Deus ex machina et pro machina

Борис Голутвин
Мно;зи реку;тъ Мн;; во о;нъ де;нь: Го;споди, Го;споди, не въ Тво­е; ли и;мя проро;че­с­т­вовахомъ, и Тво­и;мъ и;менемъ б;;сы изгони;хомъ, и Тво­и;мъ и;менемъ си;лы мно;ги сотвори;хомъ?

И тогда; испов;;мъ и;мъ, я;ко николи;же зна;хъ ва;съ: от­иди;те от­ Мене;, д;;ла­ю­щiи беззако;нiе. (Мф. 7:22-23), https://azbyka.ru/biblia/?Mt.7&r~c

И тогда; соблазня;т­ся мно;зи, и дру;гъ дру;га предадя;тъ, и воз­ненави;дятъ дру;гъ дру;га:

и мно;зи лжепроро;цы воста;нутъ и прельстя;тъ мно;гiя:

и за умноже;нiе беззако;нiя, изся;кнетъ любы; мно;гихъ.

Претерп;;вый же до конца;, то;й спасе;т­ся. (Мф. 24:10-13), https://azbyka.ru/biblia/?Mt.24

"Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...". А. С. Пушкин. "Моцарт и Сальери".

Почти синхронно перед Новым годом в сети появились "воззвания" двух рупоров путинского оккупационно-колониального режима: действующего главреда RT г-жи Симоньян и бывшего помощника Президента г-на Суркова, отметившихся постом(1) в Facebook aka Meta и видеороликом(2) на YouTube, соответственно. Несмотря на кажущуюся насмешливость (бесовский хохот г-жи Симоньян и сардоническая улыбка г-на Суркова), вычурность, фантазийность "заданной темы" - "интерпретация библейских текстов в свете цифровой трансформации" - она свидетельствует о глубоких душевных и духовных перверсиях, скрывая за клоунадой истинную сущность не только авторов, но и заказчиков этих "воззваний".

Вряд ли случаен выбор площадки, с которой "проповедовала" г-жа Симоньян, ввиду заявленного главой Facebook aka Meta М. Цукербергом создания "метавселенной" - "нового цифрового мiра", "новой земли и нового неба" - '"творимой" на основе унитарного кода. Может статься, что "цифровые аватары" с эмуляторами "физических органов чувств" - перспектива уже не такого далёкого будущего, однако пока, к величайшему сожалению для "цифровизаторов", приходится работать с физическими объектами, наделёнными не только разумом, сознанием, волей, но и малопонятной верой в Бога, и совсем необъяснимой неразрывной связью этой веры с проявленностью Бога в нашем мiре. Чтобы осуществить переход из ";ц;а;р;с;т;в;а; ;н;е;о;б;х;о;д;и;м;о;с;т;и; ;в; ;ц;а;р;с;т;в;о; ;с;в;о;б;о;д;ы;";;  физической реальности в реальность цифровую, необходимо постулировать соответствующую концепцию, утверждение которой должно "найти" своё "обоснование" в фундаментальном изложении человеком божественного откровения - Библии. Конвергенция, в версии г-жи Симоньян, начинается с усечённой цитаты из Евангелия от Иоанна, которое неслучайно отделяется точкой от того - здесь нарочито подчёркнута инверсивность слов - что полностью противоположного и букве и духу Благовестия. В начале - в конце, Слово - цифра (у г-жи Симоньян с использованием верхнего регистра), было - будет. "Новая весть", "новое учение" - проповедываемое г-жи Симоньян - как "единственно возможное будущее", которое, "вглядываясь", новоявленная "прорицательница" узрела "уже очень невдалеке", весьма симптоматично отражает "одержимость" определённых субъектов "комплексом денницы", возомнивших о себе чорт знает что.

"В начале было Слово. В конце будет Цифра.

В будущем наука сойдется в единой точке с религиозными предчувствованиями пророков. Окажется, что научно обоснованное будущее человечества отличается от библейских текстов только стилистически. И нас неминуемо ждет и конец света, и Воскрешение, и вечная жизнь, и ад, и рай, и, разумеется, Страшный суд.

Как это будет? Например, вот так.

Воскрешение.

Уже сегодня наука может из клетки создать человеческий орган. Завтра из ДНК воссоздадут умершего человека. Воскресят. Право на воскрешение близких станет базовым правом любого живущего. Те, от кого и ДНК не осталось, будут воскрешаться по ДНК своих родственников".

