Байкал

Вера Чередниченко
 БАЙКАЛ.
               
    Где б теперь мне не странствовать
    На пороге любой весны
    Буду бредить байкальскими трассами,
    Буду видеть снежные сны.

                Предисловие
              Для полноты жизни человек должен совершать поездки, узнавать новое, строить  планы, созидать, реализуя их.
               Новая мировая эпидемия  Covid-19 внесла ограничения в передвижения людей: часть стран закрыта для въезда, в большинстве - особые требования.  Но у меня есть моя большая страна! Россия!!! В ней столько интересного, неизведанного мною, но желанного.
               Поэтому в январе 2022 года я нашла интересный зимний тур на Байкал, оплатила его, забронировала авиабилеты, обновила свой гардероб, купив теплые вещи. Сорок лет назад я уехала из моего сибирского Кемерово, сменив место жительства на Сочи, где тёплые вещи не очень то нужны! И … начала мечтать, одновременно вспоминая свое первое знакомство с Байкалом.
              Это было восемь лет назад, в юбилейный год 60-тилетия, когда я с моими школьными подругами встретилась в заранее организованном туре. И начинался тур в Красноярске . Из Красноярска  на теплоходе по Енисею, пройдя Казачинский порог,  мы спустились до маленького сибирского городка Енисейска, где и отметили юбилей одной из нас. Был праздничный ужин в провинциальной гостинице, мы  читали стихи, говорили заздравные тосты. Потом пошли на берег могучего Енисея , запустили в небо  воздушный фонарик желаний, прокатились по городу в карете, запряженной белыми в "яблочко" лошадьми,  горланя переделанную мною песню В.Харитонова  "Старость тебя дома не застанет, ты в дороге, ты в пути..." на музыку В.Шаинского:
Ты  немало  на  свете  успела,
Жизнь  твоя  протекает  не зря.
Все  невзгоды  трудом  одолела,
И  ведь  это  победа  твоя!
    Припев: Сердце  твоё  стучать  не  устанет,
            Беспокойное  сердце  в  груди…
            Старость  тебя  дома  не  застанет-
            Ты  в  дороге, ты  в  пути!
Никогда  ты  хандре  не  сдавайся,
В  путь-дорогу  иди  же  опять…
Пусть  не  станут  преградой  седины,
Чтоб  неведомый  мир  познавать.
      Припев.
Постарайся  запомнить,  подруга,
Эту  песню  простую  мою.
Вместе  с  солнцем  гуляй  ты  по  кругу,
Лет  до  ста  оставаясь  в  строю!
      Припев.

              Это было запоминаемо! 
              Потом -  Красноярские Столбы, поезд до Иркутска, Круго-байкальская железная дорога  с ретропоездом, в котором мы ехали, потом шли то впереди него, то сзади, любуясь видами, Листвянка, паром и пять дней на острове Ольхон- самом большом острове Байкала. Тогда на УАЗиках, трясясь по каменистым дорогам острова, мы объездили Ольхон вдоль и поперек, побывав в его оконечных точках. А на катере , продуваемые байкальским ветром, ходили до ближнего острова Агой.  Жили мы в гостевом доме в  посёлке Хужир.  Впервые в жизни я видела такие красивые восходы солнца, когда оно выходило из вод Байкала ярко-красным огромным шаром,  медленно поднималось ввысь, оставляя на водной глади озера  отливающий золотом  багряный шлейф. Весь день солнце нещадно палило, а к вечеру уходило за линию горизонта западного берега Байкала, обрисовывая своими лучами  скалу Шаманку. Мы зажигали костры на блестящем жёлтом песке местного пляжа, ужинали вкуснейшую рассыпчатую картошку, жареного хариуса, нежнейшего  омуля,  пили пиво с подкопчёным сигом и вяленой голомянкой , получая неземное блаженство.
                Хужир.
Хужир – ты  дар  природы:
Песчаный  пляж  и  гладь  пролива,
Где  волны  плещутся  лениво.
Сосновый бор на берегу,
Дома  бурятов  на  лугу.
Пьянящий  воздух, облака.
Прохладный  ветер , дующий слегка.
В  лучах  заката мыс  Бурхан -
Скала, пещера, в  ней  шаман.
Там  дух  витает  колдовской
И  всё  покрыто  тишиной.

Так состоялось моё знакомство с летним Байкалом...
   
           … Но моя сибирская натура тоскует по  краю с суровыми зимами, морозами и  пушистым снегом.  Ностальгия заставила меня научиться кататься на горных лыжах, построить дачу в горах, в 25 км от города, где зимой, хоть и не всегда, но выпадает снег, подмерзает вода в кадушках и где можно слепить снежную бабу. Снег в Сочи и окрестностях держится недолго, он влажный и тяжёлый. А память возвращает меня в детство и юность, в мою Сибирь, где снег мягкий и пушистый. И захотелось мне восстановить ощущения детства. Я решила увидеть зимний Байкал, его  прозрачный лёд, пушистый сибирский снег ...   
           …Но жизнь внесла свои коррективы: за три дня до  поездки Россия признала ЛНР и ДНР Украины и начала военную операцию по их освобождению. В обществе стала активно проявляться жизненная позиция.  Хорошо знакомый мне русский мир разделился на два лагеря: одни одобрили действия российского Президента, вторые - осудили. На душе тревожно! Закрылись аэропорты в Краснодаре, Анапе, Геленджике, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Воронеже, Белгороде. Но за сутки до начала моего путешествия пришли подтверждения  по туру, регистрация на авиарейсы.  Рейс из Сочи по расписанию чуть сместился и изменилось время в полёте. Самолёты изменили маршрут и теперь из Сочи до Москвы лететь не 2 часа 20 мин, а почти 4 часа, т.к. маршрут проходит через воздушное пространство Казахстана.
