Хроники актрисы

Лена Марковская
Хроники актрисы
Роды состоялись!
2 мая 2021 год. Праздник праздников. Пасха. По благословению митрополита Алексия Молодежный Православный Театр «Белая Птица» пригласил зрителей на спектакль по пьесе Евгении Киселевой «Рай». В праздничный день были запланированы два показа. Театр представлял два состава актеров. Второй состав должен был именно в Пасху народиться на свет Божий.
На протяжении последних четырёх лет я несколько раз смотрела постановку «Рая» в «Белой Птице» как в качестве зрителя, так и уже будучи актрисой театра. С каждым просмотром получала новые и глубокие эмоции. Актерский ансамбль был великолепный, все играли слаженно, на одном дыхании.
И вдруг удивительное предложение от режиссёра Марины Глейх: а не замахнуться ли мне на главную героиню спектакля «Рай» - Веру Львовну? Сейчас я уже понимаю, что всё было не «вдруг», а сама жизнь диктовала появление дублёров у основного состава.
И вот работа началась. Времени на раскачку не было, до показа оставался месяц! Выучить слова, запомнить и присвоить себе мизансцены, вжиться в образ, наладить отношения с партнёрами по сцене и прочее. Но самое главное - создать запоминающийся для зрителя образ, не подвести театр, быть не хуже первой исполнительницы этой роли в нашем театре, Ксении Бондарчук.
Режиссёром была поставлена задача «почувствовать» героиню сердцем и душой. Сделать её смешливо-нервозной, немного несуразной, но милой. Пробовала и так, и эдак, не всё получилось сразу, но в этом и есть чудо творчества… - главное искать и не сдаваться. И произошло полное доверие актёра и режиссёра друг другу. В сотворчестве нашлись невероятные решения. Я счастлива, что путём проб и ошибок была «создана» моя Вера Львовна! И она мне нравится. Я её люблю, оправдываю, жалею, переживаю за неё.
Во время индивидуальных репетиций я увидела, какая колоссальная работа у режиссёра, и поняла, что это, как правило, трудоголики и люди с полной самоотдачей, и по-другому жить они не могут. Их цель: донести сначала до актёра, а через него уже и до зрителя свой замысел, личностную позицию к той или иной проблеме, адаптировать пьесу под своё видение и мироощущения или написать свой авторский сценарий, соблюдая и сохраняя драматургические каноны, кропотливо и филигранно работать над мизансценами, думать о технических составляющих спектакля, направлять актера и психологически его поддерживать - создавать условия для творческого перевоплощения и глубокого прочтения роли, и многое-многое другое.
Музыкальное и световое оформление спектакля на плечах художественного руководителя театра, Елены Садовниковой - это особое искусство, придающее действу выразительности, гармоничности, помогающее прочувствовать как зрителю, так и актеру каждый «проживаемый» на сцене момент. Это нужно не только уметь, но и чувствовать!
Вернёмся к Вере Львовне. Общих репетиций было мало, так как все артисты - любители, кто работает, кто учится…, поэтому подбирала интонации, движения, учила реплики и отрабатывала все возможные психологические и технические моменты дома, на улице, в машине... и даже во сне (мои домочадцы набрались терпения - спасибо, родные). Абсолютно всё (вплоть до мелочей в костюме героини, аксессуаров, необходимых для каждой из мизансцен, над мимикой велась особая работа) - всё обсуждалось и согласовывалось с режиссёром на репетициях и по телефону.
Итак, последняя неделя перед премьерой: моя готовность к выступлению примерно 80% (остальные 20 спрятались от волнения)... Напряженные репетиции в театре почти каждый день, проработка отдельных сцен, поиск «фишек», «изюмин», «плюшек», способных ярче раскрыть образ моей героини... Кстати, про плюшки - их за время репетиций и выступлений было съедено мною и партнёром по сцене на дцать лет вперёд, один из эпизодов спектакля тому подтверждение!
Накануне премьеры состоялся генеральный «прогон» спектакля, после которого режиссёр и художественный руководитель озвучили, что второй состав готов к показу!!!
