48сб. Авиация, накануне юбилея

Ольга Варлашова
Немного истории.
9 февраля 1923 года. В СССР появляется пассажирская авиация

   9 февраля 1923 года в СССР появился Совет по гражданской авиации — с помощью него в Советском Союзе планировали организовать регулярные авиаперевозки.
   
   Теперь 9 февраля считается днём появления пассажирской авиации (в 2023 году она будет отмечать первый 100-летний юбилей)

  Самолеты в то время были новейшей отраслью, одной из главных технических новинок. Первая мировая война внесла огромный вклад в развитие авиации, но одновременно отсрочила появление гражданской авиации в Европе. Поэтому пионерами пассажирских авиаперевозок стали американцы — первую регулярную пассажирскую линию открыли в США в 1914 году, в штате Флорида.

Европейцы вернулись к идее перевозок пассажиров по воздуху только после окончания конфликта. Первой международной линией в 1919 году стало направление Париж — Брюссель. В России в это время шла Гражданская война.

Первая авиалиния в молодом советском государстве появилась в 1922 году, это был маршрут Москва — Смоленск — Кенигсберг — Берлин. Самолеты летали нерегулярно, обычно возили только почту, но иногда на борт брали и госслужащих. Аэродром располагался прямо на Ходынском поле.

Полноценная пассажирская линия появилась 15 июля 1923 года: начались рейсы по маршруту Москва — Нижний Новгород. Одновременно родилась организация, ставшая предтечей «Аэрофлота» — общество добровольного воздушного флота «Добролёт».

Дело происходило во времена НЭПа, и «Добролёт» был акционерным обществом. В Советском Союзе авиаперевозки пользовались куда меньшим спросом, чем в Европе, как по политическим, так и по географическим причинам. К примеру, немецкая Lufthansa за первые 8 лет работы перевезла миллион пассажиров, а советская авиация — 50 тысяч.

   Основу воздушного парка первоначально составляли немецкие машины Junkers F.13. Это был первый в мире самолет, специально разработанный для пассажирских перевозок. Он имел отапливаемый пассажирский салон на 4 человека и мог развивать скорость до 150 километров в час.
Постепенно «Юнкерсы» на внутренних авиалиниях вытеснили самолеты Калинина — самой трагической фигуры среди всех советских конструкторов. Калинин создал К-4 и К-5, ставшие основой советского авиапарка на целое десятилетие.

   К-4 по своим характеристикам не сильно отличался от немецкого конкурента, зато был значительно дешевле. Существовали разные модификации: грузовая, пассажирская, почтовая и даже санитарная.
   Главным советским самолетом в эту эпоху стал К-5 — усовершенствованная версия предшественника. Эта машина могла брать на борт уже 8 пассажиров и развивать скорость до 200 километров в час.


Cамолет Калинина К-5 (на фото)

Константин Калинин стал родоначальником советской гражданской авиации. Однако его имя практически неизвестно.
Дело в том, что Калинин имел опасное происхождение и неправильную биографию: он был офицером царской армии, возглавлял авиаотряд на Румынском фронте и некоторое время числился командиром авиаотряда УНР.

Когда в авиационной отрасли начались репрессии, у кого-то из его коллег нашлись могущественные заступники, у кого-то; безупречная пролетарская анкета, а у самого конструктора не было ни того, ни другого.
Калинина на всякий случай расстреляли за антисоветскую деятельность и вредительство в авиации.
22 октября 1938 года, в подвале внутренней тюрьмы воронежского НКВД, Калинин был убит выстрелом в затылок.

Вскоре его самолеты вытеснил Ли-2, копия американского самолета Douglas DC-3, производившегося в СССР по лицензии. Ли-2 оставался основой гражданской авиации до послевоенных лет.

С окончанием НЭПа всех советских авиаперевозчиков объединили в одну государственную компанию, которая получила название «Аэрофлот».

После войны советская гражданская авиация развивалась в общемировом контексте с одной отличительной особенностью — до развала СССР «Аэрофлот» оставался одним из немногих европейских авиаперевозчиков, летавших исключительно на самолетах местного производства.

      В ЧЕСТЬ 99-ой годовщины появления пассажирской авиации в СССР и РФ
    СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН ПРОФЕССИОНАЛЬНО С ЭТОЙ ОТРАСЛЬЮ!
  УДАЧНЫХ ВЗЛЁТОВ ВАМ И МЯГКИХ ПОСАДОК! СЧАСТЬЯ, ЗДОРОВЬЯ, БУДЬТЕ УСПЕШНЫ!!!