                Но мечты должны сбываться. Лечу компанией S7, помня её девиз "Займись счастьем".   
    
День первый
                Из Москвы 5 часов полета и я в Улан-Удэ - столице Бурятского национального округа.  Разница во времени тоже пять часов. Морозное утро, - 10 градусов. Слегка гололёдисто.  Накануне моего приезда в Улан-Удэ потеплело : ночью температура опускается ещё до -17,  но днём уже на градусниках  -3. На дорогах даже подтаивает. Встречает гид - Наталья, коренная бурятка. Группа задерживается в здании аэропорта- народ переодевается, утепляясь. Группа 10 человек. Три пенсионерки, вместе со мной, и молодые люди от 23 до 36 лет.  Загружаемся в микроавтобус и начинается наше знакомство с Бурятией- суровым, самобытным краем Восточной Сибири.
             Мы едем в Иволгинский дацан.
            
             Иволгинский дацан.
             Россия – многонациональная страна, где живут представители разных вероисповеданий. Учение Будды находится в числе этих конфессий — его исповедуют в бурятской, калмыцкой, тувинской республиках, а также существует Буддийская традиционная Сангха России в масштабах всей страны. В Бурятии буддизм – главная религия. С XVII века тибетский буддизм из Монголии проник в Бурятию и является  северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны. Махаяна – это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы - просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.
            В бурятском буддизме отличия от других школ проявляются в основном в культовой системе, в обрядности и магической практике и обусловлены влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, культов, обрядов тибетцев и бурят. В частности, в культовую систему были введены и приспособлены народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом обо( обо – это культовые места, представляющие собой кучи из камней или деревьев, украшенные ленточками и флажками , и связанные с почитанием духов земли, гор, рек, деревьев).
          В философском, психологическом и этическом учении бурятского буддизма нет серьёзных отличий от фундаментальных положений буддизма Махаяны.
       Дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей. Лама – в тибетском буддизме - религиозный учитель.
           В 1741 году императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них. Буддизм был официально принят в качестве одной из государственных религий в Российской империи.
            В 1918 году вышел декрет, отделивший церковь от государства. В Бурятии действие его началось с 1925 года и было направлено на уничтожение духовной культуры народов России, в том числе буддийской культуры бурят. Веками созданные и накопленные духовные ценности были разрушены и уничтожены за короткий период. Из сорока семи действующих дацанов и дуганов Бурятии практически ничего не сохранилось. Более полутора тысяч  высокообразованных учёных-лам были отправлены в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, сотни расстреляны. В конце Великой Отечественной войны вышло Постановление Совнаркома Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга. С 1946 года были заново открыты 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области.   
            В июле 1991 года буддисты Бурятии отметили 250-летие официального признания их религии в России. Число действующих дацанов в Бурятии достигло 12.
 В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», религиозное высшее учебное заведение для подготовки кадров священнослужителей, преподавателей, переводчиков канонических текстов, художников-иконописцев. Процесс образования проводится по системе монастырского образования традиции Гоман-дацана тибетского монастыря Дрепунг.
          Главная святыня Иволгинского дацана — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы (титул главы буддистов России) Даши-Доржо Итигэлова. Этот известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма в России. В 1927 году он собрал своих учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем, как верят буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. А в 2002 году тело обнаружили. "Оно было нетленным. На голове даже остались еще черные волосы", — рассказывает один из монахов. Тело Итигэлова поместили в построенный для него дуган (храм-дворец).            
          Всяк входящий в  дуган, и мужчина и женщина, должны при входе снять головной убор. Фотографировать внутри дугана запрещено. Вхожу в храм.  Внутреннее  убранство каждого храма индивидуально,  но выдержано в ярких цветовых красках, впрочем, как и наружное оформление храмов. Каждый цвет в буддизме имеет своё значение, а каждое направление буддизма может по-своему трактовать его, но в целом в буддизме есть негласная общепринятая система:
         Оранжевый – символизирует буддийскую философию в целом как оттенок отказа от излишеств, смирение и освобождение от дурных качеств: привязанностей, злости, алчности, страсти. Не зря многие монахи носят именно оранжевые одеяния. Даже сам Учитель Будда Шакьямуни надевал одежду этого цвета.
          Золотой – имеет множество значений: солнце, жизненная энергия, долголетие, власть, материальные блага, нирвана. По этой причине многие статуи и изображения будд покрывают золотой краской или напылением из золота.
          Белый – называют цвет-мать, так как из него проистекают все другие цвета. Означает святость, непорочность, чистоту.  Помогает обрести самообладание и спасение.
          Красно-коричневый – это цвет-отец, который созидает, дарит жизнь, радость, материальные блага.
            Желтый – относится к палитре цветов-сыновей и означает материальный и духовный мир, любовь. Нередко Будда Шакьямуни изображается в таком одеянии.
            Насыщенный зеленый, а также бирюзовый – единение отца и детей, олицетворяет жизнь
             Светло-зеленый – ассоциируется со смертью
             Небесный – олицетворение воды, холода, неба.
             Синий – символ вечной жизни души и преданности.
             Смешанный оттенок синего и голубого – соединяет разум и Вселенную.               
            Чёрный – несет беду, злость, мрачность, опасность.
            Серый – олицетворяет печальное, раскаивающееся состояние.
            Один из главных и самых красивых символов буддизма –цветок лотоса – может иметь определенный цвет: желтый лотос, розовый, красный, голубой, белый. Каждый из них обычно является атрибутом какого-нибудь божества и несет в себе особый смысл.
