Птица Феникс - 12

Аристарх Басаргин
/Репродукция картины В. М. Васнецова «Варяги»/ 
             
ИМЕНА, ДАТЫ, СОБЫТИЯ

                Сказанное - вымысел,
              Писаное -  истина.
                NN               

~~~~~~
  «Откуда есть пошла земля Русская?» – вопрошал ещё в начале XII века русский летописец Нестор. Упомянул он, что было время, когда по всей Европе был «род един и язык един».
И не случайно немало общих корней имеется в языках славянских народов и в санскрите – древнейшем языке Индии.
Ответить на вопрос летописца – значит, понять исторические корни русского и других славянских народов, выявить их место на древней географической карте, понять их взаимоотношения с другими европейскими народами.
Восточные славяне жили племенными союзами, каждый из которых имел свою территорию и главный «град» – укреплённое городище, в котором собиралось общеплеменное вече – народное собрание, производился суд, а также размещались святилище и торг. В случае военной опасности в городищах могли укрыться общинники, что обитали в неукреплённых деревнях.               
Как известно из летописей, для установления мира и покоя ссорящиеся племена пригласили варяжских князей.
 «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси...» – сказано в «Повести временных лет».

С приглашенного славянами варяжского конунга Рюрика и начинается династия первых русских князей – правителей Древней Руси. До летописца дошло мало преданий о его княжении, известно лишь, что он построил крепость на Ладоге, где и поселился.
По заключению Е. А. Рябинина, «самые первые археологические раскопки в России были произведены в начале XVIII века в окрестностях Старой Ладоги - первой летописной столицы Древней Руси». С помощью дендрохронологии установили дату её рождения – 753 год.  Возможно, город этот был самым древним во всей Восточной Европе.
Но даже если принять за год основания его Рюриком 862, как указано в летописи, то правильнее было бы назвать Ладогу градом удельного княжества Рюрикова, а не столицей Древней Руси. Вполне вероятно предположить, что единовременно с ним правили в иных землях славянских другие князья варяжские и вожди славянские.
Начало русской истории может представляться удивительным и беспрецедентным случаем: славяне добровольно отказываются от древнего народного правления и призывают государей от иноземных варягов. То есть, власть их утвердилась с общего согласия граждан. Но, по пояснениям Н. М. Карамзина “Варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость”.
Видимо, люди заключили, что новая форма правления сулит и некоторые выгоды, благодетельные для народа: торговые, ремесленные, военные…
Призвание варягов не прошло бескровно: бояре славянские, недовольные передачей власти чужеземцам, возмутили народ, обольщая его прежней независимостью, вооружили его против норманнов и выгнали их, “но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну зол междоусобия”.
Вот тогда-то нужда в благоустройстве и тишине повелела забыть гордость и потребовать властителей от варягов.
Очевидно, военную элиту русских княжеств того исторического периода нередко составляли варяги, соседи неспокойные и в военном деле весьма умелые. И правление удельных князей варяжского происхождения могло быть довольно распространенным явлением. То ли призывались они, подобно Рюрику, то ли своевольно захватывали власть, но, во всяком случае, в ряде городов исторически засвидетельствовано правили варяги.
В Полоцке, например, правил Рогволод с сыновьями.
“…Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке”, – повествует летописец.

Когда, после взятия Царьграда, Олег отправляет своих послов к царям греческим Леону (Льву) и Александру с желанием утвердить мир с греками, то имена бояр его были явно не славянского происхождения: “Мы от роду русского, Карл Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, великим князем русским, и всеми сущими под рукой его, светлыми боярами, к вам, Льву, Александру и Константину (сыну первого), великим царям греческим...”
Но, при всем том, договор был писан на греческом и славянском языках. Условия мирные надлежало соблюдать и грекам, и варягам, но первые не знали языка норманнов, а славянский был известен и тем и другим.
Варяги уже около пятидесяти лет жили в Киеве. Сверстники Игоревы, рожденные между славянами, без сомнения говорили языком их лучше, нежели скандинавским. С другой стороны, при дворе и в войске греческом находились издавна многие славяне. В восьмом веке один из них в сане патриарха управлял церковью. Любимцами императора Александра были два славянина, именем Гаврилопул и Василич: последнего он даже предполагал сделать своим наследником.