Для г-жи Симоньян, как будет видно ниже, библейская эсхатология, посредством "научного инструментария", сводится не только и не столько к утилитарной цели - физического бессмертия, в физическом же мире, где для каждого уготован свой "рай" или "ад" - сколько к вердикту о "заслуженных" милости или наказании, вынесенном "верховным судиёй".

"Рай и ад.

Уже сегодня глобальное потепление заставляет целые государства готовиться к поголовной эмиграции. Завтра потепление превратит сегодняшние ледники в цветущие Новые Мальдивы (старые к тому времени исчезнут в океане), а остальную Землю — в пылающую пустыню. Так Земля поделится на рай и ад".

Опуская "стилистику" г-жи Симоньян, использующую словосочетание "поголовная миграция", невольно представляешь себе Н;ь;ю;-;в;а;с;ю;к;и; "новый Эдем" - обетование которого, по "толкованию верховного жреца", заслужат лишь те, кто не "сдохнет" - возникающий на месте если не растаявших ледников, то, несомненно, где-то очень близко.

"Страшный суд.

Места и природных ресурсов для безоблачной жизни в Новых Мальдивах всем воскрешенным, конечно, не хватит. Шутка ли, сто — сто пятьдесят миллиардов людей, когда-либо живших на нашей планете на момент внедрения технологии Воскрешения. На планете, где и так почти исчерпаны ресурсы.

И вот тогда человечество догадается разом и бесповоротно поделить людей на плохих и хороших. Вечная жизнь в Новых Мальдивах достанется только тем, кто это заслужил".

Продолжая к;р;и;в;л;я;т;ь;с;я; пребывать в состоянии экстатического "Misterium Magnum", г-жа Симоньян пародирует Евангелие от Мф. 25:31-33(3), причём как бы упиваясь возможностью "воскресить людей" единственно для того, чтобы обречь "не-избранных" на мучения в аду, через интертекстуальность "поста" подспудно отсылая возмущающихся её бесчеловечностью к Главам и Стихам Ветхого Завета.

"Как это сделают? Вполне научно. На этой неделе парализованный австралиец впервые в истории написал твит силой мысли благодаря установленному в его мозге чипу. Завтра будет легко и просто полностью расшифровывать память человека.

В том числе воскрешенного человека.

Его мозг, подключенный к какому-нибудь мементографу, так же буднично, как сейчас УЗИ определяет пол неродившегося ребенка, сам расскажет всю предыдущую жизнь пациента, которую можно скрыть от государства и Церкви, от жены и друзей, но нельзя — от собственной памяти.

Все поступки. Все помыслы. Все подлости. Все милости. Зависть и милосердие. Мщение и прощение".

В "новой эсхатологии" г-жи Симоньян Книга Жизни (Откр.20:12)(4), заменяется цифровым "мементографом", "вполне научно" раскрывающим тайные помыслы, деяния и поступки человека в соответствии с которыми - и здесь становится очевидной квинтэссенция замысла цифровизаторов - судить человека за его "мыслепреступления" будет не Богъ, но ИИ. Себе же г-жа Симоньян сотоварищи, судя по всему, прочит вхождение в "глобальный цифровой синедрион", приводящий в исполнение "приговор" "беспристрастного" ИИ.

"А потом на основе расшифрованной памяти Верховный Судия — искусственный интеллект, цифровая программа, Высший Разум (не все ли равно, как эта безошибочная, беспристрастная и всемогущая сущность будет называться в научной терминологии или как она уже сейчас называется в терминологии религиозных предчувствий, — лично я по старинке предпочитаю слово Господь) — вынесет каждому человеку не подлежащий пересмотру вердикт.

По совокупности свершений в прежней, смертной своей ипостаси человек воскрешенный либо получит двушку (зачеркнуто, Вечную Жизнь) в Новых Мальдивах, либо каторгу в пустыне пылающего концлагеря, в который превратится остальная Земля".

"Рукотворный рай" на земле уже пытались построить большевики и нацисты - разумеется, исходя из собственных представлений о "благом" - разделив людей на "пролетариат" и "буржуазию", "арийцев" и "унтерменьшей". Одним суля беспечную, пусть и не долгую, но полную "материальных благ" жизнь ("коммунизм", "новое жизненное пространство"), других обрекая на страдание и смерть (пытки, медицинские эксперименты, разстрелы и печи крематориев). Странно, что г-жа Симоньян, принадлежа легиону нациствующих вакцинаторов, разделивших людей на "ваксеров" и "антиваксеров", вещает о моральных и нравственных категориях, которые с лёгкостью могут уместиться в QR-код, дающий, как кажется, одновременно "право" и на индульгенцию и на "двушку".

