Птица Феникс - 1

Аристарх Басаргин
/Репродукция картины К.Лебедева «Князь Игорь собирает дань с древлян»/

ПТИЦА ФЕНИКС

ПРЕДИСЛОВИЕ
~~~~~~~~~~~~~~
«Откуда есть пошла земля Русская?» – вопрошал ещё в начале XII века русский летописец Нестор. Упомянул он, что было время, когда по всей Европе был «род един и язык един».
Ответить на вопрос летописца – значит понять исторические корни не только русского, но и других славянских народов, выявить место их на географической карте, проследить историю их взаимоотношений с другими европейскими народами.
Погружаясь в историю русской государственности невозможно не удостоить пристальным вниманием годы правления в Киеве легендарной княгини Ольги. Нет оснований сомневаться в том, что период этот был определяющим для дальнейшего существования и развития Руси. И первая женщина – истинный государственный деятель на Престоле киевском – не являлась фигурой «проходной». Она взяла бразды правления в критический момент, когда на карту, в буквальном смысле, было поставлено существование государственности.
Ольга уверенно заняла место на киевском престоле (столе) после гибели мужа – князя Игоря. Она подавила восстание древлян, жестоко отомстив за смерть мужа: по её приказу был сожжен город Искоростень.
И правила Ольга не только в малолетство сына Святослава, она продолжала править и во время военных походов сына, увлеченного больше расширением границ, нежели обустройством владений своих
О нравственной составляющей деятельности княгини в процессе объединения земель в тяжелый для княжества период, конечно, можно попытаться рассуждать, исходя из наших современных представлений о морали, свободах личности, правах человека. Попытки перенести подобные наши представления и оценки на мировосприятие и систему социальных взаимоотношений далеких предков безуспешны, да и бессмысленны.
Поэтому воздержимся от скоропалительных оценок и осуждений.
Просто крепко задумаемся.
Ольга первой из русских князей приняла христианство. Совершила поездку в Константинополь в 955г, где и была окрещена византийским патриархом: христианское имя её – Елена. В народе княгиню называли «Богомудрой». Православная церковь оценила её христианскую деятельность, как равноапостольскую.
Если перед прочтением поэмы /или же в процессе прочтения/ возникнут вопросы, связанные с историческими персонажами, датами и событиями, можно в любой момент обратиться к завершающему разделу, названному «ИМЕНА, ДАТЫ, СОБЫТИЯ».
Итак, год 945 от Рождества Христова…
~~~~~~

ПТИЦА ФЕНИКС
/КНЯГИНЯ ОЛЬГА/

          Жанну д'Арк обвиняли в том, что она взялась за неженское дело.
         «На женскую работу всегда найдется много других», - отвечала она.
                NN
          Женщины изменяли историю, но история не изменила женщин.
                Юзеф Булатович

*******************
ПЕСНЬ ОТЧАЯНИЯ

   /945г./

           Земля наша велика и обильна,
           но порядка в ней нет.
           Послы славянских племён -  варягам (862г.)


~ 1 ~    
               
Матушка княгиня, /1/
У ворот послы!
Примешь ли их ныне,
Накрывать столы

Иль топить нам бани,
Иль острить колы? –
Смутные древляне /2/
Не к добру смелы!

– Что, Свене́льд удалый, /3/
Привело гостей,
Ждём ли мы от Мала /4/
Добрых новостей?

Чьею злобной волей
Муж мой в землю лёг?
Что ж ты, знатный воин,
Князя не берёг?

– Матушка, помилуй, –
Плачешь пятый день!
Князь наш с ратной силой
Шёл в Искоросте́нь; /5/

В граде том проклятом
Брал он дань с лихвой,
И обоз богатый
Поспешал домой...

~ 2 ~   
               
– Ты мне рек, что кня́же
Покидал сей град
С тяжкою поклажей
Белки да бобра.
               
Что ж, в пути прикинул:
Мало кун везёт, /6/
Коль явил мне спину
У самих ворот?

Да забыл он разве,
Жадный до скорья, – /7/
Не прощают князю
Сытого житья?

Может, с мёду пьяный
Смерти стал искать
И пошёл к древлянам,
Отпустивши рать?

~ 3~ 

– Разве мне по чину
Князюшке пенять! /8/
С младшею дружиной
Повернул он вспять:

Недовольный данным,
Мыслил взять сполна,
Но, спеша к древлянам,
Князь не пил вина!

Те же возроптали,
Затворив врата:
– Мы уж всё отдали,
Он – опять сюда!

Так прикормишь волка, –
Буйствовал народ, –
Ждать беды не долго –
Стадо изведёт!
 