Но, так как между именами четырнадцати бояр, посланных Олегом для заключения соглашения с греками, нет ни одного славянского, очевидно, что окружали первых государей и пользовались их доверенностью преимущественно варяги.
              Сохранилось предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу, пришёл к Ильменю, срубил город над Волховом, прозвал его Новгородом и сел тут княжить.
Это показывает, что Новгород был основан Рюриком.
Так на Руси началась важная деятельность русских князей - построение городов.

Итак:

РЮРИК
Рюрик (830)-879гг. – согласно летописной легенде, начальник варяжского военного отряда из племени Руси, призванный ильменскими славянами вместе с братьями Синеусом и Трувором княжить в Новгороде (862г.). Основатель династии Рюриковичей. Столица его княжества была сначала в Старой Ладоге, а с 865г. – в Новгороде. 
Супруга – Эфанда, княжна урманская. Сын – Игорь.
Как повествуется автором “Повести временных лет:
“И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор, – в Изборске”.
В Ипатьевской и Радзивиловской летописях содержится иная информация: ступив на новгородскую землю, братья первым делом срубили город Ладогу (ныне – Старая Ладога). В нем и стал править Рюрик, и лишь спустя несколько лет он перебрался в Новгород.
Возможно, легенда о братьях Рюрика возникла в результате механического перевода скандинавского текста летописи: “… именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые и родом и делами, согласились принять власть над людьми” …и сия земля была названа тогда Русью по имени князей варяго-русских.
Историк Лев Гумилев полагает, что явился варяг Рюрик отнюдь не с братьями своими Синеусом и Трувором, а с Sine hus - его родственниками и Thru voring – дружинниками.

 Или как пишет уже Николай Константинович Рерих: “После обращения к варягам, в славянские земли прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором, что по толкованию северян, – значит: «конунг Рурик со своим Домом (син хуус) и верною стражею (тру вер)».
Существует и иная версия истории появления родоначальника династии Рюриковичей, правивших огромной страной на протяжении 750 лет. Известный русский историк Татищев (1686-1750) пересказывает текст Иоакимовской летописи, писанной новгородским епископом Иоакимом (?-1030) и, к величайшему сожалению, до нашего времени не сохранившейся. Согласно летописи, некий славянский вождь Буривой “имел тяжкую войну с варягами и, многажды их побеждая, владел всей Бьярмией, то есть Корелиею до реки Кюмени, напоследок же при сей реке был побежден и, все почти войско потеряв, ушел в город Корелу и тут умре, а по нем наследовав его сын Гостомысл”.  Отсюда следует, что сын Буривоя Гостомысл, князь новгородский – является родоначальником русского народа. Гостомысл и призвал на княжение в Новгород варяжского конунга Рюрика.
Существует и предположение, что овеянные славой братья неверно названы варягами, а в действительности являются вождями из славянского племени Рус, проживавшем на территории Скандинавии рядом с варягами. В IX веке оно обитало на берегу Ботнического залива в районе нынешнего шведского города Остхаммари. И само имя Рюрик по-древнерусски означает сокол, Синеус – синий (то есть – седой) ус, а Трувор – турий рог. 
Однако оспаривание существования легендарных исторических персонажей не является целью поэмы и, следуя общепринятой исторической версии “от Нестора”, согласимся с тем, что они все же могли существовать:

– ТРУВОР (?)-864гг. – легендарный князь, правивший в Изборске, брат Рюрика. 
– СИНЕУС (?)-864гг. – легендарный князь, правивший в Белоозере, брат Рюрика.
Согласно летописному своду “Истории о славянском народе и зачатии Новгорода”, родоначальник династии русских царей умер в 879 году и похоронен в городе Кореле. Сказано: Ходил князь великий Рюрик с племенником своим Олегом воевати лопи и корелу.  Воевода же у Рюрика Валет.  И повоеваста и дань на них возложивша… Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле, княжил лет 17, у него же остался князь Игорь млад, 17-ти лет”.   
А в “Повести временных лет” говорится: “В год 6387 (879) умер Рюрик и, передав княжество свое Олегу – родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал”.   
               
~~~~~~
РЮРИКОВИЧИ