            В махаянском направлении каждая краска – это ступенька на пути к Будде. Палитра от черного к светлым оттенкам сама по себе символизирует движение к просветлению, а затем к золотому – к нирване. При этом соблюдается определенная последовательность: чёрный, а затем синий – нижние миры перевоплощений, где живут далекие от пробуждения злые духи и демоны; красный – мир человека, который находится уже ближе к просветлению, но при этом увяз в оковах привязанностей, страстей, пороков; желтый – монашество, которое встало на правильную тропу буддизма; белый – бодхисаттвы, которые пробудились и готовы помогать другим людям во имя добра и прозрения всего мира; золотой – высшая ступень, состояние Будды, нирвана.
          Движение по территории дацана и в храмах  должно быть только по часовой стрелке, также как и прокручивание  молитвенных барабанов. В буддизме в храмах, вдоль дорог и троп, по которым ходят верующие, стоят фиксированные молитвенные барабаны разных размеров в виде цилиндра или валика на оси. Молитвенный барабан содержит рулон тонкой бумаги с мантрой-молитвой, помещенной на ось внутри барабана. Мантра на рулоне отпечатана много-много раз (чем больше копий мантры, тем больше пользы), а также слоги мантры вырезаны на внешней стороне контейнера барабана. Буддийский барабан всегда вращают по часовой стрелке по нескольким причинам: он следует за направлением Солнца; он вращает слоги мантры, так что они будут проходить по порядку, если их читать; и он соответствует часовому обходу ступы (культового сооружения). Молитвенный барабан является средством для распространения духовного благословения, благополучия и удаления негативной энергии. Молитвенные барабаны крутят, чтобы сочетать физическую активность с духовным содержанием. У бурят и монголов такие барабаны называются «х;рдэ».
              Я православный человек. Но большинство христианских молитв мне не очень понятны, а потому и плохо запоминаются. Я кручу барабаны и прошу Всевышнего о Защите, ведь в христианстве есть заповедь «Проси, да будешь услышан».
           … Поодаль от храмов - кафе, где наша группа обедает, впервые знакомясь с бурятской кухней. Нам подают салат из свежей капусты, суп с домашней лапшой и бараниной, буузы (или позы) — что-то среднее между мантами и пельменями: смесь говяжьего и свиного фарша , уложенного в тонкое тесто слепленное в форме юрты кочевников. Важно добавить лук и жир, тогда блюдо получится сочным. Готовятся буузы на пару. Напиток- чай с молоком. Оказывается это бурятский рецепт, хотя я с детства так пью , но даже не подозревала об этой истории. А на десерт хозяйка кафе угощала нас фирменной выпечкой – особые лепешки, которые могут сохранять свою свежесть в течение полугода – боовэ.
               Ощутив праздник живота , мы загрузились в микроавтобус и выдвинулись к месту размещения- пос. Максимиха,  что в 320 км от Улан-Удэ. Дорога идёт вдоль восточного берега Байкала . Дорога ухожена - с хорошим асфальтовым покрытием, разметкой,  обочинами, со  столбами электропередачи вдоль неё.   План ГОЭЛРО сработал:  электрификация всей страны!  Взору открываются суровые, но живописные виды. Меня поразили горы! Очень похожи на Кавказские. Удивлена была, узнав высоту- от полутора тысяч до трёх. Дорога то ровная, то с небольшими подъёмами и спусками, то извилистая, почти серпантин, с "тещиными языками". Бурятия имеет смешанный ландшафт: равнинный степной, предгорный и горный. Ему соответствует природа: низкорослый травяной покров, смешанный лес, хвойный лес, каменистая почва. Поселки с  одноэтажными домами и огромными хорошо уложенными поленницами колотых дров у каждого двора. Отопление на Байкале в основном  дровяное.  Первая остановка на берегу Байкала- камень  "Черепаха"-  огромный валун, напоминающий черепаху с вытянутой шеей, стоящий в нескольких метрах от берега . Сейчас он покрыт снегом. Вдоль берега снежные торосы, провалы, небольшие пещерки. Добираемся до камня, увязая в снегу.
            По легенде "Много тысяч лет назад в глубинах озера Байкал жила большая Черепаха. Она была символом мира, добра и любви, бережно хранила белую жемчужину, которая оберегала Байкал от темных сил Черного шамана. Когда Черепаха узнала, что Шаман хочет завладеть белой жемчужиной, она спустилась на дно Байкала и спрятала её в глубинах озера. Черепаха осталась одна защищать Байкал.  В образе Ангары она вышла на берег, Шаман принял её за дочь Байкала и попытался похитить. Но Черепаха, что было сил вонзила в него кинжал. Враг был повержен. Черная жемчужина злых сил оказалась у Черепахи. Черепаха знала, что кто разобьет чёрную жемчужину - окаменеет навечно. Зайдя в воду и убедившись, что Байкалу ничего не угрожает,  она разбила жемчужину о подводные камни и мгновенно окаменела. Черепаха стала  памятником храброму сердцу.
По сей день Черепаха стоит в воде у берега, а из ее панциря растет береза — символ жизни. Дух Байкала в благодарность, подарил одну ночь в весеннее полнолуние, когда Черепаха оживает. Но как только утренняя звезда загорается на небе, она вновь превращается в камень."
               Первые фотографии Байкала...
                Движемся дальше. Поселок Максимиха, одноименный отель - несколько деревянных коттеджей с гостиничными номерами. Заселяюсь в номер. Номер на двоих- попутчица тоже из Сочи, молодая девушка. Я хотела одноместный номер, но при бронировании путевки мне сказали, что одноместных номеров нет , даже с доплатой. Я успокоилась. Но девочка заказывала путевку через другую фирму и у неё была доплата за одноместный номер. Её отселили от меня и я осталась одна в двух местном номере.  Я уже привыкла путешествовать одна и мне комфортно. Номер с деревянной отделкой, тепло, даже жарковато. От этого внутри помещения приятный запах дерева. Все удобства в номере. Ужин в кафе-столовой в отдельном коттедже.