Был там Мал, сказал он,
Встав перед людьми:
– Волку вечно мало,
Сколько ни корми!

Хоть детей в неволю,
Хоть рубахи с жён –
Все равно доволен
Не уедет он!

Всех нас Игорь сгубит,
Коль оставим жить,
Собирайтесь люди
Правый суд вершить!
 
И в великой силе
Вышли за посад, /9/
Отроков забили /10/
Да скормили псам,

Князя разорвали
Меж тугих стволов,
А теперь прислали
С похвальбой послов!

~ 4 ~ 
               
– Так ли было дело,
Правду ли изрёк? –
Чтоб властитель зрелый
Жизнью пренебрёг!

Кто ж выходит с речью
На мечи остры́,
Жизнь кладёт беспечно
За возок скары́! /11/
               
Кто нашептом вражьим
Ум его смутил,
И доверчив княже
Полк свой отпустил?

Как забыть о лживых,
Вкрадчивых врагах! –
Уж-то дух поживы
Затмевает страх?

Тонким знаньем меры
Ограняют власть,
И достоин веры
Не стяжли́вый князь!

Он, что отрок юный,
К смерти гнал коня –
Погубил за куны
Сына да меня!

~ 5 ~ 
               
Смотрит Ольга в гневе
 На древлян в окно:
– Что ж, пора от плевел
Отделять зерно!

Так веди скорее
В горницу господ,
А уж я сумею
Оказать почёт!

– Матушка, неужто
Покоришься злу,
С палачами мужа
Сядешь ко столу?

Лихо не пристало
В сени приглашать,
Да с гонцами Мала
Горек хлеб вкушать?

– Волком звали мужа?..
Что ж, овечья рать!
Им, как вижу, нужно
Зубы показать?!

Может волк с ягненком
К трапезе подсесть:
Глупый блеет звонко,
Видя в этом честь.

Впору же молиться –
Волчий голод зол!
Волк – к столу садиться,
Агнец же – на стол!

~ 6 ~
               
Входят гости в терем:
Всем поклон земной;
Вот замкнули двери
Гриди за спиной.

Гости не понуры,
Страх не жмёт груди;
Вот княгиня хмуро
На древлян глядит:

Знать, горды победой,
Игоря сгубив,
Мал прислал поведать,
Как он справедлив.

Дескать, бой был правым,
И его взяла,
Но он добр нравом
И не помнит зла.

Сын ведь Ольгин – чадо,
Птах, а не соко́л!
Мал решил, мол, сяду
На Великий стол. /12/

~ 7 ~   
               
Только Ольге рано
Гнев являть в речах:
Выведать бы планы,
А не сеять страх.

– Что в Искоросте́не,
Сладко ль город спит,
Не гнетёт ли бремя
Распрей и обид?

Потучнело ль жито, /13/
Краше стал ли быт,
Как бездушный мытарь /14/
Вами был убит?

И сказал их главный,
Гнев не распознав:
– Игорь твой бесславно
Пал за хищный нрав!

Мал же – благодушен,
Да казна полна! –
Станет добрым мужем,
Коль добра жена!

Неже не достоин
Мал Вели́к-стола?
Стань ему женою,
Чтобы Русь росла!

~ 8 ~ 
               
Сеешь зернь раздора
На́ поле вражды –
Жди, пробьётся скоро
Черный злак беды!

Ольга брови хмурит:
– Есть в Державе князь!
Тот же – балагурит,
Над вдовой смеясь:

– Коль о Святославе, – /15/
Мал соко́л пока!
Не сумеет править
Детская рука.

Впредь уж вам от греков
Злата не везти /16/
И от печенегов
Града не спасти!

Видя меч Олегов /17/
В немощных руках,
Орды печенегов
И хазар Песах /18/

Ободрятся разом
И пойдут на рать –
Здесь мало́му князю
Не в дуду играть.

За собою чаду
Воев не увлечь! –
А могли бы рядом
Печенега сечь!

~ 9 ~   
               
Над челом над белым
Серый страх навис:
Видно, знает дело
Этот старый лис!

Что же, ловок кречет,
Метко птицу бьёт!
Только горе ре́чит,
Ольге плечи гнёт.

Но княгиня с лаской
Молвила ему:
– Я жила, как в сказке,
В этом терему:

За спиной у мужа
Не терпела бед,
Не знавала стужи
И бесхлебных лет.

Но слезою мужа
Мне не воскресить
И одной не сдюжить
С распрей на Руси.

Коли дам несчастью
По двору кружить,
Так стране в безвластье
Года не прожить!

В тереме угрюмом
Горше, чем в избе:
В нем терзают думы
О своей судьбе.