  Рюриковичи – династия русских князей, в т.ч. великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей кон. 9-16 вв., считавшихся потомками Рюрика. Последний Рюрикович - царь Федор Иванович. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до начала 20 в., потомки удельных князей.

АСКОЛЬД и ДИР

Аскольд (?)-882гг. – древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград. Убит князем Олегом. 
По происхождению, вероятно, - Варяг-русин.
Дир (?)– 882гг. – древнерусский князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве. Убит князем Олегом.  Возможно, один из славянских вождей. 

КНЯЗЬ ОЛЕГ

       Олег (?)-912гг. – древнерусский князь. Прибыл на Русь вместе с Рюриком. После смерти Рюрика стал опекуном и воспитателем его малолетнего сына Игоря. Правил с 879г. в Новгороде, с 882г. – в Киеве.
В 907 совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Прославился отвагой и военными победами. Получил прозвище “Вещий”, то есть мудрый.   
Итак, по смерти Рюрика власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег.
Вернее, “Хельги” являлось не просто именем, а титулом скандинавских вождей, означавших одновременно “колдун” и “военный вождь”.
Олег, возможно, был родным братом жены Рюрика. Править стал он в виду того, что прямой наследник
Рюрика Ингвар (Игорь) был “детескъ вельми” (очень мал), да так увлекся правлением, что обресть власть княжескую Игорь смог только после смерти чрезмерно радеющего о нем опекуна. Сын Рюрика не дерзал требовать своего наследия от правителя и принял власть уже “в зрелом возрасте мужа”.

     А княжил Олег 33 года! И принял смерть он, по преданию, от коня своего любимого.
Видимо, проблема долголетия не на шутку беспокоила мужественного князя, ибо “спрашивал он волхвов и кудесников: – От чего я умру? – И сказал ему один кудесник: – Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!”
      Основательно перепуганный воинственный муж сей распорядился удалить коня с глаз долой, но продолжать заботиться о нем.
Когда все же, спустя четыре года, вельми благодарный коню за совместный ратный труд, Олег наконец-то вспомнил о верном друге и явился навестить его останки.
Забавно, что перед этим Олег, четыре года даже не интересовавшийся конём, еще и спрашивает своего конюха: “Где же конь мой верный, которого я приказал кормить и лелеять?”

Где-то в поле белеть остались обглоданные кости благородного животного, даже не похороненного достойно. Увидев “голые кости и череп голый”, князь еще посмеялся и, довольный увиденным, наступил ногой на череп: “От этого ли черепа смерть мне принять?”
    И что же, волхв, предсказавший “вещему”, но отчего-то столь непрозорливому князю гибель от коня, всё одно, оказался прав! Принял смерть тот от укуса змеи, облюбовавшей в качестве укрытия череп давно умершего боевого товарища.
     Вот таким он был – “Вещим”! Но чего от него никак не отнять, так это -  властолюбия и коварства.
А княжил Олег 33 года и умер в годах преклонных, даже если молодым воином пришел с Рюриком в Новгород.
Извиняют ли его великие государственные дела властолюбия неукротимого, поправшего права наследственные, и кровь Аскольда и Дира, оставшаяся пятном на стяге его славы?
Мудростью правителя цветут государства образованные, но только рукой героя образуются великие государства!