              Начинает сказываться усталость, но сон не приходит. Думки о событиях теперь уже далёкой Украины. Включаю телевизор. Настораживает ограниченная информация. Боевые действия идут, но потери только с украинской стороны. Знаю, что так не бывает. Позже появляется разъяснения. Эмоциональное выступление Марии Захаровой. Она мне симпатична. Я несколько успокаиваюсь. 
               
              День второй
           Знакомство с Баргузинской Долиной. В теплом микроавтобусе отправляемся в путь. Гид Николай, он же и водитель, рассказывает об истории  освоения Сибири, о первопроходцах, о декабристах, оставивших свой вклад в развитие этих мест. Въезжаем в посёлок Баргузин – районный центр. Раньше он считался городом, но в последние годы население  уменьшилось и теперь это посёлок. В царские времена Баргузин был местом ссылки. В центре посёлка на берегу  реки Баргузин стоит гранитный камень, на котором выбита надпись "Здесь жили  декабристы братья И.К. и В.К. Кюхельбекеры".  Сюда они были сосланы на вечное поселение. Находясь в ссылке, братья вели большое хозяйство, выращивали новые для Сибири сельскохозяйственные культуры. Михаил открыл в своём доме для местных жителей бесплатную школу. Вильгельм преподавал в этой школе.
           Почти напротив полуразрушенный деревянный дом с голубыми деревянными колоннами, балконом, резным фасадом, заколоченными окнами с голубыми наличниками - здание уездного банка середины 19 века, памятник архитектуры. Красота здания проступает даже через эту разруху.  Не хватает денег у местной Администрации на его реставрацию. А какие  меценаты были раньше!
             Иду по улице, под ногами скрипит сухой, рассыпчатый снег. Как я люблю этот звук, для меня-сибирячки - это музыка зимы. Чуть дальше по улице здание почты с белыми небольшими резными колоннами у крыльца и окнами с голубым обрамлением,   Православный Спасо-Преображенский Собор, постройки 1834 года, отреставрированный. Захожу в Собор. Тихо, спокойно, душевно, ставлю свечи.
              Поездка продолжается.
              Памятник о войне - на пьедестале стоит танк . Дуло направлено на здание Администрации. По этому поводу отпускаем шуточки!  Николай продолжает рассказ об особенностях климата долины, её богатствах и красотах, о быте, культуре, обычаях проживающего здесь населения.
              Заезжаем в гости к местному шаману. Для меня шаманы сродни цыганкам-гадалкам. А всего этого я интуитивно побаиваюсь. Нам шаман говорил что-то правдоподобное, что-то непонятное. Но провёл обряд очищения и открыл нам благополучную дорогу.
                С новыми ощущениями едем дальше.
                Нас ждёт знакомство с Баргузинским дацаном. По экологической тропе среди сосен наша группа идёт к богине Янжиме-Сарасвати- буддийской святыне Бурятии. Её лик самопроявился на большом камне и теперь это место поклонения.  Подойдя к камню, делаю подношение: кладу хадаки зелёного цвета( рост, процветание, жизнь, преодоление трудностей) и красного цвета(безопасность, величественность, сила). Хадак –это шарф или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Он являет собой символ мира, сострадания, добрых намерений, пожелания счастья и процветания. Для меня сегодня это актуально!
              Возвращаемся к машине. Тропа узкая, местами покрыта ледяной коркой. Молодые ребята из группы постоянно предлагают мне свою поддержку, что меня приятно поразило. На протяжении всей поездки мои попутчики были  внимательны, предупредительны и доброжелательны.
                Обратная дорога проходит по правой стороне Баргузинской Долины. Переезжаем реку по построенному не так давно мосту. Раньше здесь была паромная переправа , часто не справляющаяся с  потоком машин. И тогда, особенно в летний период, на переправе можно было простоять до 5-7 часов. Протяженность Баргузинской долины  200 километров  при максимальной ширине её в средней части до 35 километров. Баргузин – третий по величине приток Байкала протяжённостью 480 километров . В верхнем и нижнем течении Баргузин протекает зажатый горами.  Здесь много порогов, перекатов и течение реки стремительное. В среднем же течении горы отступают, образуя уникальную по своей природе долину. По степным просторам этой долины, причудливо извиваясь и образуя множество рукавов и стариц, неспешно течёт река Баргузин, в болотах и зарослях которой обитает большое количество водоплавающих птиц. На северо-западе долина ограничена крутыми склонами Баргузинских Альп (2840 м), а с юго-востока – более пологими лесными склонами Икатского хребта (2558 м). Основная асфальтированная дорога проходит у подножья Баргузинского хребта, по правому берегу реки дорога гравийка. Вот по ней то мы и едем, направляясь к посёлку Суво. Это место называют Сувинской Саксонией . Огромные каменные глыбы лежат на возвышенности, причудливо подпирая друг друга, создавая порой архитектурно-живописные ансамбли. Фантазия каждого туриста нарисует свою картину.
               День завершался, солнце опускалось и нашему взору открылся зимний байкальский закат. Его краски перекликались с красками герба Бурятии.
 
                День третий пребывания на Байкале - лёд Баргузинского залива, посещение мыса Святой Нос, где происходят сильные нажимы льда, достигающие 5-7 метров в высоту.
               Баргузинский залив - самый крупный и глубокий залив Байкала, расположен на востоке центральной части озера. Часть акватории к северу от устья реки Баргузин относится к Забайкальскому национальному парку.
Площадь  залива — 725 км;, максимальная глубина — 1284 метра.  Залив вдаётся в материк на 29 км. Ширина входа в залив между мысами Нижнее Изголовье и Крестовый — 22,8 км. На востоке в залив впадает один из крупнейших притоков Байкала — река Баргузин.