И отрадны речи
Ваши! Посему,
Больше не переча,
Я сватов приму.

У посланцев мудрых
Не в почёте лесть!
Завтра ранним утром
Окажу вам честь.

Хватит думам грустным
Виться по углам!
Я послам искусным
По уму воздам!

А пока ступайте
Почивать в ладью – /19/
Сыту распивайте – /20/
Вдоволь вам налью!

Как пришлю за вами
Отроков младых,
Мудрыми словами
Наставляйте их:

«Ехать нет охоты,
Нет, мол, сил идти,
До́лжно для почёта
Нас в ладье нести!

Чтобы важность нашу
Киев оценил,
И, воссевши княжить,
Мал был люду мил!»

~ 10 ~ 
         
А пока древлянам –
Пешим до Днепра:
Так вослед сусля́ной
Браги с полведра,
 
Да хлебы́ горя́чи,
Да хмельны́ меды́–
Пейте наудачу,
Молодцы-сваты́!
 
И не спят, ликуют –
Пья́ны, веселы,
Про успех толкуют
Мудрые послы.
 
И не спят в дозоре
Гриди свечера́, /21/
А поют о горе
В отблесках костра.

И не спит княгиня,
Всё глядит туда,
Где костёр не стынет,
Где черна́ вода.

И не спит от гама
Терем до утра –
Здесь копают яму
Посередь двора.

~ 11 ~   
 
Что не спишь, княгиня,
Всё глядишь во тьму?
– Что-то сердце стынет –
Хладно в терему.

Гибну птицей белой,
Раненною в грудь,
Страха востры стрелы –
Не дают вздохнуть.

Нет крылам простора,
Боль застлала взор…
Мне ль смиреньем скорый
Отвратить позор?

Грудь теснит кручина –
Вкрадчивая смерть!
– Уж-то сгубишь сына,
Матушка, ответь?

Да расправь же плечи,
Выйди пред людьми,
Во́ронам навстречу
Очи устреми!

Лучше смертно биться,
Неже в клетце петь! /22/
Раненою птицей
Им не завладеть!
 
~ 12 ~ 
               
Только солнце выйдет,
Хладно по утру,
Как ватага гридей
Спустится к Днепру;

И, садясь, как в сани,
На скамьи в ладью,
Гордые древляне
Явят спесь свою:

– Нам верхом – не в радость,
А пешком – не в честь!
Нас должны по граду
На ладье пронесть!

Чтобы важность нашу
Киев оценил,
И наш добрый княже
Был бы граду мил!

Вои отвечали:
– Это ль нам не стыд!
Только мы в печали:
Игорь наш убит,

Ольга наша во́льна
Малу стать женой,
Значит – в граде Стольном
Будет князь иной.

Нашей воле длинной
Более не жить,
Мы, подставив спины,
Станем вам служить.

И подняв на веслах
Чопорных господ,
Сотня гридей рослых
Их несёт в народ.

  ~ 13 ~ 
               
От ворот детинца /23/
Слы́шны шум да гам.
Будут вам гостинцы,
Дорогим сватам!

Ольге из светлицы
Виден весь Подол – /24/
Снизу люд резвится:
И богат, и гол.

Над толпой, как в во́лнах
Тешатся послы –
Величанья по́лны,
Пьяно веселы́. 

Так усердно гриди
Чествуют гостей,
Те же – не предвидят
Гибели своей.

Ольга из светлицы
Смотрит на древлян:
Как тут не дивиться,
В головах – туман,

Знать, вкушали в сладость
Брагу дотемна...
Пусть безумна младость –
Старость не умна!

~ 14 ~   
    
Вот сватов упрямых
Принесли за тын /25/
И с ладьею в яму
Свергнули со спин;

И спросила Ольга,
Стоя на краю,
Всем ли те довольны,
Нежа спесь свою?

Как им здесь гостится,
По сватам ли честь,
Не послать ли птицей
Радостную весть?

И послы послушно
Каялись в грехах:
То сулили дружбу
Да густы́ меха,

То стращали силой:
«Киеву не быть!»
То яви им милость –
Дерзостность простить,

Проводить достойно
Бедных стариков.
То пугали воинов
Карами богов.

Видят, миг сей страшен –
Отвратить нельзя:
–  Мы ж – соседи ваши,
Близкие друзья!

Но, неумолима,
Ольга им в ответ:
–  Первый враг, вестимо, –
Ближний наш сосед!

Рядом он – уж этим
Страшен, что змея.
Вот его соседи –
Те уж нам друзья!

Та змея страшнее,
Что у ног юлит;
То полымя злее,
Что твой дом палит!