КНЯЗЬ ИГОРЬ

     Игорь (?) - 945 г.  – сын князя Рюрика. После кончины Олега, вступил в правление. Великий князь киевский с 912 года. В 941 и 944 совершил походы в Византию, с которой заключил договор. В 945 г. убит древлянами, восставшими во время сбора дани. 
Супруга – Ольга. Сын – Святослав.
В летописи время рождения Игоря, единственного известного историкам сына Рюрика, не упоминается. Едва ли можно сомневаться, что родился он до 879г. – года смерти отца своего. И к моменту кончины его был еще дитем малым. Имя Игорь, по-скандинавски Ингвар, означало просто - “младший”.
В 882г. при взятии Киева князем Олегом он представлен киевлянам, будучи еще ребенком, в качестве законного наследника князя Рюрика. А власть принимает уже в зрелом возрасте мужа. А коли княжил Олег 33 года, значит и возрастом Игорь был никак не менее 34-35лет.
На момент гибели в 945г. пребывал он в возрасте почтенном, но, судя по тому, что годом раньше
 предпринял поход на Византию - еще не совсем преклонном.  Правда, удивляет, как это в свои бодрые 66 предводитель воинства не “рассыпался” в этом изнуряющем походе “за тридевять земель”!
Вполне логично предположить, что родился Игорь не позднее 878 г. от р. Х.
Обручен с Ольгой в 903 г. – т.е. в возрасте 25 лет.
На престоле Игорь с 912 года -  с 34 лет
(по летописи: в зрелом возрасте мужа приняв власть).

Взял Игорь Ольгу в жены в 912г.
Родил единственного сына Святослава в 933 году – в 55 лет. (!)
На момент повествования Игорю 67 лет.  (945г.)
Погиб он в 945г. – в возрасте 67 лет.

Ничего более достоверного предложить не удается!

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

     Ольга 895(?)-969гг. – княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов.  Подавила восстание древлян. Жестоко отомстила за смерть мужа: по её приказу был сожжен город Искоростень.
Первая из русских князей приняла христианство. Совершила поездку в Константинополь в 955г, где и была окрещена византийским патриархом: христианское имя – Елена. В народе княгиню называли “Богомудрой”. Православная церковь оценила её христианскую деятельность, как равноапостольскую.

     Ольга родилась (по Нестору) в 895г. от Р.Х.
Как пишет Нестор, её привезли в Киев из города Плескова (Пскова):
“Была она варяжского простого роду и жила в веси (деревне), именуемой Вышубскою, близ Пскова”.
Псковитянка Ольга была ребенком обручена с Игорем во время взятия Олегом Пскова в 903 году. 
При этом встречается первое упоминание об Ольге. Возможно, ей было не менее 8 лет, так как понравилась она Игорю, “говорил он с ней, узнал её разум, скромность и предпочел ...всем другим невестам”.
     Если следовать дате обручения, приведенной Нестором, - 903 год, то на момент подавления восстания древлян её возраст составил бы не менее 50 лет - и это при малолетнем сыне!
В это время Святослав был всё еще ребенком, предположим, даже 12- летним.
Напрашивается вывод, что Ольга, будучи единственной исторической супругой Игоря и правительницей после его гибели, родила первого и единственного сына в возрасте весьма сомнительном  даже с множеством допущений.

