Знание - сила!

Виктор Грачёв 2
Вернёмся в 1973 год. Такого города, как Сосновоборск тогда ещё не было. Ну, буквально, чистое поле. Но затевался строительством завод автоприцепов для КамАЗов.  Понятно строилось и жильё, и предполагалось, что очередь на него там будет покороче. Вот я и обратился в уже существующую дирекцию о приёме на работу, именно на завод, а не в строительную организацию. Но там ещё всё было «сырым», не было ещё утверждённой структуры завода, штатного расписания и тп. Приходилось ждать, вот я и работал грузчиком на овощной базе, чтобы малость витаминизироваться, а потом перешёл на шиферный завод. Хотел тоже грузчиком, чтобы малость поднакачаться, заработки у них там были приличные, до 500 рублей в месяц доходило, но увидев мои документы,  и узнав, что я ещё не закончил институт, в отделе кадров сказали, иди, мол, электриком, (и взяли по 5–му разряду), а грузчиком ещё поработаешь. И, как в воду смотрели, пришлось.
     И тут я должен поведать о том, что любое дело без обучения человек делает неправильно, это обстоятельство и сделало его человеком, поскольку человек вынужден учиться(спасибо Господи).     Всякий труд имеет квалификацию, определённые навыки, опыт и мозги, конечно, которыми необходимо дорожить и использовать по мере необходимости.
         Случилось так, что эти грузчики, решив, что платят им всё же маловато, или еще, что-то там, не знаю, но факт тот, что они всем составом не вышли на работу, забастовали.
         Тогда руководство завода принялось срочно комплектовать бригады из обслуживающего персонала, ну там электрики, механики, сантехники и тп, чтобы поочерёдно использовать на погрузке шифера в крытые вагоны, обещав платить им дополнительно по расценкам  погрузки, это кроме зарплаты по основной специальности.
         Ко мне подошел пожилой мужчина и предложил работать с ним в паре, поскольку я подхожу ему по росту, по сложению и по уму тоже, уж не знаю, как он это определил. Раньше он какое-то время работал грузчиком, а теперь с возрастом перешёл в обслугу.  Я согласился, у него был опыт, и он подсказывал, когда и поскольку брать листов, как брать, как приложить к ноге, распределяя тяжесть, как передохнуть и тп. 
     Погрузка в крытый вагон заключалась в следующем:
В цехе листы шифера сложенные в пачки ставились краном на тележку, которую уже мы по рельсам выкатывали за цех прямо к рядом стоящему вагону. Ни какого погрузчика, ничего, просто голыми руками (брезентовых рукавиц на вагон на двоих было положено четыре пары, но их не хватало), надо было перетаскать шифер в вагон и вновь уложить там плотно в стопочки, высотой побольше  стандартной раза в два. 
       На одну сторону цеха вывозили и грузили в вагон мы вдвоём, а на другую механики бригадой в четыре человека. За смену мы погрузили два вагона, а механики, которые были поздоровее нас, только один, причём изорвали руки в кровь и больше на погрузку не выходили. Ну, вот получается, что если судить только по одному дню, то производительность труда у нас была в четыре раза больше, а если учесть, что они больше не смогли выйти на погрузку, то и более того.  А мы работали ещё несколько дней, пока забастовщики не вернулись. Мы заработали не плохих денег, которые сразу выдавали после смены. Штрейкбрехеры получается, но речь-то о том, что техника, мозги и опыт нужны даже для простого физически тяжёлого труда. 
                Ещё один пример: уже работал в цветной металлургии, на праздник «День металлурга» устраивали коллективный организованный отдых: ездили на природу, купались, жарили шашлыки, выпивали, а главное устраивали всевозможные соревнования. Вот по поднятию штанги я и победил, хотя был молодой (лет 25), нетренированный, а против меня на последних весах остались матёрые, самоуверенныё мускулистые шкафы из начальства. А фокус в том, что я в молодости, то есть ещё лет в 16 ходил на тренировку со штангой, где нам чуть-чуть объяснили и показали технику. Всё, этого было уже достаточно, что бы победить, что я и сделал. Надо знать маленькие хитрости по возможности в разных областях, и будешь везде свой.