Коммунизм как культура

Игорь Ерошенко
 Коммунизм как культура
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств,      
                которые выработало человечество.
                Владимир Ленин
     Коммунистичность личности определяется качеством его нравственно-моральной деятельности (индивидуальным этосом). И в  социуме столько коммунизма, сколько позволяет его этос (дух коммунизма).  Ранее опираясь на это понятие (дух социума), используемое Вебером, мы выяснили  причину парадокса: теория научного коммунизма родилась на Запале, Запад материально и социально-экономически был более, чем Россия подготовлен к установлению власти в руках рабочего  класса, но там этого не произошло. Этос пролетариата на Западе ему на тот момент этого не позволил. 
      Фашисты в Италии и Германии первыми показали как достаточно быстро, опираясь на современные средства массовой информации можно переделать этос целых  наций и воздействуя на него овладеть страной. Прежде чем начать завоёвывать другие страны фашисты смогли пленить и покорить народы своих стран.  И вот культурнейшие европейские нации, вместо того, чтобы заниматься созидательным мирным трудом, бросились с остервенением на своих соседей… 
     Наука, повторим мы,  как атрибут человека разумного и институт, являющийся основным источником прагматичных знаний для социума не завершила своего рождения, находится в стадии или фазе генезиса. По крайней мере, наука недостаточно помогает человечеству решить те проблемы, перед которыми оно стоит: сохранить планету пригодной для жизни, и спасти  мир от ядерной катастрофы. Вероятность первой и второй трагедии не отпускает человечество.   
      Мифологический сакральный компонент как единство мечты, веры и знания, как  метод  ориентации на высшее,  как элемент неклассической методологии, включается в методологию научного познания и, более широко, гуманизирует  воздействие  науки на культуру в целом. Этот компонент присутствовал объективно  и в деятельности большевиков (коммунистов), пока они оставались верны трудовому народу, чтобы они плохо не говорил о религию вообще.
     Классическую науку удивляет,  начиная с Х1Х века, данные науки неклассической и далее постнеклассической: неэвклидовы геометрии, теория относительности Эйнштейна, фрактальная геометрия, квантовая механика. Синергетика, как нам представляется, проиллюстрировала вообще потрясающий факт: абсолютно косной (мёртвой) материи в природе присуще свойство эволюционировать.
        Человек самого себя делает инструментом измерения, описания и познания окружающего мира. Это относится не только к сакральному познанию, сущность которого раскрыта Фейербахом, но и ко всем остальным формам общественного сознания: искусству, философии,  науки. Взаимопроникновение сакрального (мифолого-религиозного),  художественного, философского и научного знания превращает коммунистическую (реально гуманистическую)  культуру, в истинное духовное богатство…   
      Несмотря на то, что наука как и религия ранее и сейчас рьяно  используется господствующими классами в деле закрепления и увековечивания своей диктатуры, духовные богатства  в целом – собственность всего человечества, а не кучки авантюристов, вознёсшейся  над остальными. Смысл возвращения и распространения коммунизма  - возвращение богатства, в первую очередь, самого главного богатства – богатства духовного, тем, кто и является его истинным создателем, то есть трудящимся.   
        В деле формирования общей картины мира наука продолжает дело религии. Картина мира в науке постоянно уточняется и поэтому предстаёт постоянно неполной. Неполнота вызывает необходимость в дополнении её мифологическими компонентами. Мифологическое знание как и мифологические компоненты, не являясь знанием в полном смысле этого слова, становятся одним из древнейших человеческих способов его (знания) поисков в этом сложном мире. Современные системы образования ориентируют учащихся на знакомство с тремя картинами мира: религиозной, философской и научной.  Учащиеся вправе отказаться от всех трёх или выбрать одну из них, или найти в современной культуре духовные способы их интеграции. Эти способы  можно. наверно найти, если в сакральном (Абсолюте) видеть устремление к спасению, сохранению в этом мире феномена Человека. Только духовная культура в лучших своих достижениях может стать той силой, которая спасёт человечество. И как тут не вспомнить: «Красотой спасётся мир».
                Послесловие ко всему циклу заметок
     Человек и создаваемые  им социумы (социально-антропологические системы) всегда пребывали и пребывают на том уровне развития, который позволяет их: накопленный опыт, имеющиеся орудия трудовой деятельности и знания. Качество же реализации опыта, орудий трудовой деятельности и знаний определяется этосом.
     Этос (дух социума) – отражение в индивидуальной и социальной психологии нравственно-моральных качеств реальных и потенциальных возможностей личности и социума. Те социальные классы и группы, в руках которых находятся средства воздействия на этос (основные ретрансляторы информации: СМИ, образование, сфера культуры ), владеют и духом народа, т. е. есть де факто держат в плену его душу.
     Ещё в рамках последних десятилетий существования СССР душа советского народа попал в плен в результате фактического захвата СМИ  антикоммунистическими (что,  по Зиновьеву, =  антироссийскими и  одновременно  аморальными социальным группам). Это пленение как иго нависло над страной Советов, разрушило её,  продолжает висеть над народами России и в той или иной мере над всеми народами бывшего Советского Союза.