Допустим крайнее: поспешное обручение наследника с девочкой из варяжской семьи состоялось в год смерти Олега, в 912 году.
Принимаем и допустимый возраст будущей Великой Княгини на момент обручения - 17лет.
Возможно, подобным браком Олег желал утвердить власть Рюриковичей в Псковских землях.
Имя Ольги - женский род имени Олег.
Но в данном случае оно не обязательно указывает на знатное происхождение, так как было принято или в знак расположения Олега к ней или в знак Игоревой к нему, Олегу, любви.
Таким образом, если принять за дату рождения Ольги 895г., то получится: супругой Великого князя Игоря она могла стать и в 912г.  -  в 17 лет.
Естественно было бы предположить, что родить единственного сына она могла уже в 913-914гг.
Тогда на момент древлянского восстания Святославу исполнилось бы 31-32 года! Но подобный возраст на период тех событий совершенно исключен, так как был он ещё малым отроком, не могущим метнуть копья своего: и оно, “…брошенное в неприятеля слабой рукой, пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был он еще ребенок”.
Если допустить, что ребенку было на момент повествования не более 10-12 лет, то родить единственного сына Ольге удалось только в  933г., в 38 лет! Вызывает удивление, что в то далекое время единственная жена Игоря только через 20 с лишним лет смогла благополучно разродиться единственным чадом. (И надо сказать, весьма здоровым, амбициозным и энергичным!)
Получается, что на момент повествования Ольге исполняется уже50 лет (в 945г.).
Окончательно подавить восстание древлян она сумела в 946г.
Приняла христианство Ольга в 955 - 957г. – в 60-62 года.
В летописи указано, что во время посещения ею Константинополя в 955году она пленила императора Константина своей красотой, и тот предложил ей руку и корону. Но в этом возрасте вызывает сомнение неотразимость её обаяния. 
Самому Константину VII Багрянородному было на тот момент 50 лет. (905-959гг.) 
Так что, несколько меньшее недоумение вызвал бы иной возраст княгини…, хотя бы, - не более 45лет.
Можно допустить, что поездка Ольги в Константинополь могла состояться сразу же вослед за подавлением восстания, году в 947.
Но даже в этом случае ей бы уже “стукнуло” 52 - тоже далеко не идеальный возраст для юных очаровательниц не слишком ветхих импера-торов! Но 52 -  звучит уже оптимистичнее, чем 62!
 …Хотя, тоже не сильно вдохновляет!

     Все это, если следовать летописной хронологии, выглядит несколько обескураживающе, пусть и весело!
Почила Ольга же в 969г. – в возрасте 74 лет.

КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ

Святослав I Игоревич (?)- 972г. – Великий князь киевский. Сын князя Игоря и Ольги. Стал княжить с 957г. Совершал походы с 964г. из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил Хазарский каганат (965г.), в 967г. воевал с Болгарией за Подунавье.
В 970-971гг. в союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну. Укрепил внешне-политическое положение Киевского государства.
Погиб в сражении с печенегами у днепровских порогов.
Супруги – Предслава, Малуша.
Дети – Ярополк, Олег, Владимир.

Попытаемся определить год рождения будущего Великого князя:
Предположительно, Святослав родился в 933г.от Р.Х.
На момент повествования Святославу могло быть не более 10-12 лет. (945г.) Ведь был он во время сражения с древлянами слабым отроком, не могущим бросить копья..., и т.д.
Если допустить, что ребенку было на момент повествования 12 лет, то:
- совершил поход на Оку, в Поволжье он, будучи “молодым князем” в 964г. – в возрасте 31 года;
- разгромил Хазарский каганат в 964-965гг. – в 28-29 лет;
- вел русско-византийскую войну в 970-971гг. – в 37-38 лет;
- погиб в 972г.  – в возрасте 39 лет.

ДОПОЛНЕНИЕ:

     Очевидно, для того исторического периода возраст в 12 лет уже не считался малолетством. И сажать княжича на коня начинали лет с пяти. 
И Владимир Мономах первый удел свой в Смоленске получил из рук отца Всеволода в 14-летнем возрасте.
Так что, если бы Юный княжич пребывал в возрасте 14-15 лет, думаю, что тогда “копье уже не ударило бы в ногу его коня”.
Для представлений о «зрелом возрасте» в те времена можно обратиться к следующим фактам:
- сын князя Ярослава Всеволодовича, Александр Ярославич (Невский, 13 мая 1221 - 14 ноября 1263гг.) стал князем новгородским в 15 лет;
- одержал победу над шведами в Невской битве 15 июля 1240г. в возрасте 19 лет. При этом сражался он сам, с мечом в руках, и ранил предводителя шведского воинства ярла Биргера -  будущего правителя Швеции.
"Самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь".
А в возрасте 20 лет Александр одержал победу над немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 5 апреля 1242г.).

