Москва Золотоглавая - третий Рим или Киев

Галина Молокоедова6
 «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем и  «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» относится к православной вере.
Но есть версия, что фраза написана митрополитом Московским Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» 1492, Филофей же «обосновал» её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Столь необычное и высокое предназначение Москвы созидалось русской культурой в процессе формирования ее идентичности и персонификации, черпая все лучшее из культуры запада и своей региональной особенности.

Наследие Москвы для русской культуры и цивилизации действительно  стало третим не только  в западных культурных традициях, но и местных территориальных.

Поскольку национальность "русские", как таковой наукой не доказана, в связи с отсутствием письменных источников, в которых название появляется позже его исторического явления, подтвержденных косвенно в созвучии более древних - Иерусалим, этруски, белорусы, другое
В связи с чем мы можем лишь считать ассимиляцией местных народностей под воздействием некой идеи в единство, связанное столь высокой и уже, заметьте!, зрелой идеологией.

Хотя хронологиически мы знаем, что существование  высоких цивилизаций в истории небольшой - лет 500, древние династии Китая, Египта, Индии - долгожители 1,5 2 тысячелетия.

Поэтому высший потенциал государства формируясь, переходит в новую стадию и новый  регион, поскольку возможности прежнего исчерпаны физически.

Первая Русь упоминается Киевской и ее столицей стала в 882 году, хотя там проживали племена кривичей, упоминается в Византийской хронологии и привязывается к правителям Ирине либо Михаилу (!) в 431 году. другие.

Вторая столица Руси - Новгород 859. Это свободная республика фино-угорских племен, выбиравшая себе сама правителей и закон, пригласившая на правление Рюрика, точно не известно его национальное происхождение, предположительно скандинавское, но историей подтверждена версия - правитель из Рурии, немецкой
 колонии Рима.

Идея «вечного» Рима, автократия Юстиниана I Византии вновь привлекла внимание западноевропейских политиков
1
 Престиж власти византийского императора ощущался да Западе даже после
создания там своей империи. Василевсу Византии подражали государи всех стран
Европы. Так, Карл Лысый вызывал неудовольствие подданных пристрастием к византийскому этикету: после своей коронации он выступал в одеянии и с инсигниями византийского императора политиков. Потребности  в идейном санкционировании
сильной государственной власти в условиях перехода к феодальному
строю обусловили не только торжество христианства — они привели также к созданию особой идеологической доктрины — фикции существования «всемирной» Римской империи
Идея сильного централизованного государства была, на наш взгляд,
по преимуществу прогрессивной в раздробленных, формирующихся городах княжествах, еще только зреющих до высот Византии, которая приняла эстафету культуры
 и цивилизация которой расцвела в 1 тысячелетии нашей эры, когда пал Египет, Рим, Европа и Россия еще не сформировались.

Поэтому возникновение Москвы, как столицы, оказалась закономерным процессом централизации земель, народов и наработанного потенциала как запада, так и местных княжеств, сколь великими они бы ни были. Москва в борьбе завоевала себе лидерство и стала для Европы новой надеждой на процветание и могущество.

Но...здесь кроется противостояние идеи замысла и практических целей. Москва формировалась как единый христианский, религиозный центр, что указывает на зрелую политику архитектурного предпочтения и в то же время она была явно территориально направленна на торговлю, предпринимательство, деловое партнерство. Именно иностранные послы сделали Москву узнаваемым брендом на западе и летопись запечатлела первое упоминание при победе Москвы над монголо-татарским игом в 1167 году.

Но четвертый РИМ все же был создан Петром Первым - Санкт-Петербург, поскольку Москва оказалась патриархально воинственным татарским станом, безуспешно борящегося с восстаниями,  что послужило упадком ее предназначения в высоте веры и деяний. Но наследие Киева и Новгорода, сформировавших идеологию, европейские чаяния и деяния, вмешавшись Азия, резко снизила потенциал и "Четвертый Рим" возник!

Что в имени тебе моем, столица?! Да действительно!
Если Москва крепилась верой и золотыми куполами, то Санкт - Петербург - культурой и просвещением. Название северной столицы Петром имеет чисто практичный смысл - посвящен покровителю императора - Святому Петру. Но, обращаясь к лингвистике и символах, привлеченных Петром, мы видим еще более глубокий смысл.
Санкт - святое, но САН - это иерархия! ПЕТЕР БУРГ: пе тер - пядь земли; бург, бёрг - гора, укрепленный город... без комментариев...!!!Сакральный смысл настолько глубок, что просто потрясает!

Однако Москва вновь после революции стала столицей. Ленин отменил культуру и образование и на "философском теплоходе" отправил всю интеллигенцию на запад и науку и культуру отменил  и сегодня бизнес прогресс сомнительного облегченного свойства и характера, погрязая в пороке и формализме.

Предвидя такую исторически закономерную ситуацию, наследие нам оставило символы веры, духа и процветания, которые мы успешно забыли, переделали и снесли..

Выходит Риму не бывать?! Не величественному и нерушимому Риму в Италии с Колизеем и Ватиканом, но духовному Российскому, Московскому, вместившего в себя Киевско-Новгородское и Византийское наследие?!

Над этим стоит поразмыслить...