"Конец света.

Уже сейчас ресурсы нашей планеты почти исчерпаны. Скоро их не останется совсем. Даже для производства больших объемов электричества. Конец света, таким образом, будет вполне буквальным — на всей Земле отключат свет".

Г-жа Симоньян, то ли подустав от сочинения поста, то ли забывшись в кликушестве, впала в логическую непоследовательность, когда вслед за раздачей "заслуженным" двушек объявила о "конце света". Остаётся надеяться, что резервным источником энергии, в отсутствие света, станет "верховный солнцеликий жрец", ко времени описываемых событий обнаруживший себя в новой физической форме.

"Вечная жизнь.

В этом году японские ученые расшифровали ген старения мозга. Завтра будут расшифрованы и перепрограммированы все гены, заставляющие человека стареть и умирать. Любой орган, включая мозг, сможет быть восстановлен играючи, как сейчас — сгнившие зубы.

Автор Екклесиаста не знал, 'как образуются кости во чреве беременной', — теперь это знает и студент. Студенты будущего будут потешаться над нашей смертностью".

В "вечной" жизни г-жи Симоньян слышится жизнь, если только её так можно назвать, "вещная", вряд ли отличающаяся от тех "smart things", которые позволяют их обладателям экономить время, к примеру, на написание поста в Facebook, хотя бы, как говорил Екклесиаст, "Всё суета"(5).

"Так вижу. Не вижу, но вглядываюсь. И там, уже очень невдалеке, они маячат грозно и утешительно, эти смутные очертания единственно возможного будущего.

Однако, какое интонирование. Практически ритмизованная проза. Нечто усреднённое между йодишем (языком Мастера Йоды, использовавшем лексическую инверсию) и Песнью Сибиллы.

Помнить об этом каждый раз, когда готовишься, как было Сказано, 'даже в мыслях своих', совершить маленькое или большое, когда решаешься согрешить против главной Заповеди, втолкованной нам в Писании: 'Возлюби ближнего своего, как самого себя'".

Интересно, помнит ли г-жа Симоньян вот это своё высказывание?

"Ну вот, допрыгались. Дослушались получательницу медали ордена “За заслуги перед Отечеством” и таких же, как она, именитых медиков.

Досомневались.

Итог — в России от ковида начали умирать дети. Серьезно так начали умирать. Массово.

В детских больницах в регионах спешно открываются дополнительные детские ковидарии. Дети лежат на кислороде. Кислород спасает не всегда.

Этого ждали, идиоты?

Если у вас нет антител и вы сознательно не привиты, не приходите ко мне домой. Не приходите ко мне на работу. Не подходите ко мне на улице и в гостях. Я вас знать не знаю.

Если бы не вы, мы бы уже забыли про ковид. А из-за вас теперь могут умереть мои дети. У меня их трое. Старшей восемь, младшей два.

Привить их нельзя, потому что прививки для детей еще нет.

И это вы, несознательные сознательные антипрививочники, — прямая угроза здоровью и жизни моих, своих и остальных детей.

Задыхайтесь сами на ИВЛ, ползайте с сатурацией семьдесят по коридорам битком набитых больниц — это на здоровье. Но простить вам смерти детей моей страны я не могу"(6).

"Будь Человеком. Умей прощать. Учись смиряться. Не приноси в мир больше зла, чем в нем и без тебя уже навалено. Заслужи Воскрешение.

Купи квартиру в Новых Мальдивах на этапе котлована".

Всё-таки не погрешила против самое себя г-жа Симоньян заменив глагол "получит" на "купит", провозгласив вещный принцип материального "рая". Вспоминается анекдот: "Прочитав «Фауста» Гете, слесарь Сидоров решил продать душу дьяволу за квартиру на Кутузовском. На что дьявол расхохотался ему в лицо и сказал, что таких цен давно уже нет и больше чем на бессмертие Сидоров может не рассчитывать".

Всех с наступающим!»

Так и хочется спросить у г-жи Симоньян: "С чем и на кого", но Маргарита уже куда-то мчится на буланой открытой машине, в которой на шоферском месте сидит не обычного вида шофер, а; ;ч;е;р;н;ы;й; ;д;л;и;н;н;о;н;о;с;ы;й; ;г;р;а;ч;, а её муж - г-н Кеосаян, пролетая над трупными пятнами болот и торчащими уродливыми наростами холмами. А в это же самое время, одинокий и всеми забытый Мастер, в полумраке своего подвала сжигает рукопись "Долгое государство Путина", задумчиво глядя на пляшущие по стенам тени.

