В защиту Вильяма нашего Шекспира Из дневника

Влад Норманн
В предисловии к «Большой энциклопедии уникальных фактов» с удивлением прочёл такой пассаж: «Жизнь – это театр, а люди в нём – актёры» - воскликнул шекспировский Гамлет...
Но Гамлет этого точно не говорил, да и сама реплика звучит не совсем так: «Весь мир – театр, и все мы в нём – актёры», и произносит её Жак в комедии «Как вам это понравится?»...
Не очень ли мы вольно обращаемся с Шекспиром, путая его героев, забывая важные детали его гениальных творений?
Пусть кто-то утверждает, что он не умел писать, но, может, это неважно, главное, что он умел думать и говорить.
Современные авангардные режиссёры творят с Шекспиром всё, что хотят: то Джульетта катается у них на роликах и жуёт «Орбит», то Ромео курит марихуану, а Отелло пьёт нашу русскую водку, слава богу, что не самогон, и на этом спасибо.  Так и хочется воскликнуть вслед за персонажем Евстигнеева: «Перестаньте нести отсебятину. Во времена Шекспира не было сигарет «Друг»...
От таких новаций волосы встают дыбом, и кто уже сейчас, кроме особо дотошных театроведов, помнит, что на самом деле сотворил Отелло с Дездемоной? Как написал один школяр: «Отелло рассвирепело и задушило Дездемону»...
Но у Шекспира всё описано гораздо точнее с точки зрения психологии: мавр начал душить свою невинную красавицу-жену, но задушить не смог и заколол её ударом кинжала в сердце.

Не нужно покушаться на Шекспира,
он этот мир на сотни лет опередил,
вовек его пусть не умолкнет лира,
мы будем с ним средь горести и пира,
Шекспир недаром в этом мире был,
он в наших душах всё определил,
он был великий трагик и задира,
хочу, чтоб мир Шекспира не забыл!
Я всё сказал, но пыл мой не остыл:
не смейте покушаться на Шекспира!
Ответом же на все «шекспиременты»
пусть будет свист, а не аплодисменты...