Смеяться еще пятьдесят лет или пора осознать

Юрий Румяный
В 2023 году исполнится 50 лет со дня выхода на экраны легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Наверно стоит переосмыслить  старые добрые фильмы режиссера Л. Гайдая.  Возможно, они и не такие смешные на первый взгляд, а может мы смеемся над своими слабостями, не находя их в себе или просто не замечая. Идет множество споров по поводу главных героев и каждый пытается отстоять свою позицию.  Идея Гайдая гораздо глубже и сложнее. Он пытается  объединить столетия и понять, почему пробежала между ними черная кошка, на которой делается акцент.  Почему та старая Русь, так отличается от современного советского государства?  Может дело не в прогрессе, а в самом человеке? Главный герой этого киношедевра тот же Шурик, который уже не студент, а инженер-изобретатель. Он , по мнению многих критиков, является воплощением самого режиссера. Вчера он был честным студентом, который успевал учиться и подрабатывать на стройках. Будучи инженером, он не растратил этой честности и любви к своему делу.  При этом ко всему относится с достаточным спокойствием, так как он знает, что все решается мыслями и трудом, а не эмоциями.  Ему бы самое дело  управдомом быть, но его честность и доброжелательность никто не замечает.  Управдомом является Иван Васильевич Бунша, которому везде нужно влезть и про каждого все знать. Всех и вся на карандаш.  Стоит спросить городских старожилов и они без труда смогут вспомнить таких борцов за общественные начала. Свиду интеллигентный человек, но это только на первый взгляд. Там за внутренней ширмой скрывается другой Бунша –царек, который призван «наводить» порядок, которого нет даже в его голове.  Мы не знаем, почему у Гайдая такая нелюбовь к управдому? Может в этой роли заключен самый низкий уровень государственного чиновника? Может он считает  данную профессию бесполезной или наоборот показывает, что там люди должны работать другие – честные перед самими собой. История умалчивает.
 Наконец, мы видим воришку Милославского, который талантлив, умен и расчетлив. Он не реализовал себя и не нашел себя ни в чем ином, как только в этом  неблагородном деле.  Тем не менее, не будь его рядом с Буншей во время путешествия в прошлое, Иван Васильевич нашей современности пропал бы. Милославский  мгновенно соображает о схожести  Иванов Васильевичей. Он помогает Бунше найти царские вещи и переодеться в царя. Далее просматривается сюжет, как Бунш входит в роль государя. Он – управдом и призван управлять людьми и их умами, но не государственными землями.  На этот счет враги отечества, прознав, что царь не настоящий  присылают к нему шведского посла, который просит отдать им Кемскую волость.  Дальше уже ждет хан Адыгейский. Вот как быстро. Народ еще не знает, а они уже тут как тут.  А может тоже знает?  Стоит присмотреться к молчаливым боярам, которые пришли и расселись по лавкам, внимательно наблюдая за поведением «самодержца».
Далее мы видим весь патриотизм Бунши: «Да, забирайте, что у нас земли, что ли мало! Забирайте!» . Ирония режиссера над этим самозванцем заключается в том, что его останавливает воришка Милославский. Даже вор понимает, что такое Родина… именно Родина. Да, какой он вор после этого … Может он является продолжением  Юрия Деточкина, который отбирал автомобили у тех, кто их нечестно нажил.  История  сценария умалчивает, как заработал свои богатства Шпак, а значит, есть и повод так рассуждать. Далее мы видим идейность Милославского.  «Никаких земель не напасешься!», - говорит Милославский царьку нашей современности.  Именно, царьку! Бунша и сам признается в этом  Марфе Васильевне: «Думаете, нам царям легко?... Семь дней в неделю работаем!...».  Тут же непраздная музыка заменяется современной и  веселой на этом необычном пире-банкете.  Типичная кроткая беседа подменяется  обильным возлиянием спиртного. Конечно, конечно, Марфа Васильевна поняла, что это не ее муж (Бунша пытается ее обнять, но он плечом отводит его руку). Какой муж будет знакомиться со своей женой? Ну, ладно знакомиться…  А тут еще такое из вон выходящее празднество не характерное для настоящего царя, для военного времени, о котором упоминается в фильме.  Потом, где здесь былые нормы приличия управдома, ведь Бунш женатый человек? "Вы еще ответите за свои антиобщественные опыты, хулиган!"
А что же настоящий Иван Васильевич Грозный? Попал в современную Москву, но не теряет своего достоинства и своей осанки. Какой внутри, такой и снаружи. Продолжает думать о своем государстве, говоря: «О, горе мне горе! Отправляй меня обратно скорее (обращается к инженеру Шурику)…».   В общении с женой Шурика кроток и не позволяет себе лишнего, в том числе и ухаживаний.
Здесь значимым моментом является честное поведение Шурика. Поражает его смирение. Он готов отпустить свою жену с неким режиссером лишь бы та была счастлива. Шурик отчаянно бежит по всей Москве и ищет те самые транзисторы! Инженер понял, что  в древнем государстве  Бунш может натворить такое, что не будет современности, не будет той самой красоты и ляпоты. Получается, что Гайдай в лице Шурика уважает старый строй, не отрицает его и даже подчеркивает его значимость. Шурик принимает царя, как дорогого гостя. 
Не искушенный фильмами зритель может вспомнить и то, в каких условиях живет настоящий Иван Васильевич. В царских палатах стоит всего один сундук, который показывает весь аскетизм бытия самого царя. В зале для приема гостей стоит одна лавка и трон. На что надеется настоящий государь? На милицию, на медперсонал из психбольницы? Известно, на кого. Стоит вспомнить сцену в лифте, когда он накладывает на себя крестное знамение и двери открываются. Следует обратить внимание и на это личное обращение Ивана Грозного, когда он смотрит на зрителя и говорит о силе креста.  Это атеисту смешно, но не смешно тому, кто хранит тоже самое в своем сердце. В нем вся культура и самобытность  русского народа, о которой пытаются паки и паки вспомнить современные артисты, которые играют в театрах и кино те самые времена. Получается, что благодаря тому возникло русское государство, а не благодаря черной кошке, в которой можно лицезреть предвестника беды, революции или еще чего-либо. Интересен и факт того, как Иван Васильевич Грозный смотрит  на картину с самим собой, где якобы убивает сына.  Было ли все-таки  убийство? Может история изложена не так, чтобы умалить роль самодержца? Снова пробегает черная кошка. Тьфу! Брысь,  отсюда!
Конечно, Гайдай позволяет своим героям вернуться назад. Одновременно, с этим заставляет задуматься своего зрителя над персонажами, над их внутренним гнилым миром, который в современности утратил честность, любовь, уважение, благочестие и иные общечеловеческие качества.  В трех ли магнитофонах и любовницах заключается  смысл жизни? Может важнее поездка в Гагры с любовником? Наверно,  смысл жизни в истинной преданности отечеству и его служению, как это делают царь Иван Васильевич и его последователь инженер Шурик. Чтобы понять эту истину,  надо быть в истине. Главное, чтобы был инструмент для ее достижения и для отгнания всякого демона!