              Нам предстояло преодолеть за весь день   около 120 км. Наша группа разделилась, пересев на две "буханки"- УАЗики - лучшие машины для езды по льду. Облегчённая, полный привод, шипованная резина. Нам очень повезло с погодой. Ещё накануне лёд Байкала был покрыт слоем снега и наш экскурсовод для предыдущей группы разметал его , чтобы хоть как то увидеть прозрачность льда. Для нас же всю ночь на Байкале дул ветер( недаром крутили молитвенные барабаны и получили благословение шамана!), разогнал снег, лёд очистился так, что местами казалась водная гладь.   Мы пересекали Баргузинский залив, двигаясь к мысу Святой Нос, где должны были увидеть огромные ледяные торосы. Наша "буханка" ехала, выбирая дорогу между мелкими торосами и небольшими разломами прозрачного льда. Надо быть водителем-ассом, чтобы устойчиво совершать такие зигзагообразные фигуры. Вдалеке на льду виднелись темные точки. Это рыбаки на своих машинах. К одному из них мы подъехали. Мужик рыбачил на обычную удочку-коротышку, опустив блесну в просверленное во льду круглое отверстие. На наших глазах он поймал небольшого омулька. На льду лежали более крупные рыбины сантиметров по 40-50.
                Долго не задерживаясь, мы поехали дальше. Нас ждали огромные ледяные торосы причудливой формы, местами полностью прозрачные ледяные глыбы , отливающие на солнце голубым цветом. Лёд во льду! Настоящее ледяное Царство! Увидеть красоту сияющего льда помогало солнце, то появляющееся, то заходящее за тучки. Вокруг белый простор и  звенящая тишина. Я лазаю по необычным скалам. От охватившего восторга  начинаю подтанцовывать на плоской льдине и вдруг… слышу гулкий звук, исходящий снизу. Понимаю, что подо льдом вода и огромная глубина. Страшновато!  Удивлению нет предела! И началась фотосессия!
               Днём температура воздуха значительно повысилась против ночной и оказалась около -5 градусов. Ветер стих. Полная благодать!  Пока мы наслаждались необычной и непривычной красотой организаторы готовили перекус из строганины омуля, домашнего сала, сырокопченого мяса, домашних разносолов, пирогов с рыбой. И ,конечно, для согрева по рюмочке самогона, настоянного на кедровых орешках, и горячий чай на байкальских травах из тульского самовара, раскочегаренного на льду озера!  По завершении перекуса- катание на коньках и плюшках. Я на коньках давно не стояла и со своим оперированным коленом решила не рисковать. Уж больно скользкий лёд. Настоящее зеркало! Но на плюшках покаталась. Привязав верёвку к машине, сделав связку из трёх плюшек, водитель лихо разворачивая машину, с ветерком и нашими ошалелыми криками , сделал несколько кругов. Детский восторг !  Потом мы все долго рассматривали прозрачный лёд. Глубинные трещины причудливо высвечивали фигуры, замерзшие пузырьки воздуха создавали ощущение бездонья. Порою охватывал страх! В одном месте увидели замёрзших на глубине рачков. Их тела были почти прозрачны. В нескольких местах буром сделали отверстия, определяя толщину льда. Она оказалась 70 см и 1 метр. Вода в отверстии то поднималась, то опускалась и было впечатление, что Байкал дышит. Вода кристально чистая. Попробовали , оказалась очень вкусной.
             ... Нас ждала ещё байкальская баня, куда мы и поехали. Водитель долго  ехал метрах в ста вдоль берега , выбирая участок с менее высокими  торосами. Это оказались прибрежные ледяные нажимы . Наконец в одном месте остановил машину и пошел смотреть дорогу. Ледяные нажимы здесь были невысокими, но создалась трещина.  Мы вышли из машины, перешли её . А водитель вынужден был превратить " буханку" в "летающего русского". Разогнав машину  больше 100 км по льду, он лихо перескочил промоины, подлетев см на 50 в высоту. Мы были в восторге!  У берега нас ожидала баня, купание в проруби и горячем чане. И всё это при температуре -5 !  Молодая компания моих попутчиков меня зарядила. Да ещё я вспомнила, как 20 лет назад в Адлере после снегопада из-за налипания мокрого снега оборвались линии электропередачи и в городе на двое суток было отключено электричество, а в высотных домах не было воды. Тогда мы всей семьёй поехали на дачу к нашим приятелям. Их дача расположена в горах, на полдороге в сторону Красной Поляны. Снега там выпадает больше, чем в городе. У приятелей на даче есть камин  и баня. Мы тогда натопили баню, напарившись , выбегали и голышом падали в пушистые сугробы снега. С тех пор я помню незабываемое ощущение миллионов мелких иголочек, которые вонзаются в тело, создавая состояние кайфа. Оказывается, в жизни есть повторяющиеся моменты! Мне предстояло испытать этот повтор. Разогревшись в небольшой баньке, я выскочила на холодный воздух, подбежала к вырезанной во льду Байкала проруби. Опуститься полностью в прорубь  не рискнула, опустилась по колени. Хрустально чистая ледяная водица! Схватив ощущение иголочек, побежала к чану с горячей водой, который снизу подогревался костром. А вокруг простор, снег, ледяные торосы Байкала и голубое небо. Вот здесь то и наступил настоящий кайф! Поодаль на снегу стоял лежак, на котором все позировали в лучах заходящего солнца. Удивительно, я не ощутила даже какого-то холода, лёжа на лежаке и прогуливаясь потом по снегу. И вся наша группа решила, что "не нужен нам берег турецкий и другая страна не нужна". Потом опять был обед с ухой из омуля, разносолы, пироги с рыбой и капустой, чай с байкальской травой и , конечно, кедровая самогонка. В завершении- кёрлинг на льду Байкала.
