О гордости в посте и смирении

Александр Дорофеев Братский
Если ты постишься - не кичись,
Не смотри вокруг себя надменно.
Тот лишь душу устремляет в Высь,
Кто в посте ведёт себя смиренно.

Он ведь нам для этого и дан,
Чтоб почувствовать себя землёй и пеплом,
Как считал себя библейский Авраам,
Свою кротость подтверждая делом.*

Как бы осознать свои грехи
И своё бессилие пред ними!
Богу бы молиться: "Помоги,
Не убить их силами своими!

И Господь конечно поспешит
Нам в посте с молитвой на подмогу.
Гордый же чертями будет бит,
Не дождавшись помощи от Бога.

Фарисей и мытарь - их судьба
По Евангелию будет нам наукой.
Господь мытаря за кротость оправдал,
Фарисей за гордость принял муку.**

*Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел
Толкование на Быт. 18:24
Доказательством такого смирения перед величием Всевышнего служит его сравнение с прахом и пеплом, сравнение - полное глубокого внутреннего значения, в смысле указания на начало («прах от земли», Быт. 2:7) и конец (Еккл. 12:7) земного существования человека. Толковая Библия. А.П.Лопухин.
**Притча о мытаре и фарисее.(Лк. 18:11)
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они — праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться, один — фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я — не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь, пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Толкование.
Блаженный Феофилакт Болгарский раскрывает смысл этой притчи так: праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую ступень и уподобляет его бесу.