Что для христианина Родина?

Юрий Румяный
Что для христианина Родина?

Вопрос отношения к понятию Родина достаточно спорный. Ответ на него зависит от мировоззрения человека. Одна группа людей под родиной понимает землю, которая их вскормила. Другие считают, что родина это лишь границы участка в его собственности. Третьи полагают, что родина там, где им живется хорошо, то есть здесь и сейчас. Последние покидают пределы своего Отечества и ищут свое «счастье». Полагаем, будет уместно поискать ответ на данный вопрос во многих аспектах нашего бытия. Суть в том, что в самом начале нет четкого понимания, а лишь есть некоторые узкие размытые контуры.
Здесь важно разобраться с этимологией (происхождением) слова. Слово родина, является общеславянским, производным от слова «род» (то есть семья). Именно, «род» является корнем в этом слове. Далее следует привести однокоренные слова: родина, народ, роженица, родственники, родиться, возрождение, зарождение и т.д., и т.п. Иными словами, Родина включает всю эту массу терминов.
Если мы предаем Родину, то предаем род, в том числе и предков, могилы которых находятся на этой земле, а также родственников и все остальное, что носит корень «род». Если мы оскорбляем своего родственника, то мы оскорбляем корень «род», то есть и Родину. Если мы не хотим общаться со своими родственниками ввиду гордости или своих заслуг, то мы не хотим общаться со своей Родиной. Если мы не убираем и не посещаем могилы своих предков, значит, мы не любим свою Родину. Если мы не молимся за усопших, то не молимся и о Родине своей. Если мы любим Родину, значит, мы любим и все это.

Два чувства дивно бли;зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога Самого;,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.


Как замечательно подмечает эту любовь А.С. Пушкин. Вот оно торжество любви к Родине. В этой любви и заключается духовная пища, которая нужна нашему сердцу и которая нас питает подобно древу.
К сожалению, современная молодежь не понимает этого, что характеризуется не знанием собственных корней. Как правило, в общении они помнят своих мам и пап, бабушек и дедушек. А дальше? Может ли в таком случае быть искренняя любовь к своей земле? Однако, сегодня у них есть возможность разыскать своих родственников до пятого и даже до седьмого колена и поливать эти корни своей любовью к отеческим гробам. Важно собрать информацию и на это есть интернет-ресурсы, архивы и т.д.
Когда мы открываем Евангелие от Матфея, то в главе 1 читаем родословную Иисусу Христа, где перечислено множество предшествующих колен: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова и т.д.. Все имена были в памяти этого рода, в их сердцах. Мы знаем, где Иисус родился (в каких землях), что подчеркивает важность этого места для каждого человека.

Протоиерей Сергий Правдолюбов говорит следующее:
Бог прежде всего, всегда и во всем. И заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Так почему надо делить любовь к Богу и любовь к Отечеству, веру и чувство, которое делает нас патриотами? Это всё единое, но единое как части единого целого. Но никак нельзя проводить разделение между Богом и между Отечеством! Отечество без Бога – это уже, прости Господи, не Отечество! Это уже не наше, не русское, не национальное! Пусть дробится множество других идей, но у нас, у русских людей, всё очень просто: Бог, Отечество и любовь к своему Отечеству никак не делятся. На первом месте всегда и во всем Бог, потом и Отечество – за то, что оно наше Отечество, Отечество многострадальное и Отечество мученическое. И что тут делить?

Как замечательно отзывается по этому вопросу иеромонах Иларион (Резниченко):
– Патриотизм (прим. автора, то есть любовь к родине) на самом деле очень просто проявляется: не плевать на асфальт, не мусорить, не ломать вокруг предметы, не материться, не ругаться с окружающими, заботиться о том, что вокруг тебя. Вот это патриотизм, именно в таких маленьких масштабах. А кричать лозунги, абстрактно любить Россию, петь песни, при этом живя в хамстве и грязи, – это иллюзия, а не патриотизм.
А что требует от нас Евангелие? Не того ли требует Христос, когда просит видеть в человеке образ Божий? И вот тут оказывается, что настоящий патриотизм – это жить в своей стране по Божиим заповедям, а не просто красивая идеология, вселяющая гордость. И если человек идет Христовыми путями, он защитит слабого и даже умрет за ближнего, и начнет созидать, и не позволит разрушать – для этого громких лозунгов не нужно.

Таким образом, следует сделать вывод, что Бог, Родина и любовь – это одно целое, которое должно работать, как единый механизм в каждом русском человеке и в самом широком смысле этого слова.