Некрасивая девочка Заболоцкого как иллюстрация нас

Юлия Ви Комарова
как иллюстрация настоящей поэзии

Я вообще думаю, что поэзию не нужно понимать умом, разбирать по полочкам и буквам. Поэзия, как и музыка, воспринимается нами непосредственно сердцем. Именно оно подсказывает, настоящая ли музыка звучит, настоящие ли стихи. Поэтому здесь, как никогда, верно высказывание Сент-Экзюпери о том, что чутко одно лишь сердце.

Давайте проверим это на стихотворении поэта со сложной судьбой и прекрасным поэтическим даром, который был почти стёрт из памяти людской в советское время по идеологическим мотивам.

Я говорю о Николае Заболоцком. Ниже стихотворение.


Николай Заболоцкий

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955 г.

Посмотрите, как интересно выстроено стихотворение. Речь идёт вроде бы о банальном бытовом наблюдении: некрасивая маленькая девочка радостно гоняется за мальчишками во дворе – она ещё не осознает, что она некрасива и не переживает по этому поводу, а просто наслаждается моментом. При этом есть в ней и грация, и детская непосредственность, а от этого и красота.

 Собственно, смысл всего стихотворения заключается в так называемой «коде» – в последних четырёх строчках:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вот этот вопрос совершенно неожиданный, он приходит поэту как будто внезапно, а читатель поражён серьёзностью и глубиной темы. И правда, что мы называем красотой – внутреннее или внешнее? И можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Очевидно, нет. Вопрос сложный, неоднозначный, философский, я бы сказала.

Характерно то, что автор сам на этот вопрос и не  отвечает. Он оставляет читателя в раздумьях, закидывает крючочек, который потом тянет и тянет из нас всё новые и новые размышления о смысле красоты, о её значении для человека. Так от простого поэт подводит нас к сложному, от маленького частного случая – к глобальной теме бытия.

Вот это и есть настоящая поэзия – та самая, которая и возвышает нас над самыми обычными бытовыми наблюдениями, и заставляет задуматься о вечном.

А вы как считаете? Что есть красота и что есть поэзия?