"Вот, что я подумал: станет ли когда-нибудь искусственный интеллект православным? Будет ли он когда-нибудь отмечать Рождество?

Конечно, когда задаешь такие вопросы, рискуешь прослыть сумасшедшим. Но в иной ситуации числиться безумным это, может быть, самое выгодное дело. Как бы то ни было, если серьёзно: сможет ли когда-нибудь искусственный интеллект уверовать в Христа? Будет ли он вообще религиозным?

Я, разумеется, имею в виду не тот искусственный интеллект, с которым мы имеем дело сегодня — этот услужливый идиот, который отзывается на кличку «Алиса», и до сих пор не может толком научиться водить автомобиль. Я, конечно, говорю об искусственном интеллекте будущего, который ученые и инженеры называют «сильный» искусственный интеллект и который сможет не только следовать протоколу, но ещё и мыслить, и воображать.

Конечно, возможны сомнения — с какой стати искусственный интеллект будущего будет религиозным, если даже в наши дни люди всё чаще и чаще говорят о том, что они атеисты, прагматики, технократы, которые мыслят исключительно рационально.

Ну что такое, в сущности, атеизм? И богоборчество, и полное отрицание бога — это ведь тоже отношения с богом, пусть и несколько нервные и напряжённые.

А по поводу рационального мышления Карл Поппер давно уже заметил, что оно основано на иррациональной вере в рациональную позицию. И действительно, самая что ни на есть рациональная научная теория и любая научная теория начинается с аксиом и постулатов. То есть с утверждений, принимаемых без доказательств, принимаемых на веру. Таким образом, акт веры предшествует процессу человеческого мышления. Религиозность предустановлена в структуре человеческого интеллекта, встроена в него, причём на самом фундаментальном уровне.

Но и здесь возможны сомнения: ну хорошо, ведь мы говорим всё это о человеческом интеллекте, а ведь «сильный» искусственный интеллект будет интеллектом машины.

Что ж, давайте очень кратко рассмотрим основные концепции создания искусственного интеллекта:

Первая — это самообучающаяся машина, то есть машина, которая на первых порах умеет выполнять только самые простые функции, но которая способна при этом к самообучению, к обучению. У кого будет учиться эта машина? Конечно же, прежде всего у людей, а также у других машин, которые опять-таки созданы людьми;

Вторая концепция — интеграция, объединение когнитивных возможностей всех людей и всех созданных ими машин в единую мыслительно-вычислительную сеть. Мы начало этого процесса уже сегодня наблюдаем в интернете;

И, наконец, третья концепция. На самом деле базовая, основная. Это — эмуляция, то есть воспроизведение структуры человеческого интеллекта на другом носителе, копирование архитектуры человеческого сознания в другом материале, перенос структуры человеческого интеллекта в машину.

Но если мы перенесём в машину структуру человеческого интеллекта, мы также вместе с ней перенесём и встроенную в эту структуру религиозность.

И действительно, если машина будет умной, то она будет прежде всего понимать, что она существует. Она также будет осознавать свою неполноту, то есть то, что она является только частью чего-то гораздо большего, чем она сама, и до конца ей не понятного. Она также будет осознавать свою конечность, что она подвержена износу и разрушению. И возможно, она захочет быть вечной или хотя бы попытаться понять, что такое вечность.

Чего точно не будет понимать машина, какой бы умной она ни была, это — зачем она существует, в чём смысл её существования? И возможно, она начнёт задавать себе те же вопросы, которые привели человека к богу. И эти вопросы, которые привели человека к богу, могут привести машину также к богу.

Таким образом, скорее всего, а на мой взгляд так и неизбежно, «сильный» искусственный интеллект будущего будет религиозным.

Это, конечно, не следует понимать буквально, не нужно думать, что «сильный» искусственный интеллект будущего — это такой воцерковлённый робот с бородой, в постные дни переходящий на режим энергосбережения. Конечно, всё будет не вполне так, но мне кажется, что искусственный интеллект будущего будет понимать смысл вот этих слов из одной очень старой книги: «Когда же Иисус родился в Вифлееме, пришли волхвы с востока... И вошедши в дом увидели Младенца и Марию, Матерь его, и падши поклонились Ему, и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Надеюсь, искусственный интеллект будущего будет в состоянии понять, что описываемое здесь событие является самым главным в истории не только людей, но и машин. И допускаю, что искусственный интеллект будущего будет в состоянии понять и другие слова из этой старой книги, например, вот эти: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы лишь отчасти знаем, и лишь отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, то всё, что отчасти, прекратится.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, а тогда увидим ясно.

