Методы троичных омограммы, анаграммы, лайт-омограм

Наталия Лунева
В поисках новых художественных средств мне пришла в голову мысль, что, отталкиваясь от метода омограммы, можно найти новые её разновидности. Я назвала этот метод троичной омограммой: каждая из обеих строк омограммы делится на три равных части, они в свою очередь разбиваются в три строки таким образом, чтобы совпадали: одна часть текста — в первой и второй строках, другая часть — во второй и третьей и третья часть — в третьей и первой (в начале, в конце, в середине или несколько повторений в разных частях строк).
Если первую и вторую части не перемешивать, то возможны следующие комбинации: 1) АБ ВА БВ, 2) АБ ВА ВБ 3) АБ ВБ АВ, 4) АБ ВБ ВА, 5) АБ АВ ВБ, 6) АБ АВ БВ, 7) АБ БВ АВ, 8) АБ БВ ВА.
Первый вариант представляется наименее интересным, так как ввиду полного повтора получается обычная омограмма, записанная в три строки, чаще всего со стыком на полслова:

лет а м и   р о к  —
НЕ  БАлет
а   м и р о к  НЕБА

Подобные анаграммы встречаются у Германа Лукомникова, записанные, как правило в одну строку («сто нас (не густо) на снегу»). Тем не менее, написание в три строки — интересный вариант написания омограммы.
Следующие три комбинации будут представлять собой анаграммы и иметь некоторое сходство с миниграммой, но меняться местами будет не две буквы, а блоки букв:

очи  ли   н а м
ПО  ВОЛ н а м
ПОВОЛочили

— Строки выстроены по схеме: АБ ВБ ВА.

Последние четыре комбинации кажутся наиболее интересными, так как тут абсолютно обосновано написание троичной омограммы в три строки:

сле т е л а
ЗА   т е л а;
слеЗА

— Строки выстроены по схеме: АБ БВ АВ.
Троичные омограммы наиболее интересны в коротких вариантах, так как менее видна омограммность. Но длинные тоже возможны:

у  стола  ве т р а   в ы н е с   к р о й.
т р а в ы   н е  с к р о й.  ДАНО:  ВЕСТИ  ШИНЫ
уст  о  лаве.  ДА,  НО  НАВЕС  ТИШИНЫ.

— Строки тоже выстроены по схеме: АБ БВ АВ.
Любопытны варианты при смешении букв повторяющихся частей:

сок, а тает —
соНАта
каНАет

— Строки выстроены по схеме: А-Б А-В Б-В. Совпадающие буквы СО и ТА (А-элемент) — в первой и второй строках, НА (В-элемент) — во второй и третьей строках разбивает А- и Б-элементы, КА и ЕТ (Б-элемент) — в третьей и первой.

перелетела
НА реЧИ теСТА.
пеНА, леЧИ! — СТАла.

— Строки выстроены по схеме: А-Б А-В Б-В; где все элементы перемешаны.
По аналогии с троичной омограммой будут выстраиваться троичные анаграммы, но совпадающие буквы могут иметь любой порядок. При этом актуальными будут лишь четыре комбинации из восьми: АБ А1В В1Б1, АБ А1В Б1В1, АБ Б1В А1В1, АБ Б1В В1А1.

сверкав ноте,
река свЕТЛА
в тоне ТЕЛА

— Строки выстроены по схеме: АБ А1В Б1В1.

Можно попробовать перемешать в одной, двух или во всех строках повторяющиеся буквы:

во сне и наяву,
наВИ увяЖУ
и ВИЖУ не сов

— Строки выстроены по схеме: АБ Б1-В А1-В1, где во второй и третьей строках элементы перемешаны.
В троичных лайт-омограммах некоторые буквы (как правило, гласные) могут не совпадать:

завершаю песню
за вершиНАМИ
по сини НЕМОЙ

— Строки выстроены по схеме: АБ А1В Б1В1. В первой и второй строках совпали буквы З, А, В, Е, Р и Ш, во второй и третьей — только согласные Н и М, в третьей и первой — только согласные П, С и Н.
В троичных лайт-анаграммах сложно добиться того, чтобы форма ощущалась на слух:

дико мела метель —
ВЫНУ СЕБЕ мелодику,
В НЕБЕСАХ моя тень

— Совпадающие буквы Д, И, К, М, Е и Л — в первой и второй строках, В, Н, С, Е и Б — во второй и третьей, М, Е, Т и Ь — в третьей и первой. Предполагаю, что такие неполные и перемешанные повторы не только на слух не воспримутся, но и в тексте это будет выглядеть незаметно.
В заключение хочу отметить, что для авторов, увлекающихся комбинаторикой, наиболее интересно будет обратиться к методу троичной омограммы, так как её форма достаточно наглядна и близка традиционной омограмме. Помимо этого, её и другие троичные формы можно использовать в контексте более развёрнутого текста.