                Это был необыкновенный день. Теперь я знаю, что такое байкальский оргазм.

            День четвёртый – экспедиция по пещерам и гротам, расположенным на островах Чивыркуйского залива. Мы вновь едем с гидом-водителем Николаем, который был с нами в первый день.
            Чивыркуйский залив расположен на восточном побережье Байкала между материком и полуостровом Святой Нос. Ширина входа в залив составляет 14 км (между мысом Верхнее Изголовье и мысом Малой Сухой). В северной части в залив впадает река Большой Чивыркуй, от которой залив и получил своё название.
Залив мелководен — его глубина не превышает 10 метров  , благодаря чему он очень хорошо прогревается  до +24 °C. Это самое тёплое место Байкала. Здесь расположены уютные пляжи.
            Сегодняшний маршрут проходит через территорию Забайкальского национального парка.
            Въезд на территорию Парка по специальным пропускам. Пока наш гид оформляет пропуск у нашей группы состоялась фотосессия с подъехавшей группой немецких туристов - шесть весёлых немцев пенсионного возраста. Тоже путешествуют по Байкалу. Их гид хоть и смеётся, но отпустила фразу « Только как я их домой отправлять буду?». Все мы и забыли, что на Украине – военная операция, вводятся новые санкции , отменяется авиасообщение между странами. Теперь смеёмся уже мы: « К Агафье Лыковой отправим их на поселение ! » Фото на память и у каждой группы свой маршрут.
            Въезжаем на территорию Забайкальского национального парка.
            Забайкальский национальный парк  или Парк Дикой Природы – Заповедное Подлеморье – административно образован 12 сентября 1986 году, его площадь  составляет 268 993 га. Расположен парк в пределах типичной горно-таежной области. Рельеф горный. В границах парка выделяются Святоносский хребет, Баргузинский хребет, Чивыркуйский перешеек и Ушканьи острова. Перешеек соединяет полуостров Святой Нос с восточным берегом Байкала.  По нему мы и едем, продолжая своё знакомство с Байкалом. В парке сочетаются хорошо сохранившиеся уникальные природные территории, живописные и разнообразные ландшафты . На территории национального парка протекает множество небольших рек, насчитывается более двух десятков горных озер. Самое крупное из них - Ладохинское. На территории национального парка имеются выходы термальных вод - источники Змеиный, Нечаевский.
            В Забайкальском национальном парке находится более 10 тысяч гектаров особо ценных растительных сообществ. Это сосновые, кедровые и пихтовые леса в возрасте 200 лет и старше. Из-за сильных ветров у многих деревьев срезанные верхушки и танцующие стволы. В составе флоры много эндемичных, редких и реликтовых растений. Территорию Забайкальского национального парка населяют типичные сибирские звери: медведь, волк, лисица, рысь, соболь, выдра, росомаха, лось, кабарга, белка, бурундук, ондатра, заяц-беляк.  На обратном пути нам попалась вольготно гуляющая по дороге выдра.  Из птиц здесь обитают каменный глухарь, рябчик, кряква, серебристая чайка, болотный лунь и другие. В Красную книгу России занесено 19 видов – орлан-белохвост, скопа, филин, чёрный аист, чёрный журавль и другие. Большой баклан, некогда исчезнувший по вине человека по всему Байкалу, теперь снова появился здесь.
            Делаем остановку в местечке Карга – участок побережья Баргузинского залива от устья реки Баргузин на север до места , называемого местным населением Угол, где заканчиваются песчаные пляжи Чивыркуйского перешейка. Протяженность Карги около 21 км.  Летом здесь обустроены палаточные стоянки – места отдыха. По Карге проходит единственная дорога на полуостров Святой Нос. Название местности Карга пошло, вероятно, от слова «карга» с ударением на первую «а», так в Олонецкой и Архангельской губерниях называли топкое, болотистое место в лесу. На Байкал слово «карга» могли принести выходцы Русского Севера.
           Полюбовавшись шикарными видами, сделав перекус из омульковой строганины, согревшись чарочкой уже полюбившегося нам самогона, мы двинулись на север полуострова к мысу Монахово.  По тропе , оборудованной  320 –ю деревянными ступеньками ,  мы поднялись  на видовую площадку , откуда на четыре стороны открываются захватывающие виды полуострова Святой Нос, Чивыркуйского перешейка, Чивыркуйского залива и Баргузинского хребта и дальше идёт тропа в бухту Змеёвая.
            У нас же подходит время обеда и мы направляемся в пос. Монахово, где для нас   в доме местной семьи  по-домашнему накрыт стол с горячим супчиком, рыбными пирогами, соленьями,  грибочками.  Согревшись от вкусного обеда, домашнего тепла и радушия хозяев, мы вновь загружаемся в нашу вездепроходимую машину и направляемся к одному из островов Чивыркуйского залива, где нас ждёт очередная байкальская сказка.
             Подъезжаем к большому скалистому острову.  Он похож на огромное животное, стоящее на массивных снежно-ледяных лапах. Это сокуи - застывшие наплески воды на скалах,  образовавшиеся от волн, когда температура воздуха уже минусовая. Высота сокуи может быть  5-7 метров. Между «пальцами этих лап» зияют расщелины, обрамленные огромными сосульками всевозможных видов. Сосульки сливаются, образуя  ледяное свисающее ажурное полотно. Выше полотна припорошенные снегом коричневые скалы, на вершине которых одинокие голые деревья. Выраженная суровость края! Мы фотографируемся , стоя у подножия скал. Пробираемся вглубь расщелин, где взору открываются гроты и пещеры с полом из прозрачного льда, со сводами из множества причудливо застывших, свисающих ледяных  образований – ледяных сталактитов. Кое где входы занавешены ледяными полупрозрачными шторами. Где-то во весь рост, а где-то на четвереньках мы пробираемся вглубь пещер . Там картина ещё изумительней! По весне, когда начинается подтаивание, свисающие сталактиты  образуют накапываемые сталагмиты,  при непостоянстве внешней температуры превращающиеся в  ледяные колонны- сталагнаты.  И  ледяной занавес в гроты и пещеры закрывается. Апофеоз спектакля зимней Природы!
