
08.04.22г.   03.1