От этимологии слова до конкретных решений в сфере

Юрий Румяный
Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия добродетели (свт. Василий Великий, 9, 318).


Наш русский язык является богатейшим источником знания и мудрости. Так Словообразовательный словарь русского языка (Тихонов) содержит около 145 000 слов. Словарь современного русского литературного языка (Большой академический словарь) — ок. 150 000 слов. В словаре Даля содержится около 200 тыс. слов, из них 63—72 тыс. это общеизвестные в XIX веке слова, не попавшие ранее в другие словари.
Сколько слов знаем мы из всего этого богатства? Еще важнее, как мы их понимаем и чувствуем в нашем современном мире.
Вот, к примеру, слово «духовность», вроде бы понятно, а попытаешься объяснить и возникнут трудности. В педагогическом словаре духовность определяется следующим образом: «Духовность - 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия на благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом» [1].
Отметим, что первые два определения не дают абсолютно никакой конкретики. Возникает вопрос, о каких человеческих ценностях идет речь, если по дарвиновской теории человек произошел от обезьяны? Ориентированность личности на благо окружающих также выглядит размыто, так как здесь идет некий поиск нравственных абсолютов. Кто-то может начать поиск с образа одного из родителей (прим автора, возможно, для которого присущи отрицательные черты характера или поведения), зомби (прим автора, как это очень часто пытаются копировать дети), кумиров в лице неких «звезд» и «королей». Понятие благо для окружающих также относительно, так как не дает точных последовательных действий, что нужно сделать. Это два очень длинных и возможно ошибочных пути для становления личности. Все ценности достигаются методом проб и ошибок, и посредством частых глубоких внутренних душевных переживаний. Здесь следует понимать дисгармонию внутреннего мира человека, то есть, несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо.
Третье определение относит читателя к вопросу поиска образа Бога, что раскрывается в полной мере в христианском учении: в любви, добродетелях, созидании мира. Более того – это готовый образ для ребенка, к которому следует стремиться. Именно, готовый образ, то есть по этимологии этого слова конкретное представление о ком-то. Английский педагог и философ Д. Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится. Французский философ К.А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития… . В Сухомлинским – педагогом-практиком утверждалось следующее правило: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». Во многом слова Родина в нашем сознании, так или иначе связана с традициями. Исконные традиции за тысячелетнюю историю Руси непосредственно связаны с православием, что по-прежнему проявляется в таких праздниках, как, например, крещение. Имя Бог находит свое отражение в официальном гимне Российской Федерации, а это означает, что ребенок должен познавать Бога и понимать конкретное значение данного слова (Хранимая Богом родная земля).

От слова образ исходит такое понятие, как образование, то есть образование личности. ВУЗ, Школа и детский сад – это образовательные учреждения. Если духовность касается вопроса воспитания дошкольников, то Федеральный государственный образовательный стандарт, говорит нижеследующее:
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 5 задач программы ФГОС). Ключевым аспектом в данном отношении является формирование духовно-нравственных ценностей.
Практически те же аспекты касаются сферы деятельности средних образовательных учреждений.
Полагаем, что из подобных целей и задач должна создаваться совместная с образовательными учреждениями и РПЦ образовательная среда, чтобы на чистый лист, то есть на личность ребенка влияли готовые положительные образы, в частности образ Иисуса Христа. Основными векторами движения в направлении гармоничной личности должны стать 10 заповедей. Возможно, создание совместных образовательных программ на базе ФГОС с учетом всех требований и рекомендаций.






1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Кождаспирова, А.Ю. Кождаспи-ров. М.: Изд. центр «Академия», 2000.