Супруги Шаровы

Татьяна Хлебянкина
Иван Васильевич Шаров

Мы попросили нашего внештатного корреспондента побывать в этой семье.
...А в 1936 году жили Иван да Евдокия в одном селе — Великий Двор. Толком еще и познакомиться не успели, как забрали Ивана вместе с одногодками в армию, всем селом провожали. Потом он попал в 22-й пограничный отряд, в г. Волочицк, на границу с Польшей. Пройдя обучение, заступил на охрану границы.
Переписывался с Дусей, а в конце 1939 года приехал и забрал ее насовсем. Перед Рождеством расписались. «Вот такой был роман по переписке», — шутит, вспоминая молодость, Евдокия Сергеевна.
Граница с Польшей была боевая. Поляки все время наблюдали за нашей границей, и не только поляки, вместе с ними и немцы были. Ведь в сентябре 1939 г. у них началась война с Польшей. Потом поляки начали бросать бомбочки, но обошлось без жертв. В это время Красная Армия освобождала Западную Украину. Иван Васильевич уже стал заместителем политрука заставы в местечке Слобытка на речке Черемыш. Видно было, как на другом берегу реки ходили румыны. Из Польши переходили перебежчики, которые хотели попасть в Румынию. Иван Васильевич вспоминает, что однажды они задержали 16 человек и еще врача-поляка.
В Закарпатье ездили в села, выступали там с докладами. Пограничники и их жены участвовали в концертах. Выступали в селах. Ездила и Евдокия Сергеевна. До сих пор сохранила она свою артистичность и обаяние. С каким увлечением вспоминает Евдокия Сергеевна о тех пьесах, что ставили они когда-то!
Не так давно на клубной сцене в п. Северном можно было послушать замечательные народные песни под гитару в исполнении Ивана Васильевича. Одна из любимых его песен — «Есть на Волге утес...»
Война застала Ивана Васильевича на р. Прут, в Бессарабии в 24-ом погранотряде. 11 дней держали оборону пограничники, потом дана была команда к отступлению. А супруга в это время оказалась с полугодовалым первенцем дома, пришлось ей во время войны работать редактором радиовещания, организовывать детскую комнату при милиции, и все время ждать вестей от мужа.
Охранял он тыл действующей армии. Юго-Западный фронт, Мариуполь, Ростов-на-Дону, Луганск, Кавказ, Кубань, Крым, Литва... Приходилось и бандитов ловить, и как начальнику клуба организовывать концерты, выступать перед ранеными в госпиталях.
Скромно оценивает ветеран свои заслуги. Но орден Красной Звезды и две медали «За боевые заслуги» говорят сами за себя. Одну из этих медалей Иван Васильевич получил за операцию в Крыму по изъятию агентов из бункеров в лесу, когда лично поймал одного из них.
После войны служил в Эстонии, оттуда попал в Киргизию. Пять лет провел он на Сахалине, строили погранзаставы на Курилах. А в отставку вышел уже в Азербайджане, в 1958 году уволился из армии.
Вскоре на место отца заступил сын после окончания высшего погранучилища. Привелось и ему защищать Родину в Хабаровском крае при инциденте на границе с Китаем.
Иван Васильевич почти ослеп, но интересуется жизнью района, просит жену читать ему любимую «Зарю» — от корки до корки.
Вспоминает Иван Васильевич, как до призыва в армию работал завклубом в с. Великий Двор и, конечно же, выписывал районную газету, в то время «Коллективный труд», и даже сам выпускал газету «Промколхозник» на стеклографе, — сам писал заметки, сам осуществлял выпуск газеты — до
100 экземпляров. До сих пор с теплотой вспоминает Иван Васильевич, как их, совсем еще молодых редакторов стенгазет, собирала «районка» на свои семинары и фотографировала на память... Не порывал связей с газетой Иван Васильевич и в годы работы в ПМК-170, писал в «Зарю» о проблемах производства, охране труда, механизации. А мы хотим со страниц любимой супругами Шаровыми газеты поздравить их с Днем пограничных войск и пожелать второй молодости.

Т. ХЛЕБЯНКИНА.