И вот он - долгожданный день. Еще и такая ответственность – Пасха. Более 150 зрителей пришло в конференц-зал Епархиального управления на просмотр двух спектаклей. В 11:00 часов играл основной состав, а в 14.00 на сцену вышел второй состав, для которого это была премьера. Всё удалось!
Я уверена, что трудились в эти часы все: и артисты, и зрители, ведь не зря Николай Заболоцкий писал…
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь!
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Зрители были тронуты постановкой, и после просмотров поделились своими мыслями и впечатлениями.
Я выражаю благодарность режиссеру театра Марине Глейх и художественному руководителю Елене Садовниковой за возможность сыграть роль Веры Львовны, за оказанное доверие. Этот опыт в моей актёрской жизни бесценен. Отдельное спасибо каждому участнику второго состава «Рая» за ваше мастерство, искренность, желание трудиться, за слаженность, понимание, чувствование партнера по театральной площадке, с каждым из вас работать - настоящее удовольствие! Вот они мои герои и любимые люди: Егор Баженов, Лизавета Голобродская, Глеб Худяков, Николай Филимонов. Благодарю Ксению Бондарчук, исполнительницу роли Веры Львовны (первый состав), за искреннюю помощь в работе над моим образом, за умение поддержать в трудную и ответственную минуту. Это по-дружески, по-человечески…, это по-христиански.
Жизнь после родов...
16 мая по благословению митрополита Алексия Молодёжный Православный Театр «Белая Птица» вновь пригласил зрителей в Конференц-зал Епархиального управления на спектакль «Рай».
Как показывает жизнь, выносить и народить на свет Божий - это половина дела, надо ещё воспитывать, взращивать, укреплять и обогащать детище в духовно-нравственном развитии и не только! Это касается как человека, так и сценического, театрального образа героя. Чем и занимаемся! С каждым выходом на сцену и во время репетиций, конечно же, происходят инсайты, привносящие в образ героев и сам спектакль что-то новое, необыкновенное. Как растущему организму после появления на свет нужна «подпитка» и энергия, общение, социализация, воспитание, так и роль нуждается в этих важных факторах.
Чтение соответствующей литературы, просмотр фильмов, тренинги по актёрскому мастерству, наблюдение за окружающими людьми, желание освоить новое для себя дело (вокал, танцы, пластика, акробатика, флористика…, список можно продолжать бесконечно) - все это будет лишь в помощь для получения качественного и интересного результата на сцене! Это «подпитка» и энергия!
«Воспитателями» в процессе «взросления» роли являются режиссёр и художественный руководитель! Они с любовью и профессионализмом направят, наставят, «причешут», украсят и снаружи, и внутри, духовно обогатят для того, чтоб в социуме - на сцене перед зрителями - образ героя (посредством актёра) быстро адаптировался и нёс свою миссию с честью, достоинством, ярко и увлекательно!
И чем дальше, тем глубже, осмысленней и проникновенней! Об этом свидетельствуют многочисленные зрительские отзывы после каждого выступления театра.
Когда я пришла в театр - моя жизнь в корне изменилась! Я бы даже сказала не только моя, но и всего моего ближнего окружения! Ведь «Белая птица» это особенный театр, где можно получить не только эстетическое удовольствие во время просмотра в качестве зрителя или игры на сцене, но и духовное насыщение, вдохновение, желание жить лучше, чище, добрее, светлее! И радостно, что двери театра открыты для каждого: актёр ли ты, зритель, или просто мимо проходил! Спасибо Вам!!!
PS: В июне 2021 года состоялись двухдневные гастроли театра со спектаклем «Рай» в Курганской области. Оба состава представили в разных населенных пунктах перед публикой своё мастерство и пообещали зрителям приехать вновь вскоре с выступлением! На сегодняшний день на театральной сцене я уже пять раз сыграла Веру Львовну! Она теперь уже по праву МОЯ и отличается от всех других моих ролей. Я её выстрадала и родила. И, поверьте, это - счастье! Это моя новая победа над собой, над обстоятельствами! Это моя Жизнь вопреки всему!