Обида

Борис Цветков 3
Я не умею ненавидеть,
Учиться этому я тоже не хочу.
Других, однако, можно и обидеть
Без видимых причин – любому это по плечу.

Бездумно брошенное слово
Однажды может сделать много бед.
Но от случайно появившейся обиды
В душе останется глубокий след.

Бывает даже, мы любимых огорчаем,
Лишь потому, что настроенье – ноль,
Но так выходит, что не замечая,
Мучительную причиняем боль.

Порою жизнь нас встряхивает круто,
Когда спокойствия теряем нить.
Вдруг резко, сгоряча грубим кому-то, –
Эмоции толкают нас «с плеча рубить».

Поэтому стремлюсь не обижаться,
Обиду долго не держать.
Не запрещу себе общаться,
И с тем, кто может обижать.

Обида душу разрушает
А телу вред большой несёт.
Всем, кто кого-то обижает,
И тем, кто слёзы от обиды льёт.

Слова – как воробьи, их не поймаешь,
Но могут ранить, словно туча стрел.
И если что-то ты сказать желаешь,
Подумай, чтоб потом об этом не жалеть.

Конечно, время постепенно лечит,
Плохое помогая нам забыть,
Но чтобы души не калечить,
Не будем плохо и обидно говорить!
 
Старайся неприятность позабыть,
Чтобы легче стало хоть чуток.
Стремись понять другого и простить,
Чтобы обида не поранила висок.

Когда понятие придёт взаимно,
То всё изменится вокруг тогда,
Но начинай с себя и, непременно,
Наверняка поверят и в тебя!

2015 г.


Обиды, обидчики и обиженные
(авторское дополнение к этому и 2-м предыдущим стихам)

Вообще говоря, обида является эмоциональной реакцией на несправедливую или оскорбительную фразу, действие со стороны другого лица или группы лиц, называемых – «обидчик», с причинением морального ущерба (неприятности), вреда или физического ущерба (Например, основанием обиды может быть: фраза или поступок явный, или воспринимаемый как оскорбление, побои, обман, ложное обвинение, упрек, неисполненное обещание несбывшееся ожидание и т.п.). Обида может быть обоснованной или надуманной (ложной), возникающей эмоционально без какого-либо либо повода или действия извне. Кроме того, обида может быть только внутри обиженного без внешних проявлений. Причинение морального ущерба обидчиком в виде оскорбления могут попадать под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), а физические действия обидчика могут попадать под действие ст. 6.1.1 КоАП или ст. 111 - 116 УК РФ.
"Нельзя объять необъятное", обиды и обидчики очень многообразны, поэтому ниже кратко скажу только об обидах, если они появляются неумышленно и непублично от слов, жестов, поступков, или бывают надуманными. Опытные психологи убеждены, что зачастую такой казус следствие многих наслоений, многие из которых не связаны тем что сделал визави, или накоплены разными случаями с конкретным человеком. Проявившему негатив и ому, кто вызвал его, всегда надо спокойно и уважительно посмотреть на себя и на другого со стороны, и своим разумом постараться понять причину негатива на слова или поступок. Потом не спеша и без претензий надо высказать другому своё понимание, просить прощение надо как тому, так и другому, если взаимно будет понято, что совершено что-то неэтичное. Однако оправдываться надо, только если оба поймут, что были сторонние причины, но подобного далее нельзя допускать.
От обиды часто возникает разрыв отношений, что может быть полезно, даже для того, чтобы переосознать себя и другого. Например, случается, что поступки или словах восприняты обидно, и один человек эмоциями или словами негативно выражает другому претензию, а другой не понимает, что неприятного в этом, т.к. не наносил обид. В любом случае, чтобы помочь себе и другому, надо быть спокойным и вместе с другим разобраться в происшедшем, сделать паузу и не выяснять причины, переключиться на другие важные тому и другому дела. Когда эмоции улягутся, спокойно пояснить друг другу происшедшее.
Православие всегда требует просить прощения за зло и причинённые обиды, как для обидчика, так и для потерпевшего, поскольку проявление напрасной обиды тоже можно считать злом внутри и вне человека. Чтобы сгладить зло или обиду полезно пообщаться с мудрым человеком, сходить на исповедь в храм, на приём к психологу или к психотерапевту, чтобы избавиться в своей душе и сознании от собственных сомнений, последствий поступков, обид и зла, если таковые были. Вместо или в дополнение к исповеди в храме или ином месте, полезен анализ себя самого и других, а также примеров из жизни и разных теорий. Всегда надо стараться беспристрастно и объективно ставить себя на место другого человека. А поняв свои "грехи", – извиняться и искупать совершённое, всегда прощать другого, если его поступки были ошибочны или ущербны (даже если не было греха или обиды).
Осмелюсь утверждать, что важно стремиться жить в ладу с самим собой, в доброте и хороших отношениях с другим, и даже в любви к недругам или обидчикам, для чего надо учится эмпатии, чтобы понять причины происходящего и не допускать подобного (как в себе, так и окружающим). Моё дилетантство говорит, что внутри человека возможны собственные путеводители – ограничители: "не судите, да не судимы будете", "на нет и суда нет", "нельзя объять необъятное" и т.п., что можно назвать повышением толерантности, умением терпеть, но не давать волю беспричинным эмоциям и действиям, а также уменьшить воздействие негатива на разум и психику. Психологи и каноны Православия говорят, что любовь к людям, вообще, или любовь и взаимоуважение между близкими людям, в частности, например, в форме альтруизма или филантропии, позволят преодолеть любые обиды и их последствия, а гнев или ненависть всегда губит любовь и является источником беспричинных обид.
 


.