                Нас ждут сегодня ещё и термальные источники в бухте Змеёвая.  Полчаса по льду Байкала и мы подъезжаем к местечку, где на возвышении стоит симпатичное деревянное строение , а вдоль берега – дорожка из деревянного настила с ограждением с обеих сторон.  В начале дорожки и в конце - две небольшие купели. Между ними раздевалка, продуваемая всеми ветрами. Здесь ветер  ощущался очень.  Я не стала искушать судьбу: источники сероводородные, в моём Сочи с такой же водой Мацеста. Но часть нашей группы решилась на приём этих ванн.  Пока сидишь в купели тепло и приятно, а вот выходить и одеваться в холодной раздевалке – радость не большая! Не продумано ещё это место для таких процедур в зимнее время. Но … программа дня выполнена, впечатлений – куча, мы все довольные возвращаемся на базу – в наш отель  «Максимиха».

             День пятый - наша группа возвращается в Улан-Удэ, где после заселения в гостиницу «Бурятия», мы отправляемся на пешую экскурсию по городу.
              Наш экскурсовод сегодня спешит- предпраздничный день, канун 8 Марта. Как в любом большом городе страны, так и в Улан-Удэ есть свой Арбат. Вот по нему мы идём, рассматривая  старое и новое. Выходим к Свято-Одигитриевскому кафедральному Собору, поворачиваем на Соборную улицу, где сохранилась история города в виде старинных одно- и двухэтажных деревянных домов бывшей элиты этого сибирского города. Указав направление дальнейшего самостоятельного маршрута, экскурсовод прощается с нами. Я неспеша иду туда, куда глядят глаза и ведут ноги.  Я вышла к Мемориалу Победы , расположенного на склоне террасы, окаймляющей низменную часть центра города. В верхней части террасы стоит танк Т-34. На подпорной стене , облицованной мрамором, портреты с именами Героев Советского Союза, выходцев из Бурятии, в центре многофигурный горельеф воинам и труженикам тыла , перед ним Вечный Огонь. Слышу музыку, звучит песня "Хотят ли русские войны...".  На ступенях, ведущих к Мемориалу , стоит около сотни женщин и поют эту песню. Оказалось,  проходит акция жителей Улан-Удэ в поддержку спецоперации по освобождению жителей Донбасса.  Пробирает до слёз .
               Перекусив в кафе, возвращаюсь в свой гостиничный номер.
               Заказывая обратный билет, я просчиталась и теперь у меня есть ещё один день для познания этого края. Решаю, что надо съездить к староверам. Заказываю индивидуальную экскурсию в Тарбагатай. Это место в 50-и километрах от города, а  я должна успеть на вечерний спектакль в театр Оперы и балета, куда я заранее купила билеты. 

                День шестой - завершающий.
              Утром, в назначенное время к гостинице подъезжает легковое авто белого цвета ( совсем не разбираюсь и не запоминаю марки автомобилей!). В Бурятии большинство машин – японские, а значит праворульные. Водитель, он же и гид – высокий , плотного телосложения молодой человек лет 30-34, с окладистой бородой и спокойным взглядом. Пожалуй, борода  и спокойствие – это единственное, что, на первый  взгляд, отличает его - старообрядца  от обычных мужчин его возраста. Знакомимся и отправляемся в путь. Экскурсия идёт в виде непринуждённой беседы. Меня интересует быт людей этого сурового края , их  взгляды на мир. Я задаю самые неожиданные вопросы. Александр спокойно и обстоятельно отвечает на них, давая пояснения. Мне интересно.
                Тарбагатай – одно из крупнейших старообрядческих сёл Забайкалья. Старообрядцы – это древняя и яркая часть русского народа, которая до сих пор придерживается старой веры, отказавшись от нововведений со времен Петра I.     Заселение Забайкалья русскими, в том числе старообрядцами, происходило в русле российской государственной геополитики, целью которой было закрепление России на восточных рубежах и культурно-хозяйственное освоение этого края. Староверы в эти места были привезены насильственно в 1756 году. Первые старообрядцы обосновались недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай (1765 год), Куйтун, Большой Куналей, Десятниково, Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому впоследствии их стали называть «семейскими». Прошло более 240 лет. «Семейские» Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю, обрели здесь вторую родину.  Они внесли весомый вклад в освоение этого богатого региона.
 По сей день они сохраняют золотой фонд русской культуры. Это отражается в их нравственных устоях, величавости одежды, оформлении дома, росписи утвари и культуре их семьи.
             Взаимоотношения и распорядок в семье регламентировались обычным правом, гражданскими и церковными установлениями. Преобладали равные браки. Глава семьи являлся блюстителем бытового уклада. Домочадцы беспрекословно во всем подчинялись ему, соблюдая жесткие патриархальные порядки. Авторитет хозяйки дома был достаточно высок, но жизнь невесток осложнялась множеством обязанностей, ограниченностью в правах. Важное значение придавалось трудовому воспитанию детей. Старообрядческие семьи характеризовались крепостью и верностью сторон в браке. Разводы были крайне редки. На сегодняшний день вольготности стало больше, не все дети продолжают идти по стопе отцов.
             Старообрядцы, обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общинной сплоченностью и поразительным трудолюбием, через короткое время заслужили признание как лучшие земледельцы, а места их поселения стали житницами края. Выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, а также огородные культуры - капусту, морковь, лук, чеснок, редьку, репу, брюкву, редис, укроп, свеклу, позднее картофель. Животноводство имело подсобное значение.