Ныне же подобный возраст не очень ассоциируется с образом зрелого, преуспевающего полководца или государственного мужа.

~~~~~~

СВЕНЕЛЬД и АСМУД

- Свенельд (?) – 977гг. - воевода князей Игоря и Святослава Игоревича, советник Ярополка Святославича, участник походов против древлян, в Византию, Закавказье.   
- Асмуд – боярин, воевода князя Игоря и Ольги. Воспитатель Святослава.

ДОБРЫНЯ МАЛЬКОВИЧ (в былинах - Никитич)

     Добрыня - воспитатель и воевода младшего сына князя Святослава, Владимира I Святославича.
Связан с ним родственными узами, являясь родным братом Малуши - второй жены князя Святослава и матери Владимира. Участник борьбы за киевский стол и похода на Болгарию Волжско-Камскую в 985г. Княжеский посадник в Новгороде, насильственно крестил новгородцев.   
По совету Добрыни новгородцы и пригласили на княжение сего юношу, младшего сына Великого киевского князя, коему судьба предначертала преобразить Русь, обратить земли её обширные в христианство (980-1014).

Возраст у Добрыни должен быть “около-отцовским” по отношению к Владимиру Святославичу (952г.р.), которому он приходился заботливым дядюшкой и наставником.
Предположим, что Добрыня родился в 930г.
В этом случае:
- на момент повествования Добрыне могло бы быть 25 лет.  (945г.);
- на момент вокняжения Владимира Святославовича в Новгороде в 969 г. - 39 лет;
- на момент вокняжения Владимира Святославовича в Киеве в 980 г. - 50 лет;
- участником похода на Болгарию Волжско-Камскую в 985г. он был  в 55 лет;      
- на момент крещения Руси Владимиром в 988-989гг. Добрыне 58-59 лет.
      Явился прототипом былинного Добрыни Никитича.

МАЛ

Мал (?) - 946гг. - князь древлян. Возглавил древлянское восстание 945г. против князя Игоря. Погиб при разгроме древлян войском княгини Ольги.
Допустим, что родился он в 905г.
На момент повествования – 40 лет.
Казнен в 946г.

МАЛУША

       Малуша, дочь любечанина Малька, реально существовавший исторический персонаж.
Она приходилась младшей сестрой Добрыне Мальковичу и служила ключницей у княгини Ольги.
Именно ею, Малушей, рабыней Ольгиной, и был рожден третий сын Святослава Игоревича, Владимир Святославович (Владимир “Красное Солнышко”).

Рождение Владимира, будущего Великого князя состоялось в 952г.
Можно допустить, что родилась она в 933г.

ЛЮБАВА

Персонаж вымышленный (хотя, как знать…)
Родилась в 928г. На момент повествования – 17лет.

     Прошу принять извинения за вольность мою в создании сего персонажа, столь необходимого для достойной биографии Добрыни.
Согласитесь, несправедливо лишать героя верного любящего женского сердца. А в былинах о Добрыне Никитиче не шибко везло богатырю с прекрасным полом!
То вдруг откуда-то у князя Владимира появляется “князева племянница, молода Забава дочь Путятична”.    
Но не было братьев Путят у князя киевского!
 (А двое старших его Ярополк и Олег уже давно были мертвы, кстати, не без участия Владимира.) 
И эту-то Забаву Добрыне приходится освобождать из полона змеева!
Почему приходится? – Да друг и брат его названный, Алеша Попович, нашептал князю Владимиру:
 “А пошли-ка ты на бой Добрынюшку”.
Вот такая забава молодецкая!
Так нет же, после героического сражения со змеем и освобождения прекрасной дамы, эта высокомерная красавица и не желает признавать его рыцарем сердца своего, обескураживая фразой:
 “За твою великую за выслугу назвала бы я тебя ныне батюшкой!”
Да тут бы любой спаситель её назад змею отдал!
А то, еще горше: законная жена его, молода Настасья дочь Никулична, не дождавшись богатыря “со чиста поля”, вышла замуж за друга его и брата названного, за Алешу Поповича, “за бабьего пересмешника”...    “И пир у них шёл по третий день!”
Посему, не могло не быть у Добрынюшки верной подруги! А иначе не он бы змея одолел…