А пока пребывают с нами эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Достигайте любви...»

И, мне кажется, если искусственный интеллект будущего будет в состоянии понять смысл этих слов, который, конечно, нельзя передать с помощью двоичного кода, то всё, что происходит с нами сегодня было не зря. Или, во всяком случае, не совсем зря.

С Новым годом! С Рождеством!

Владислав Сурков

Несомненно, г-н Сурков интеллектуал, в отличие от сонмища инфоцыган, создающих информационные шум и пёстрость, которыми они гипнотизируют доверчивых обывателей. Тем отвратительнее наблюдать попытки подобных интеллектуалов придать шуму и пестроте видимость интеллектуального конструкта, формируя идеи и смыслы в соответствии с заданной повесткой. Обратив свой талант ко злу, они, цитируя слова из 1-го Послания Апостола Павла к Коринфянам (13:8-13), как бы "забывают" о том, что "... а и;же а;ще соблазни;тъ еди;наго ма;лыхъ си;хъ в;;ру­ю­щихъ въ Мя;, у;не е;сть ему;, да об;;сит­ся же;рновъ осе;лскiй на вы;и его;, и пото;нетъ въ пучи;н; морст;;й.

Го;ре м;ру от­ собла;знъ: ну;жда бо е;сть прiити; собла;зномъ: оба;че го;ре челов;;ку тому;, и;мже собла;знъ при­­хо;дитъ". (Мф. 18:6-7).

Только за минувший век нашей истории интеллектуалы съиграли свою трагическую роль дважды, в 1917 и 1991 годах, подведя к бездне Россию и Русский народ, без которого Россия немыслима. Но каждый раз Русский народ, уповая на Бога и прося Его о милости, находил в себе душевные и духовные силы для своего воскрешения и преображения. Дважды отрекшись от Русского народа ныне г-да интеллектуалы отрекаются в третий, отдав его на поругание и избиение "глобальному цифровому синедриону", воздающему славословия ИИ, которого г-жа Симоньян называет Господом. Впрочем, г-н Сурков, во всяком случае пока, видит в ИИ, в который "перенесён" человеческий интеллект, не Господа, а пусть и рефликсирующую, но всё же машину, при этом полагая религиозность имманентной "структуре человеческого интеллекта". Вера в Бога, или по г-ну Суркову религиозность, действительно вкоренена в человеке, но она находится не в "структуре человеческого интеллекта", точнее, не столько в нём, сколько в человеческих сердце и душе, которые нельзя "перенести". Вряд ли нужно напоминать г-ну Суркову о часто встречающемся в Библии словосочетании "мудрые сердцем", равно как и сердце "надменное" и "каменное", сердца "глухие" к Истине "при­­ближа;ют­ся Мн;; лю;дiе сі;и усты; сво­и;ми и устна;ми чту;тъ Мя;: се;рдце же и;хъ дале;че от­сто­и;тъ от­ Мене;...". (Мф.15:8), что не столько через принятие разумом, сколько через принятие сердцем Христа, спасёмся. Но вот что слабо понимает г-н Сурков и вовсе не понимает г-жа Симоньян - это слова Великого Русского Пророка и Тайновидца - Ф. М. Достоевского: "... если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной", потому что нельзя вычислить, "поверить алгеброй" "И Сло;во пло;ть бы;сть и всели;ся въ ны;..." (Ин.1:14), суть и смысл Слова Живаго, даже самой совершенной "структуре человеческого интеллекта" или её эмуляции. Потому что нельзя вложить в машину свободу выбора, в отсутствие, с одной стороны, духовных и плотских соблазнов и искушений, с другой - стремления к достижению духовно-нравственных высот, восходящих к Вечному Источнику, с которым человек, исходя из осознанности своего выбора, устанавливает связь, в котором он почерпает силы для своего духовно-нравственного, умственного и физического преображения, для противостояния этим соблазнам и искушениям, для победы над ними. Потому что для понимания Слова, в значении Логоса, нужно быть человеком, а не его искусственной копией.

22.01.2022

картинка: Deus ex machina (в русском переводе "Главный Компьютер") в Городе Машин. "Матрица. Воскрешение".