             Старообрядцы в Забайкалье выделялись своей яркой величавой одеждой, сформировавшейся в XVII - нач. XVIII в. В одежде и женских украшениях использовались бисер, янтарь, жемчуг, дутые бусы, украшения цветами (живыми и искусственными) и перьями птиц (селезня), встречаются украинские и белорусские влияния, заимствования у бурят (доха, меховая шапка (малахай), обувь (унты, пимы). Общерусские традиции сохранялись в покрое зипунов, халатов и шуб. В комплексе  мужской одежды сочетались русская рубаха и штаны украинско-белорусского типа. Семейские любят наряжаться и украшать себя. Особенно ярко это проявляется в праздничном костюме, сшитом из дорогих цветастых тканей: атласа, кашемира, бурсы, канфы, шелка, плиса.
                Пища семейских имела свои особенности, зависящие от постных (среда, пятница, иногда понедельник) и скоромных дней. В посты употреблялась пища растительного происхождения, без яиц, в отдельные дни - рыба. В мясоеды преобладали мясные блюда, щи, супы с мясом, мясо жареное с картошкой, котлеты, каши, саломат, молочные продукты (масло, сметана, творог, простокваша), яйца. Выпекали булки, ковриги, калачи, пироги с рыбой, грибами, с ягодами, с луком, капустой, морковью, творогом, пампушки, хворост. Особой обильностью, своеобразием отличалась праздничная и обрядовая еда (кутья, оладьи, блины, курники, сгибни, каши). Напитки готовили на дикорастущих растениях: иван-чай, курильский чай, бадан, брусничник, березовый гриб (чага), ревень, листья смородины.
                Для семейских характерен культ чистоты духовной и физической. Чистоте помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды, существовали запреты на общение с мирскими (инаковерующими), в еде, питии, любви.
В быту воспитывались эстетические идеалы староверов: представления о красоте и гармонии в природе, разумно устроенной Богом, любовь к иконе, красивому богослужению, красоте и опрятности народного костюма, фольклору, пению. Все это создавало известную гармонию отношений, уверенность в правильности выбранной старой православной веры, обрядов, формировало духовно-психологический комфорт в семье, в общине.
             В Тарбагатае есть свой этнографический комплекс с музеем, где собраны предметы старинного быта, земледелия, старинные денежные купюры, иконы. Для меня экскурсию по музею провёл Геннадий Парфёнович Гусляков – сегодняшний пенсионер, пишущий рассказы о быте села, края, людях и своих впечатлениях о жизни. На память я купила магнитик с изображением Церкви Воздвижения Креста Господня и надписью «Тарбагатай. Русская Древле-православная Кретовоздвиженская церковь освЕщена 27 сентября 2003 года Патриархом Московским и всея Руси Александром». Заметив ошибку в тексте, я решила, что и Патриарх Московский и всея Руси Александр – тоже неверно, потому что я знаю, что Патриарх Московский и всея Руси до декабря 2008 года был Алексий. Но оказывается у старообрядцев свой Патриарх Московский и всея Руси !
              Мы с моим гидом входим на огороженную территорию, где расположены церковь, дом священника, установлен постамент, на котором лежит мраморная книга с надписью: «Горсточку русских сослали
                В страшную глушь, за раскол,
                Волю да землю им дали...
                «Где ж та деревня?» – «Далеко,
                Имя ей: Тарбагатай,
                Страшная глушь, за Байкалом... » Н.А. Некрасов.
           Первые старообрядцы переселены в Тарбагатай в 1765 году.
На второй странице   книги: «Русская Древле-православная Крестовоздвиженская церковь освящена 27 сентября 2003 года Патриархом Московским и всея Руси Александром село Тарбагатай 2 июня 2007 года».  Мой познавательный пазл сложился!
              С крыльца Церкви  открывается вид на ближнюю сопку с полем тёмного цвета , местами блестящим на солнце. Оказывается это огромная площадь покрыта солнечными батареями. В Бурятии 360 солнечных дней в году. Эти батареи старообрядцам помогали устанавливать голландцы. Новые технологии староверы тоже вносят в свою жизнь.
             Постно-рыбный обед в семье староверов. Аккуратная чистоплотная хозяйка накрывает на стол. Я заранее заказала рыбные пельмени. Всё вкусно! Но лучших рыбных пельменей, которые делала моя мама, я больше нигде не пробовала.
             Подарив книгу мой очерк о Сахалине «Моя авантюра» и пообещав написать очерк о моей поездке на Байкал, я отправляюсь в обратный путь. Мне предстоит посетить театр Оперы и балета Улан-Удэ.
              Прихожу в театр на час раньше. Знакомлюсь с музеем театра, обхожу его фойе с колоннами, облицованными зеленым мрамором, рассматриваю мозаику витражей и настенные барельефы. Вместительный зал. Звонок. Спектакль начинается. Опера Джакомо Пуччини «Тоска». Прекрасные голоса, на «бегущей ленте» над сценой перевод оперного текста, понятная постановка. Спектакль идёт только один вечер и это подарок женщинам на 8 Марта. По окончании спектакля на выходе всем женщинам молодые люди дарят живые тюльпаны. И это в холодной Бурятии! Приятно! 
           По возвращении в гостиницу, в баре заказываю 50 граммов коньяка, лимон. Вечер удался! Моё путешествие завершилось! Завтра рано утром вылет домой в Сочи.
           …  Пять часов лёта до Москвы,  опять  четыре часа от Москвы до Сочи- военная операция на Украине продолжается,  и  я дома. Пью чай с  бурятской травой саган-дайля и благодарю Всевышнего за состоявшееся путешествие в это сложное время , за особый заряд энергии, который, надеюсь, позволит спокойно и разумно воспринимать сегодняшний мир.