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ (“Красное Солнышко”)

Владимир I Святославович (952-1015гг.) - младший сын Святослава. Князь новгородский (с 969).
С детства жил в Новгороде под присмотром своего дяди – былинного героя Добрыни.
С 980г. Святослав - Великий князь киевский. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей.
При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев.
В 988-989гг. в качестве государственной религии ввел христианство - крестил Русь.
Причем обошелся он с прежними кумирами, которых сам же и воздвиг во множестве в Киеве, самым беспощадным способом:
 “Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами..., чтобы принял он возмездие от людей… и, притащив, кинули его в Днепр”.

История Владимира, предшествующая обращению его в христианство, пестрит злодеяниями немалыми, требующими длительного повествования, и не к месту было бы распространяться о них.
Но, как бы то ни было, канонизирован он Русской православной церковью и причислен к лику святых.
При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси.
В былинах прозывается Владимиром “Красное солнышко”. 

ПОЛЯНЕ

     Поляне - восточнославянское племенное объединение 6-9 вв. по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Полянам принадлежит главная роль в создании раннегосударственного объединения славян Среднего Поднепровья - "Русской земли" (1-я пол. 9 в.), ядра Древнерусского государства.

ДРЕВЛЯНЕ

     Древляне – союз восточнославянских племен в 6-10 вв. к северу до реки Припять, между реками Случь и Тетерев. С конца 9 века данники Киевской Руси. После Древлянского восстания полностью подчинены Киеву.
Искоростень – древнерусский город 10 века, центр Древлянской земли. В 946г. сожжен княгиней Ольгой при подавлении древлянского восстания.
С 14 в. на его месте основано новое поселение – ныне г. Коростень.


Комментарий:
Время повествования – осень, 945г.
Весь период древлянского мятежа, начиная с гибели Игоря в 945г. и заканчивая подавлением восстания Ольгой в 946г., сознательно укорочен автором до непродолжительного отрезка времени.


ЯЗЫЧЕСКИЕ СЛАВЯНО-РУССКИЕ БОГИ

Белбог, Белый бог – бог вышний, который печется только о небесном.
Он назначил нижних богов, чад своих, управлять землею. Вероятно, бог – демиург.
Велес, Волос – "скотий бог" в славянско-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.
Водан – или скандинавский Один - ему поклонялись балтийские славяне.
Зибог или Зембог – дух земли.
Ипабог – покровитель звериной ловли.
Коляда – бог торжеств и мира.
Купала – божество земных плодов. В славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы, народный праздник летнего солнцестояния – Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст.). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
Ладо – бог веселья, любви, благополучия.
Мокошь  – женское божество.
Немиза – повелевала ветром и воздухом.
Перун – бог грозы в индоевропейском и славянско-русском пантеоне. В 9-10 вв. покровитель князя и дружины на Руси, глава языческого пантеона.
Прав – бог правосудия.
Припекала – бог любострастия.
Святовид – предсказывал будущее и помогал в войне.
Сива или Жива – богиня жизни и добрая советчица.
Стрибог – в славянско-русской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь…).
Хорс –  в славянско-русской мифологии одно из названий бога солнца.
Числобог – изображался в виде женщины с луной и ведал исчислением времени.
Ярило – божество славянско-русской мифологии, связанное с плодородием. Культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.
Яровид, Геровит – бог войны.
Чернобог – бог зла, враг людей. Изображался в виде льва. Раннее уподобление дьяволу.

***************