~ 15 ~ 
               
Но уж поздно было:
Мать-сыра́ земля
Тяжела́ укрыла
Шубы-соболя.

Из глубин, стихая,
Долго рвался крик,
И, застыв у края,
Юный князь поник.

Но, невозмутима,
Их не слышит вой,
Смотрит Ольга мимо,
Вдаль по-над рекой:

Вдаль, где сизым дымом
Лес по брегу тек,
Вдаль, где муж любимый
Завершил свой век...

~~~~~~~~~~~~~~~~
1/ княгиня Ольга (?–969гг.)– жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава.  Подавила восстание древлян. Первая из русских князей приняла христианство, ок.955г.
Князь Игорь (ок.879-945), Великий князь киевский с 912 по 945гг.
В 941 и 944 совершил походы в Византию, с которой заключил договор.
Убит древлянами, восставшими во время сбора дани.
2/ древляне – союз восточнославянских племен в 6–10 вв., между реками Случь, Тетерев и Припять, к северу от Киева; данники Киевской Руси с конца 9в.
3/ Свенельд – воевода князей Игоря и Святослава Игоревича (?–977г.)
4/ Мал (?-946) – древлянский князь. Возглавил восстание 945г. против князя Игоря.
5/ Искоростень – древлянский город на реке Уж.
6/ куна –  куница, куний мех. Беличьи, куньи, собольи меха заменяли деньги, были первым платежно-расчетным средством на Руси;
 (т.ж. куна – денежная единица, равная 1/25 гривны)
7/ скорьё, скара́ (стар.) – собират.  шкура, кожа, сырье, шкура товарная и
мягкая рухлядь, пушной товар.
8/ пенять – выговаривать кому-нибудь за что-либо, укорять, сетовать.
9/ посад – часть города вне городской стены.
10/ отроки - княжеская прислуга, “младшая” дружина, гриди; участвовали в походах и сборах дани, выполняли отдельные поручения князя.
11/ скара́ (стар.) - собират.  шкура, кожа, сырье, шкура товарная и
мягкая рухлядь, пушной товар.
12/ стол (в древней Руси) - престол, княжение. (Ярослав сел на стол отца своего Владимира). Великий стол - Киевский стол, Великое княжение.
13/ потучнело ль жито? – жито – хлеб на корню;
    тучнеть (о колосе, хлебе), т.е. – богаче ли стал урожай?
14/  мытарь (устар.) – сборщик податей; употребляется, как типичный образ притеснителя;
мыт, мыто- пошлина; мытить - облагать пошлиной.
15/ Святослав I Игоревич (?–972гг.) – сын Игоря и Ольги. Великий князь киевский. Совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил (965) Хазарский каганат, в 967 воевал с Болгарией за Подунавье.
В союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну 970–971. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства.
16/ впредь уж вам от греков злата не везти… – и князь Олег, и князь Игорь после набегов на Константинополь возвращались с данью от византийцев (греков).
17/  меч Олегов … – Олег, древнерусский князь (?-912). Правил с 879 в. Новгороде, с 882 в. Киеве. Прославлен успешными ратными делами. В 907 совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Зд. меч Олегов – символ успеха.
18/ печенеги – древний народ, объединение тюркских и других племен, кочевавших на юго-востоке Европы: в 8–9 вв. - в заволжских степях, в 9–11 вв. – в южнорусских степях. Неоднократно нападали на Киевскую Русь. В 1036 разбиты Великим киевским князем Ярославом Мудрым; часть печенегов откочевала в Венгрию.
     хазары – древний народ, образовавший в 7–10 вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья.
Не упоминаются с 965 года, после разгрома Хазарии князем Святославом.
    Песах – “достопочтенный Песах”, хазарский полководец, в 934–940гг. предпринял поход на Киев.
19/ ладья – большая лодка, гребная или под парусом.
20/ сыта – медовый напиток.
21/ гриди, гридни – в древней Руси телохранители князя, воины отборной дружины, “младшая” княжеская дружина (9–12вв.). Жили в дворцовых помещениях – гридницах.
22/   неже – нежели, чем.
23/ детинец – название внутреннего укрепления в русском средневековом городе вокруг резиденции князя. С 14 в. заменяется термином "кремль".
24/ Подол – северная часть Киева, расположенная на равнине по правому берегу р. Днепр.  Древний центр ремесла и торговли, речной порт.
25/ тын – деревянный сплошной забор, заплот, городьба, частокол, огорожа или рубка; в старину, тын, как городская стена, делался частоколом, либо заплотом, из бревен.

***********
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://stihi.ru/2022/02/02/4934